Минфин РФ неоднократно рекомендовал своими письмами не применять установленный п.5 Указа Президента РФ от 08.05.96 N 685 новый порядок определения амортизационных отчислений. Между тем никакими документами Президента РФ (указами и т. п.) данный пункт Указа не отменялся. Действует ли в настоящее время п.5 Указа и можно ли его применять для целей налогообложения и бухучета?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 мая 1999 г. N 04-02-01/2

Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше обращение по вопросу применения п.5 Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 для целей налогообложения и бухгалтерского учета, сообщает следующее.

В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом дополнений и изменений) перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.

Согласно ст.2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" до принятия указанного выше федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Действующий порядок определен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями).

Подпунктом "х" п.2 указанного Положения установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.

Указанные нормы были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" и до настоящего времени не отменены.

Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685, устанавливающие особый порядок формирования затрат, в том числе расчета амортизационных отчислений, должны быть в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ учтены при разработке вышеупомянутого федерального закона, определяющего перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

Что касается начисления амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета, то данный вопрос регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.97 N 65н.

Одновременно сообщается, что Ваше заключение о том, что Министерство финансов Российской Федерации своими письмами отменило действие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, является принципиально неверным.

Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 предполагает комплекс мер по совершенствованию налоговой системы, которые должны осуществляться в совокупности.

Принимая во внимание позицию Федерального Собрания Российской Федерации о преждевременности перевода всех предприятий на метод формирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке (п.7 Указа) и во избежание значительных некомпенсируемых потерь бюджета в случае применения предусмотренного Указом порядка формирования затрат по методу "начислений", включая новый порядок начисления амортизации, без адекватного перехода на формирование доходов по тому же методу, Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Министерством юстиции Российской Федерации дважды вносило в Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" в части отмены действия п. п.3, 5, 7 и 10.

Позиция Министерства финансов Российской Федерации и заинтересованных министерств была поддержана Правительством Российской Федерации в его обращении на имя Президента Российской Федерации.

В связи с тем, что решений по данному вопросу не принято, практическое применение норм названного Указа Президента Российской Федерации осложнилось.

17.05.99 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ