1. Каковы особенности оформления результатов выездных налоговых проверок согласно НК РФ? В какие сроки представляются на подпись руководителю проверяемой организации акты по результатам налоговых проверок?

2. В соответствии со ст.36 НК РФ ФСНП лишилась права самостоятельно проверять налогоплательщика. Одновременно с этим на основании Федерального закона "О введении в действие части первой НК РФ" пока не внесены изменения в Закон "О федеральных органах налоговой полиции". В таком случае имеет ли право налоговая полиция проводить проверки, каков порядок их оформления, считается ли подобная проверка полиции налоговой в соответствии со ст. ст.87, 89 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 апреля 1999 г. N 04-00-11

В соответствии с Вашими письмами с просьбой о разъяснении отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой политики сообщает следующее.

1. Согласно п.1 ст.100 Кодекса акты налоговых проверок должны составляться уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездных налоговых проверок. Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено (п.4 ст.100).

Кодексом не установлены сроки, в течение которых акт налоговой проверки должен быть составлен и вручен руководителю проверяемой организации. В п.3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время - МНС России).

Требование об уплате налога и соответствующих пеней по результатам налоговой проверки в соответствии со ст.70 Кодекса должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения налогового органа по результатам налоговой проверки. При этом в п.3 ст.101 НК предусмотрено, что требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений направляется налогоплательщику на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, полагаем необходимым отметить, что в соответствии со ст.109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения, а п.6 ст.108 Кодекса предусмотрено, что каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Согласно п.3 ст.46 Кодекса решение налогового органа о взыскании налога должно быть принято не позднее десяти дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога и доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании налога.

В ст.115 Кодекса установлен срок давности взыскания налоговых санкций, согласно которому налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

2. В ст.82 Кодекса предусмотрено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в том числе посредством налоговых проверок. Право налоговых органов проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом, предусмотрено в п.1 ст.31 Кодекса. В ст. ст.87, 88 и 89, 100 и 101 Кодекса установлен порядок проведения налоговыми органами налоговых проверок, а также регламентируется порядок оформления ими результатов налоговых проверок и производство по делу о налоговом правонарушении.

Органам налоговой полиции согласно пп.4 п.2 ст.36 Кодекса предоставлены полномочия участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. В п.3 указанной статьи предусмотрена обязанность органов налоговой полиции в трехдневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

В силу ст.6 Кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если он противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса, в частности, если он отменяет или ограничивает права налогоплательщика либо полномочия налоговых органов, установленные Кодексом, изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников налоговых правоотношений, разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом.

В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы действуют с 1 января 1999 г. в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

01.04.99 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ