Нарушают ли конституционные права, предусмотренные ст.35 Конституции РФ, ст.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 31.12.95 N 227-ФЗ и п.57 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 490?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 февраля 1999 г. N 04-02-18

Министерство финансов Российской Федерации по вопросу о признании неконституционной ст.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ сообщает.

Ссылка на нарушение конституционных прав, предусмотренных ст.35 Конституции Российской Федерации, нормой ст.2 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", по нашему мнению, не является обоснованной.

Право владения частной собственностью, установленное ст.35 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным, и в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В качестве мер ответственности за нарушение договорных обязательств договором может быть предусмотрена в соответствии со ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации уплата неустойки (штрафа, пени).

Исходя из требований Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в соответствии с Положением по введению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (до 1 января 1999 г. Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческих организаций, либо увеличение (уменьшение) финансирования фондов у бюджетной организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

С учетом этого присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных организации убытков относятся на увеличение прибыли, а присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных организацией убытков относятся на уменьшение прибыли.

В целях исчисления налогооблагаемой базы при определении валовой прибыли предприятия руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, а коммерческие банки - Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, которые также определяют перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых при налогообложении.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации при исчислении валовой прибыли себестоимость продукции (работ, услуг) и доходы (убытки) от внереализационных операций определяются по правилам бухгалтерского учета.

Исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль только доходов в виде признанных должником или присужденных к взысканию штрафов, пени и неустоек в отрыве от аналогичных расходов приведет к необоснованному выведению из-под налогообложения значительных сумм у кредиторов при одновременном принятии этих сумм в уменьшение налогооблагаемой базы у дебиторов.

23.02.99 Министр финансов

Российской Федерации

М. М.ЗАДОРНОВ