Налогоплательщик-организация, которая хотела бы изменить сроки уплаты определенных видов налогов, спрашивает, в чем различие форм, перечисленных в п.3 ст.61 Налогового кодекса РФ, в которых уполномоченные органы производят такие изменения, и какие из этих форм предпочтительнее для налогоплательщика?

Ответ: В соответствии с п.3 ст.61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налогов и сборов осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Отсрочка и рассрочка на основании ст.64 Кодекса представляют собой перенесение срока уплаты налога на более поздний (от 1 до 6 месяцев), а рассрочка при этом предполагает еще и не единовременную, а поэтапную уплату суммы налога. Налоговый кредит (ст.65) представляет собой также отсрочку или рассрочку уплаты суммы налога, но на более длительный срок (от 3 месяцев до 1 года), и перечень оснований для его предоставления ограничен по сравнению с перечнем оснований для предоставления отсрочек и рассрочек. Инвестиционный налоговый кредит (ст.66) имеет строго целевое назначение и гораздо больший срок отсрочки (от 1 года до 5 лет), а также специальный порядок уменьшения своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Что касается предпочтительности какой-либо из перечисленных форм для налогоплательщика, то следует отметить, что, кроме желания налогоплательщика выбрать ту или иную форму, приемлемую для него, уполномоченным органом в обязательном порядке рассматривается наличие конкретных оснований для выбора формы перенесения срока уплаты налога. Таким образом, это является основным критерием для выбора уполномоченным органом формы перенесения срока уплаты налога. Отсутствие необходимых оснований для получения той или иной формы приводит к отказу изменить срок уплаты налога.

28.05.99 М. Александрова

Советник налоговой службы

III ранга