Можно ли лесорубочный билет приравнивать к лицензии, а при его отсутствии деятельность по заготовке древесины считать нелицензионной и применять к лесопользователю финансовые и иные санкции?
Ответ: При пользовании лесным фондом предусмотрено лицензирование этой деятельности (см. ст.81 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 N 22-ФЗ), однако это положение Кодекса в настоящее время практически не реализовано. Поэтому право на различные виды пользования лесным фондом закрепляется в настоящее время в договорах аренды участка лесного фонда, лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах.
Учитывая изложенное, лесорубочный билет хотя и заменяет в определенной мере лицензию, полностью относить его к какой-то особой форме (разновидности) лицензии неправомерно, т. к. порядок ведения лицензионной деятельности, оформление и получение соответствующих документов, а также ответственность за безлицензионное ее ведение (в т. ч. при использовании природных ресурсов) утверждены конкретными нормативными актами (см., например, Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 N 158-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 с аналогичным названием).
Однако как при деятельности, подлежащей лицензированию, но осуществляемой без соответствующей лицензии, предусмотрены определенные санкции, так и при пользовании лесным фондом без лесорубочного билета также предусмотрена определенная ответственность. Так, Постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 551 "Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" взыскиваются неустойки:
за самовольную рубку, уничтожение, повреждение деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке; за заготовку древесины до получения лесорубочного билета; за несвоевременное оформление лесорубочных билетов или ордеров на фактически произведенную рубку и др.
14.05.99 В. В.Петрунин
Советник налоговой службы
I ранга