В апреле 2013 г. работница уходит в отпуск по беременности и родам. Бухгалтерии необходимо рассчитать пособие по беременности и родам

Весь период 2011 - 2012 гг. работница находилась в отпуске по уходу за ребенком. Однако в этот период работница работала неполный рабочий день и получала зарплату.

Обязана ли бухгалтерия в целях расчета пособия по беременности и родам исключить из расчета период нахождения работницы в отпуске по уходу за ребенком при условии, что в этот период она получала заработную плату? Как в таком случае рассчитать пособие по беременности и родам с учетом того, что из расчетного периода будут исключены все календарные дни? Можно ли рассчитать пособие исходя из МРОТ?

Ответ: Законодательство обязывает при расчете среднего заработка, необходимого для расчета пособия, исключить период нахождения работницы в отпуске по уходу за ребенком (несмотря на то, что в этот период работница получала заработную плату).

Однако, если так поступить, получится, что в расчетном периоде будут отсутствовать календарные дни, необходимые для расчета среднего заработка. Каким образом можно рассчитать пособие в таком случае, законодательство РФ не разъясняет.

По нашему мнению, вариантом расчета пособия по беременности и родам при таких обстоятельствах может стать, например, расчет с заменой двух лет, предшествующих отпуску, предыдущими (в которых были и заработок, и дни, на которые этот заработок нужно разделить). Для такого расчета от работницы потребуется получить заявление о таком расчете.

При этом рассчитывать пособие исходя из МРОТ, на наш взгляд, не следует, поскольку не соблюдаются условия для такого расчета, предусмотренные ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Заметим, что организация может обратиться в Минтруд России за получением разъяснений о порядке расчета пособия в предложенных обстоятельствах.

Обоснование: По заявлению женщины во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ст. 256 Трудового кодекса РФ). Иными словами, законодательство РФ предусматривает, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в 2011 - 2012 гг. работница могла работать неполный рабочий день и получать как заработок, так и пособие по уходу за ребенком.

Теперь перейдем к условиям расчета пособия по беременности и родам в связи с соответствующим отпуском в апреле 2013 г.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка работницы, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работницы, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Следовательно, если на заработок, который работница получала в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в 2011 - 2012 гг., начислялись страховые взносы в ФСС РФ, то этот заработок на основании ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, на наш взгляд, может учитываться при расчете среднего заработка, из которого должно быть рассчитано пособие по беременности и родам.

При этом согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ не начислялись.

В рассматриваемой ситуации 2011 и 2012 гг. работница находилась в отпуске по уходу за ребенком. Следовательно, этот период, на основании п. 1 ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, не должен участвовать при расчете среднего заработка.

В 2011 - 2012 гг. 731 календарный день. Если женщина весь этот период находилась в отпуске по уходу за ребенком, то фактически для определения среднего заработка должно приниматься 0 (ноль) дней (731 дн. - 731 дн.). При этом средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка на число календарных дней в этом периоде (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Однако, как известно, в арифметических вычислениях на 0 (ноль) делить нельзя. Следовательно, такой вариант расчета пособия по беременности и родам, на наш взгляд, недопустим.

По нашему мнению, законодательство РФ не содержит однозначного ответа на вопрос, как следует определять размер пособия в обозначенных обстоятельствах. В частности, законодательство РФ не разъясняет, обязательно ли исключать из расчета период отпуска по уходу за ребенком, если в этот период женщина продолжала работать и получать зарплату.

К настоящему времени официальные разъяснения о возможном порядке расчета пособия в указанных обстоятельствах отсутствуют. В связи с этим, по нашему мнению, организации целесообразно обратиться в Минтруд России за разъяснением о расчете пособия по беременности и родам (ч. 3 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ).

Вместе с этим тот факт, что законодательством РФ не в полной мере урегулированы какие-либо вопросы, связанные с расчетом пособия по беременности и родам, не снимает с организации обязанности по расчету этого пособия (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 14 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н).

По нашему мнению, до получения официальных разъяснений организация может рассчитать пособие, например, с использованием данных за прошлые периоды. Это сделать позволяет ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, согласно которой, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работницы могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Следовательно, законодательство РФ допускает, что при расчете можно заменить один или два года, предшествующих отпуску, предыдущими (в которых были и заработок, и дни, на которые этот заработок нужно разделить).

Однако заметим, что ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ допускает замену календарных лет (календарного года) только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В рассматриваемом случае не представляется возможным определить, приведет ли замена календарных лет (или года) к увеличению пособия, поскольку в предложенных обстоятельствах законодательство РФ не регламентирует, с чем нужно сравнивать размер пособия. Более того, для применения такого порядка расчета от работницы потребуется получить соответствующее заявление о допустимости такого расчета.

Также заметим, что положения ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусматривают, что при любых обстоятельствах пособие по беременности и родам не может рассчитываться менее чем из МРОТ. Однако для расчета заработка из МРОТ должны соблюдаться два условия:

- работница в периоды, указанные в ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, не имела заработка;

- средний заработок, рассчитанный за периоды, указанные в ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая.

В рассматриваемом случае работник имел заработок в периоды, указанные ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ (поскольку работал в режиме неполного рабочего времени). Порядок расчета среднего заработка в представленных обстоятельствах законодательством РФ не определен, в связи с чем заработок, рассчитанный каким-либо образом, сравнить с МРОТ, на наш взгляд, нельзя. Следовательно, рассчитывать пособие из МРОТ в рассматриваемых обстоятельствах не следует (по крайней мере, до получения разъяснений территориальных органов ФСС РФ).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

22.07.2013