Завод (ЗАО) экспортирует продукцию в Италию. Фирма-потребитель предложила ЗАО заключить контракт на франчайзинг, по которому фирма передает заводу оборудование, ноу-хау, право пользования торговой маркой фирмы при продаже в России и странах СНГ изделий, произведенных из полуфабрикатов и комплектующих, поставляемых по указанному контракту от фирмы

Оплата первоначального взноса и оборудования, поставляемого по франчайзинговому контракту, осуществляется путем перечислений на счет.

Оплата полуфабрикатов и комплектующих к изделиям будет производиться двумя путями:

- за счет поставок изделий (бартер);

- предоплата наличными в случае отсутствия изделий, готовых к отгрузке.

Однако в настоящее время счета завода заблокированы налоговой инспекцией, а выполнение контракта возможно только при быстром расчете с фирмой.

В связи со сложившейся ситуацией у нас возник ряд вопросов:

1. Нужна ли специальная регистрация договора в России и каков порядок регистрации?

2. Имеется ли законодательно разрешенная возможность открытия специального счета по обслуживанию только этого контракта?

3. Как избежать двойного налогообложения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 февраля 1999 г. N 04-01-10

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо ЗАО и по вопросам, поставленным в письме в отношении деятельности предприятия сообщает следующее.

1. Договор франчайзинга не что иное, как договор коммерческой концессии. Понятие этого договора раскрывается в ст.1027 Гражданского кодекса Российской Федерации о коммерческой концессии, из которой следует, что одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Пункт 2 ст.1028 устанавливает регистрацию этого договора. "Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, который также производит регистрацию юридического лица, являющегося пользователем".

Хотелось бы заметить, что оплата наличными по условиям договора будет противозаконна, так как п.2 ст.861 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке.

2. Что касается вопроса о возможности открытия специального счета по обслуживанию этого договора, необходимо иметь в виду следующее.

Указом Президента Российской Федерации "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" от 23.05.94 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 06.01.98 N 10) не ограничено количество валютных счетов, которые могут быть открыты резидентом в уполномоченных банках. При этом допустимо, чтобы резидент Российской Федерации открыл валютный счет специально для проведения расчетов по определенному контракту и закрыл его по завершении расчетов.

Однако, как следует из письма, счета ЗАО "заблокированы налоговой инспекцией". По-видимому, "блокировка" счетов вызвана неуплатой налогов.

Новый счет, открытый для обслуживания договора, согласно п.5 ст.76 Налогового кодекса Российской Федерации, действующего с 1 января 1999 г., также может быть заблокирован до момента погашения задолженности, но не более чем на три месяца в одном календарном году.

Исходя из изложенного, считаем необходимым урегулировать график погашения Вашей задолженности перед бюджетом. Расчеты общества по контракту на франчайзинг должны осуществляться в зависимости от решения, принятого налоговыми органами.

3. Что касается вопроса избежания двойного налогообложения, то в данном случае следует руководствоваться положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики от 09.04.96 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения", которая вступила в действие с 1 января 1999 г., а также положениями Инструкции Государственной налоговой службы N 34 от 16.06.95 (в ред. от 31.12.97) "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".

11.02.99 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ