Правомерно ли решение городского собрания депутатов о введении дополнительных сборов со всех предприятий и организаций - застройщиков на строительство общегородских объектов инфраструктуры в размере 30% от общей стоимости зданий и сооружений (павильонов, гаражей), строящихся на территории города?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 1999 г. N 04-05-17/7
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности решения городского собрания депутатов о введении дополнительных сборов со всех предприятий и организаций - застройщиков на строительство общегородских объектов инфраструктуры в размере 30 процентов от общей стоимости зданий и сооружений (павильонов, гаражей), строящихся на территории города, и сообщает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" было отменено ранее предоставленное органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Этим же Указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано отменить с 1 января 1997 г. принятые ими решения о введении дополнительных налогов и сборов, а органам местного самоуправления предложено принять аналогичные решения, касающиеся дополнительных налогов и сборов, введенных ими ранее на подведомственных территориях.
В результате этого налоговое законодательство было приведено в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации, предусматривающими, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75).
Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборов" определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации к общим принципам налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и налоговых платежей.
Конституционный Суд в своем Определении от 05.02.98 N 22-О указал на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. N 5-П в полной мере распространяется на порядок установления местных налогов, в частности, указав на следующее.
Исчерпывающий характер перечня местных налогов, содержащегося в ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", вытекает и из Федерального закона от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно его ст.1 собственные доходы местного самоуправления - это налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые перечислены в ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Следует также учитывать, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых данным Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Так, ст.2 указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в действие ст. ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. ст.19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
Таким образом, Департамент считает, что решение городского совета депутатов о введении дополнительных сборов со всех предприятий и организаций - застройщиков на строительство общегородских объектов инфраструктуры в размере 30 процентов от общей стоимости зданий и сооружений (павильонов, гаражей), строящихся на территории города, не предусмотренных ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", вступает в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации.
22.03.99 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А. И.КОСОЛАПОВ