Государственное унитарное предприятие в 1997 г. получило по актам приема-передачи в хозяйственное ведение на свой баланс основные средства, ранее находившиеся в хозяйственном ведении (на балансе) других государственных унитарных предприятий. При этом передача осуществлялась согласно письму заместителя министра оборонной промышленности, в котором разрешено оформить передачу с баланса на баланс в соответствии с действующим законодательством, и письму Госкомитета Республики по управлению госсобственностью

Применим ли в данном случае при оформлении вышеуказанных писем п.6 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которому не учитывается при налогообложении стоимость передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капвложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 января 1999 г. N 04-02-04/1

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо по вопросу определения налогооблагаемой прибыли при осуществлении операций по передаче имущества, находящегося в ведении одних государственных унитарных предприятий, в хозяйственное ведение другому государственному унитарному предприятию и сообщает следующее.

В соответствии с п.6 ст.2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) не учитываются при налогообложении, в частности, средства, полученные безвозмездно от других предприятий, зачисляемые в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством, а также передаваемые безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основные средства, нематериальные активы, другое имущество и денежные средства на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.

В соответствии с п.2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению определять направление использования принадлежащего ему имущества.

Учитывая изложенное, а также исходя из сущности указанных в Вашем письме правоотношений, представляется целесообразным распространение указанной нормы Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" на операции по передаче имущества, находящегося в хозяйственном ведении одних государственных унитарных предприятий, в хозяйственное ведение другому государственному унитарному предприятию. В частности, на операцию, осуществленную в соответствии с письмами заместителя министра Республики. При этом стоимость полученного государственным унитарным предприятием имущества должна быть отражена в бухгалтерском учете и оформлена в установленном порядке в качестве взноса в уставный фонд.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст.4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г., федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы местного самоуправления наделяются полномочиями (в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях) по изданию нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В связи с этим изменить или дополнить Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" можно лишь путем внесения федеральным законом соответствующих поправок.

21.01.99 Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ