О проекте изменений к Инструкции МНС России N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" о зачете переплат по налогам
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 1999 г. N 04-01-12
Департамент налоговой политики сообщает следующее.
МНС России подготовлен проект Инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", который в настоящее время проходит согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами, где установлены следующие нормы по проведению платежных документов налогоплательщика в карточки лицевых счетов.
Суммы, поступившие от налогоплательщика-организации по правильно оформленным платежным документам, разносятся в лицевые счета строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе или инкассовом распоряжении налогового органа.
При недостаточности средств на расчетном счете налогоплательщика платежные поручения помещаются кредитной организацией, обслуживающей его счета, в картотеку неисполненных платежных поручений из-за отсутствия достаточного остатка средств на счете налогоплательщика и при последующем поступлении денежных средств на счета налогоплательщика исполняются в порядке, установленном ст.855 Гражданского кодекса РФ и календарной очередностью помещения платежных документов в указанную картотеку. Исполненные кредитными организациями платежные документы налогоплательщиков разносятся в карточки лицевых счетов налогоплательщика строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе. В аналогичном порядке по лицевым счетам налогоплательщиков проводятся инкассовые распоряжения налоговых органов.
При наличии переплат у организаций по одному из налогов и задолженности по уплате пеней и налоговых санкций в соответствии с положениями Налогового кодекса указанные переплаты могут направляться без заявления налогоплательщика на погашение задолженности по пеням и штрафам, исчисленным по этому же налогу.
Кроме того, Налоговым кодексом установлена норма, в соответствии с которой переплаты по одному налогу могут направляться без заявления налогоплательщика в погашение недоимки по другому налогу в доле того бюджета, по которому произведена переплата.
Проведение платежных документов в карточки лицевых счетов физических лиц также осуществляется строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе.
Учитывая, что в соответствии с Налоговым кодексом с физических лиц бесспорное взыскание недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам производится только в судебном порядке, погашение задолженности, числящейся в карточках лицевых счетов, производится с учетом этой нормы, а именно, зачет переплат по физическим лицам по налогу без заявления налогоплательщика осуществляется в следующем порядке:
а) идет на погашение платежа текущего года последовательно по срокам уплаты;
б) по письменному согласованию с налогоплательщиком погашается задолженность по уплате пени, исчисленной на недоимку по налогам, сроки уплаты которой приходятся на текущий год;
в) по письменному согласованию с налогоплательщиком погашается задолженность по уплате штрафов, сроки уплаты которых приходятся на текущий год;
г) погашается задолженность предыдущих лет в порядке, установленном в абзацах а), б), в).
Налоговые органы в двухнедельный срок с даты подачи налогоплательщиком заявления о зачете или возврате, либо с даты проведения операций, установленных абзацами а), б), в), г), в обязательном порядке уведомляют налогоплательщика о проведенных операциях.
Зачет переплаты, числящийся в карточке лицевого счета по одному налогу, в счет погашения недоимки по другим налогам оформляется налоговыми органами на основании письменного заявления плательщика.
Одновременно сообщаем, что после регистрации в Минюсте России Инструкции N 26 положения Инструкции Минфина России N 121 в части, касающейся ведения оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей, должны быть отменены, т. к. указанные вопросы нашли отражение в Инструкции N 26.
29.01.99 Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ