В соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Банком России

С 1 января 2010 г. в ст. 333 НК РФ, определяющую только особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО, внесены изменения, устанавливающие, что обязательства (требования) по денежным средствам в иностранной валюте по второй части РЕПО, когда доходы (расходы) по операции РЕПО рассматриваются в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ как проценты по займу, предоставленному (полученному) ценными бумагами, подлежат переоценке, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России.

При этом ст. 333 НК РФ не содержит специальных положений, регламентирующих переоценку денежных обязательств (требований) по денежным средствам в иностранной валюте по второй части РЕПО в случае, когда доходы (расходы) рассматриваются в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ как проценты по привлеченным (размещенным) денежным средствам.

Подлежат ли переоценке для целей исчисления налога на прибыль обязательства (требования) по возврату денежных средств и уплате (получению) процентов, выраженные в иностранной валюте, когда доходы (расходы) по операции РЕПО рассматриваются как проценты по привлеченным (размещенным) средствам, на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Правомерно ли включить суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц от переоценки указанных требований (обязательств) в состав внереализационных доходов (расходов) по налогу на прибыль на последнее число отчетного (налогового) периода и (или) на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств) в зависимости от того, что произошло раньше, на основании п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 июля 2013 г. N 03-03-06/2/29318

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке оценки требований (обязательств) по денежным средствам в иностранной валюте по операции РЕПО и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 333 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случаях, если объектом операции РЕПО выступают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, возникающие у покупателя (продавца) по первой части РЕПО обязательства (требования) по их обратному выкупу не подлежат переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Центральным банком Российской Федерации.

При этом обязательства (требования) по денежным средствам в иностранной валюте по второй части РЕПО, когда доходы (расходы) по операции РЕПО рассматриваются в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ как проценты по займу, предоставленному (полученному) ценными бумагами, подлежат переоценке, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

На основании указанной нормы подлежат переоценке в налоговом учете обязательства (требования) по возврату денежных средств и уплате (получению) процентов по второй части РЕПО, выраженные в иностранной валюте, в случаях, когда доходы (расходы) по операции РЕПО рассматриваются как проценты по займу, предоставленному (полученному) ценными бумагами. При этом возникшие курсовые разницы учитываются на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц от переоценки требований (обязательств) подлежат включению в состав внереализационных доходов (расходов) на последнее число отчетного (налогового) периода и (или) на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств) в зависимости от того, что произошло раньше, на основании п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ соответственно.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

24.07.2013