Вправе ли налоговая инспекция проводить на предприятии повторные проверки по тому же налогу и за тот же период?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Законом РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (ред. от 16.11.97) налоговым органам было предоставлено право проводить на предприятиях всех организационно-правовых форм, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет по мере необходимости, но не реже одного раза в два года (п.1 ст.7, ч.1 ст.11 Закона).

Нормы о процедуре порядка назначения, сроках проведения, периодах налоговых проверок, в том числе и повторных, в действовавших до 01.01.99 законах отсутствовали.

Государственной налоговой службой РФ разрабатывались для нижестоящих органов методические рекомендации, регламентирующие порядок проведения документальных проверок правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов.

Некоторыми из них, например Временными указаниями о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль (утв. Письмом Госналогслужбы России от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284, ред. от 30.04.93), Рекомендациями по порядку проведения документальных проверок владельцев лесного фонда и лесопользователей по правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет лесных податей (утв. Письмом Госналогслужбы РФ от 04.03.96 N НП-6-04/155), предусматривалось, что документальные проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проведенным при предыдущей документальной проверке, а также в случаях ликвидации или банкротства предприятия. Однако при необходимости или при наличии постановления следственных органов такие проверки могли охватывать и более длительный период, возможно, даже тот, который ранее уже был проверен.

Другие документы ГНС по этому вопросу, такие, как Временные указания о порядке проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты НДС (утв. Госналогслужбой РФ 14.01.94 N ВЗ-6-05/17), Методическое пособие о порядке проведения документальной проверки на предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в дорожные фонды (утв. Письмом Госналогслужбы РФ от 22.07.94 N ВЗ-6-15/265), пределы проведения налоговых проверок вообще не устанавливали.

Однако, строго говоря, все вышеназванные документы Госналогслужбы нормативными актами не являются, государственной регистрации не проходили, официально не публиковались, поэтому не могли служить основанием для регулирования отношений, возникающих между налоговыми органами и налогоплательщиками в ходе проведения документальных проверок.

Можно сказать, что до 01.01.99 возможности налоговых органов несколько раз проверять одно и то же предприятие по одному и тому же налогу за один и тот же период ничем не ограничивались.

Этот пробел законодательства устранен в первой части Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 1999 г. и предусматривает общие требования к проведению налоговых проверок, в том числе и выездных. Согласно ст.87 НК запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.

Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. При этом налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

02.02.99 Т. А.Ашомко

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета