Работодатель использует как общий режим налогообложения, так и ЕНВД. В каком размере нужно уплачивать страховые взносы на работника-инвалида, если взносы на остальных работников уплачиваются по общим тарифам? Каким документом это регламентируется и как можно избежать неблагоприятных последствий со стороны проверяющих органов в будущем?

Ответ: Работодатель, использующий как общий режим налогообложения, так и ЕНВД, уплачивает страховые взносы в размере, установленном в соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). При этом у работодателя должна быть копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у работника.

Обоснование: Правовые основания для исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование, включая порядок применения пониженных тарифов, установлены Законом N 212-ФЗ.

Как мы можем предположить из запроса, страхователь не является аптечной организацией, которые отнесены к льготной категории плательщиков страховых взносов, поименованных в п. 10 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

В таком случае применение работодателем (страхователем) ЕНВД не имеет значения в целях исчисления взносов в отношении работников, занятых при осуществлении того или иного вида деятельности, подпадающего под действие разных налоговых режимов.

С учетом вышеизложенного по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов в отношении работников-инвалидов отметим следующее.

В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений в 2013 - 2014 гг. применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР - 21%, в ФСС РФ - 2,4%, в ФФОМС - 3,7%.

Согласно разъяснениям ФСС РФ, изложенным в п. 10 Письма от 01.12.2010 N 02-03-10/08-12891, правомерность применения пониженных тарифов в отношении выплат работникам-инвалидам подтверждается копиями справок медико-социальной экспертизы, подтверждающих наличие инвалидности у работников организации. Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.

Таким образом, при наличии у работодателя копий справок медико-социальной экспертизы, подтверждающих наличие инвалидности у работника, в отношении выплат и иных вознаграждений, осуществляемых в его пользу, начисление страховых взносов производится по пониженным тарифам, предусмотренным ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

О. Б.Смирнова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

23.07.2013