Исполнение узлового соглашения при перевозке грузов прямого смешанного сообщения

(Карпеев О. В.) ("Гражданское право", 2014, N 1) Текст документа

ИСПОЛНЕНИЕ УЗЛОВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ ПРЯМОГО СМЕШАННОГО СООБЩЕНИЯ

О. В. КАРПЕЕВ

Карпеев Олег Владимирович, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета.

В статье рассматривается исполнение узлового соглашения как гражданско-правового организационного, рамочного договора. Предлагается классификация обязательств, возникающих из узлового соглашения. Анализируются мнения отечественных исследователей и нормативная регламентация исполнения узлового соглашения.

Ключевые слова: узловое соглашение, перевозка в прямом смешанном сообщении, правовое регулирование перевозки, организация перевозки и перевалки.

Execution of the main agreement in transportation of cargoes of direct mixed traffic O. V. Karpeev

The article concerns execution of the main agreement as a civil-law organizational framework contract; proposes classification of circumstances arising out of the main agreement; analyses opinions of Russian researchers and regulatory regulation of execution of the main agreement.

Key words: main agreement, transportation in direct and mixed traffic, legal regulation of transportation, organization of transportation and shiftment.

Как правило, рассматривая вопросы исполнения узлового соглашения, авторы подробно анализируют правовое регулирование процесса перевалки и передачи груза в прямом смешанном сообщении. Как отмечает В. В. Витрянский, "существо обязательств, вытекающих из узловых соглашений, сводится к организации работы транспортных организаций различных видов транспорта по подаче транспортных средств под погрузку (если груз доставлен в пункт перевалки контрагентом) или выгрузку, принятию грузов, их перевалке на другой вид транспорта для доставки получателю" <1>. -------------------------------- <1> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 531.

Данный подход можно рассматривать как традиционный, именно с этой точки зрения рассуждают об исполнении узлового соглашения М. А. Тарасов <2>, В. Т. Смирнов <3>, В. А. Вайпан <4>. Несколько иного мнения придерживается В. А. Егиазаров, полагающий, что следует отличать перевалку от передачи груза <5>. -------------------------------- <2> Тарасов М. А. Договор перевозки. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1965. С. 251 - 255. <3> Смирнов В. Т., Яковлева В. Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. С. 184 - 185. <4> Вайпан В. А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012. N 6. С. 18 - 42 // СПС "КонсультантПлюс". ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ <5> Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004. С. 136 - 140.

В. В. Витрянский указывает, что исполнение обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и выгрузку, перевалке и передаче подробно и детально урегулировано транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. С данным утверждением следует согласиться с некоторой оговоркой, так как в настоящее время о прямом смешанном сообщении упоминают только Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации <6> (далее - УЖТ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации <7> (далее - КВВТ РФ), Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> (далее - ФЗ "О морских портах"), а Правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении <9> от 17 - 24 апреля 1956 г. (далее - Правила 1956 г.) <10> существенно устарели. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 170. <7> Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001. <8> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557 // СПС "КонсультантПлюс". <9> Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. 3-е изд., испр. и доп. (по состоянию на 1 сентября 1984 г.), с изм., внесенным Определением Верховного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N КАС00-467 // СПС "КонсультантПлюс". <10> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 534.

Однако, по нашему мнению, передача груза осуществляется на основании договора перевозки в прямом смешанном сообщении, перевалка - на основании договора перевалки. В свою очередь, узловое соглашение направлено на систематическую организацию исполнения договоров перевозки груза в прямом смешанном сообщении и договоров на перевалку груза между перевозчиками, исполняющими договор перевозки в прямом смешанном сообщении, и предприятиями, осуществляющими перевалку груза <11>. -------------------------------- <11> Карпеев О. В. Узловое соглашение на современном этапе развития правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении // Юридический мир. 2012. N 7. С. 31 - 34.

Полагаем, что рассмотрение узлового соглашения как гражданско-правового, организационного, рамочного договора <12> позволяет поставить под сомнение точку зрения В. В. Витрянского, который, отмечая наличие "дифференцированного регулирования отношений, связанных с выполнением обязательств, возникающих из узловых соглашений" <13>, предлагает условно разделять их на: -------------------------------- <12> Карпеев О. В. Предмет узлового соглашения как гражданско-правового договора // Юридический мир. 2012. N 8. С. 38 - 40. <13> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 534.

- обязательства по объему перевалки грузов; - обязательства по передаче грузов с одного вида транспорта на другой; - обязательства по расчетам за работы по перевалке. Полагаем, что данные обязательства возникают не из узлового соглашения, обязательства по объему перевалки и расчетам за перевалку возникают из договора на перевалку, который в соответствии с узловым соглашением каждый раз заключается в упрощенном порядке - путем передачи заявки или уведомления. Что касается обязательств по передаче груза с одного вида транспорта на другой, то они возникают из договора перевозки в прямом смешанном сообщении, заключение которого предваряет подача заявки в соответствии со ст. 11 УЖТ РФ, каковая должна быть предварительно согласована со всеми транспортными организациями, участвующими в перевозке. Сами по себе передача груза, оформление документов определенной формы (передаточных ведомостей) и в определенном количестве предусмотрены нормативными актами, регулирующими перевозку в прямом смешанном сообщении, и никак не вытекают из узлового соглашения. Полагаем, что исполнение узлового соглашения следует рассматривать с точки зрения его содержания, а обязательства, возникающие из узлового соглашения, можно условно классифицировать на: - обязательства по соблюдению установленного порядка взаимоотношений сторон; - обязательства по соблюдению сроков, установленных узловым соглашением; - обязательства по соблюдению нормативов, установленных узловым соглашением. Обязательства по соблюдению установленного порядка взаимоотношений сторон реализуются непосредственно. Так, в случае если узловым соглашением предусмотрено уведомление стороны о подаче вагонов под разгрузку в определенной форме и в определенный срок, то именно передача такого уведомления и будет исполнением обязательства. Если узловым соглашением предусмотрен определенный порядок сменно-суточного планирования работы, то соблюдение субъектами договора этого порядка является исполнением обязательств, то же касается места и порядка передачи груза или укрупненной грузовой единицы (далее - УГЕ) <14>, места и порядка оформления документов... -------------------------------- <14> Наиболее распространенной формой УГЕ является контейнер.

Фиксация исполнения сторонами обязательств осуществляется путем составления документов планирования, внесения записей в журналы учета входящей и исходящей документации. Обязательства по соблюдению сроков направлены на фиксацию временных промежутков, в течение которых осуществляются технологические операции по перевалке. Такими сроками могут являться: время, установленное на взвешивание груза или УГЕ; время, установленное на проведение погрузо-разгрузочных работ (устанавливается в зависимости от технологии перевалки, степени механизации, количества одновременно подаваемых вагонов...), и т. д. Средства фиксации исполнения этих обязательств предусмотрены Правилами 1956 г. Например, в соответствии с § 45 "время подачи вагонов и время готовности вагонов к уборке указываются в ведомости подачи и уборки вагонов на основании памятки приемосдатчика и уведомления порта (пристани) о готовности вагонов к уборке". Вместе с тем полагаем, что узловыми соглашениями могут быть предусмотрены и иные формы фиксации исполнения обязательств по соблюдению сроков, с учетом технологии передачи и перевалки, применяемой в конкретном транспортном узле. В качестве обязательств по соблюдению нормативов можно рассматривать, например, количество подаваемых одновременно под погрузку-разгрузку вагонов (фронт разгрузки-погрузки), а также нормы перевалки, установленные узловым соглашением. Как отмечает М. В. Демченко, понятие нормы перевалки в транспортном законодательстве непосредственно не раскрывается <15>. Указанный автор предлагает рассматривать ее как норму "погрузки, выгрузки транспортных средств, установленную в узловом соглашении и измеряемую в количестве погруженного или выгруженного груза" <16>, а с учетом "прямого варианта" перевалки - норму "погрузки, выгрузки, перегрузки транспортных средств, установленных в узловом соглашении" <17>. С данным мнением следует в целом согласиться. -------------------------------- <15> Демченко М. В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2010. С. 162. <16> Там же. С. 163. <17> Там же. С. 154.

Однако вызывает сомнение возможность рассмотрения "среднесуточного объема перевалки" в качестве норматива, установленного узловым соглашением, как это предлагается В. В. Витрянским <18>. Данный вывод указанный автор сопровождает ссылкой на § 47 Правил 1956 г., в соответствии с которым подача порожних вагонов под загрузку или груженых вагонов под разгрузку производится в пределах среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы по месячному плану перевалки. -------------------------------- <18> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 534 - 535.

Выполнение нормы перевалки фиксируется в учетной карточке. Изучение форм учетных карточек и Инструктивных указаний по их заполнению (приложение 7а и приложение 8а к Правилам 1956 г.) позволяет прийти к выводу, что они предназначены для контроля выполнения месячного плана перевозки в прямом смешанном сообщении, который устанавливался для предприятий транспорта в советской плановой экономике в 1956 г. Субъектный состав лиц, ответственных за ведение учетных карточек, установленный § 50 Правил 1956 г., также сомнителен с точки зрения сегодняшнего дня. Так, ведение учетных карточек предполагается совместно начальником железнодорожной станции и начальником порта. В сегодняшних условиях железнодорожная станция является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта и формально не имеет отношения к обязательствам железнодорожного перевозчика по передаче или приему груза, следующего в прямом смешанном сообщении, осуществляемым на территории порта. В свою очередь, функции "начальника порта" в настоящее время в соответствии со ст. 10 ФЗ "О морских портах" осуществляет возглавляющий администрацию морского порта капитан морского порта, при этом администрация является федеральным казенным учреждением, ведение учетных карточек по перевалке груза не входит в ее компетенцию. Следует отметить, что ни один современный нормативный акт, регламентирующий содержание узлового соглашения, не содержит указания на необходимость установления в узловом соглашении условия о среднесуточной норме перевалки, тем более об обязательном планировании на месяц. Полагаем, что нормы, содержащиеся в § 47, 48, 50 Правил 1956 г., предусматривающие в качестве основы для регулирования отношений сторон "месячный план", должны рассматриваться в качестве утративших силу. Основанием данного вывода является то, что план перевозки в том правовом смысле, который в него вкладывался в исторический период, когда создавались Правила 1956 г., в настоящее время не существует. Необходимо иметь в виду, что нормы, закрепленные в п. 5 и 6 ст. 112 КВВТ РФ и ст. 11 УЖТ РФ, содержащие ссылку на правила перевозки в прямом смешанном сообщении, были введены в действующее законодательство с расчетом на то, что до принятия Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" транспортные ведомства примут обновленные правила перевозки в прямом смешанном сообщении. Данные правила, очевидно, могли бы содержать новую форму учетных карточек, соответствующую требованиям сегодняшнего дня, новый порядок определения нормативов, не связанный, видимо, с установлением государственного плана перевалки и перевозки, новые инструкции по ведению учетных карточек, предусматривающие, кроме прочего, указание на лиц, ответственных за ведение учета, и порядок этого учета. Впрочем, использование учетных карточек формы ГУ-1а/N 1-ПГ и формы ГУ-1б/N 2-ПГ возможно и в современных условиях, но лишь в том случае, если сторонами в узловом соглашении установлена определенная среднесуточная норма подачи вагонов, взаимоувязанная с месячным планом, а непременное исполнение этого месячного плана интересует стороны узлового соглашения. Очевидно, что при этом ведение учетных карточек должно осуществляться уполномоченными представителями сторон узлового соглашения. В современной литературе высказывается мнение о необходимости полной отмены нормативов как одного из условий узлового соглашения. Так, В. В. Тюпа, говоря об узловом соглашении, приходит к выводу, что данный договор "представляет собой продукт плановых перевозок советской эпохи, работа которого основана на предусмотренных государственным планом объемах грузов" <19>. В результате В. В. Тюпа приходит к выводу о том, что договор этот "нуждается в модернизации, соответствующей условиям современной рыночной экономики". -------------------------------- <19> Тюпа В. В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретический и практический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2011. С. 112.

Представляется, что следует согласиться с приведенным выше выводом, однако необходимо оговориться, что данная модернизация должна осуществляться с учетом богатого исторического опыта нашей страны в правовом регулировании перевозки в прямом смешанном сообщении. Многочисленные соглашения и конвенции о перевозке в прямом смешанном сообщении <20>, действовавшие в России еще в XIX в., уже содержали нормы, которые можно рассматривать как установление "плановых нормативов", обусловленных в первую очередь климатическими условиями. Так, § 4 Конвенции между Российским Обществом морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов с выдачею ссуд и Обществом Пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям с их притоками о взаимной передаче товаров в течение навигации 1897 г. предусматривал: "Количество передаточного груза до 1-го сентября не определяется, но если будет следовать одним пароходом партия свыше 25 000 пудов, то сдающее груз Общество обязано предупредить другое Общество за неделю до прибытия груза в порт передачи. С 1-го сентября до закрытия навигации обязательное к передаче количество груза для каждого из договаривающихся Обществ, в сложности в обоих портах Феодосии и Керчи, устанавливается не свыше 8000 пудов еженедельно" <21>. -------------------------------- <20> Карпеев О. В. Соглашения об организации прямых смешанных сообщений конца XIX в. в России (на примере южного направления) // История государства и права. 2012. N 6. С. 24 - 30. <21> Конвенция между Российским Обществом морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов с выдачею ссуд и Обществом Пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям с их притоками о взаимной передаче товаров в течение навигации 1897 г. СПб.: Типография М. Д. Ломковскаго, 1897. С. 5.

Конечно, формулировка параметра с использованием термина "не свыше" далека от плановых заданий советского периода, однако ее также можно рассматривать как определенный норматив. Думается, потенциал узлового соглашения не исчерпан, многими специалистами в сфере экономики отмечается, что преимущества прямых смешанных перевозок в полной мере достигаются и наиболее ярко выявляются при обслуживании массовых и стабильных потоков, так как при этих условиях происходит снижение стоимости и повышение качества перевозки <22>. -------------------------------- <22> Вензик Н. Г. Управление смешанными перевозками грузов: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 1997. С. 47; Уксусов С. А. Прогрессивные технологии управления перевозками грузов в смешанном сообщении: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 1999. С. 27.

Полагаем, что в современных условиях узловое соглашение является очень удобной правовой конструкцией, направленной именно на регулирование таких грузопотоков. Представляется, что при наличии массового, стабильно прогнозируемого грузопотока наличие нормы перевалки необходимо и направлено на создание ритмичной работы транспортных предприятий в пункте перевалки. Вместе с тем необходимо учитывать особенности отдельных видов транспорта, специфику транспортных предприятий и вытекающие из этого особенности конкретного узлового соглашения. Не исключаем, что в отдельных случаях установление норм перевалки нецелесообразно в связи с вышеупомянутыми особенностями. Например, Узловое соглашение между ОАО "РЖД" и ОАО "Сахалинское морское пароходство", регламентирующее деятельность Сахалинской паромной переправы <23>, не предусматривает установление норматива по объему перевалки. Полагаем, причины этого следующие: во-первых, перевалки, понимаемой как комплекс мероприятий по погрузке, разгрузке, технологическому накоплению груза, в данном случае не производится вовсе, так как передается не груз как таковой, а УГЕ в виде вагона, а во-вторых, в соответствии с п. 5.4 Узлового соглашения "вместимость каждого парома составляет 26 условных вагонов", очевидно, данный показатель является объективным и не зависит от субъективной воли сторон узлового соглашения, в связи с чем установление нормы перевалки в данном случае не имеет смысла. -------------------------------- <23> Узловое соглашение между ОАО "РЖД" и ОАО "Сахалинское морское пароходство", утвержденное решением Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3416/2011 от 16 апреля 2012 г. // Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Картотека арбитражных дел. URL: http://kad. arbitr. ru/PdfDocument/979ee895-1204-4008-9efe-cbf2ebd3eba7/A59-3416-2011_20120416_Reshenijaipostanovlenija. pdf.

Выводы

1. Обязательства, возникающие из узлового соглашения, можно классифицировать на: - обязательства по соблюдению установленного порядка взаимоотношений сторон; - обязательства по соблюдению сроков, установленных узловым соглашением; - обязательства по соблюдению нормативов, установленных узловым соглашением. 2. В разрабатываемый Федеральный закон "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" целесообразно ввести норму, предусматривающую возможность установления нормативов по объему перевалки груза в соответствии с узловыми соглашениями. При этом следует обеспечить максимальную свободу сторон договора в определении параметров нормативов, вплоть до отказа от установления норм перевалки.

Литература

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. 910 с. 2. Вайпан В. А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012. N 6 // СПС "КонсультантПлюс". 3. Вензик Н. Г. Управление смешанными перевозками грузов: Дис. ... канд. экон. наук. М., 1997. 163 с. 4. Демченко М. В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 218 с. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ 5. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004. 554 с. 6. Карпеев О. В. Предмет узлового соглашения как гражданско-правового договора // Юридический мир. 2012. N 8. 7. Карпеев О. В. Соглашения об организации прямых смешанных сообщений конца XIX в. в России (на примере южного направления) // История государства и права. 2012. N 6. 8. Карпеев О. В. Узловое соглашение на современном этапе развития правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении // Юридический мир. 2012. N 7. 9. Конвенция между Российским Обществом морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов с выдачею ссуд и Обществом Пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям с их притоками о взаимной передаче товаров в течение навигации 1897 г. СПб.: Типография М. Д. Ломковскаго, 1897. 10. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. 3-е изд., испр. и доп. (по состоянию на 1 сентября 1984 г.) с изм., внесенным Определением Верховного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N КАС00-467 // СПС "КонсультантПлюс". 11. Смирнов В. Т., Яковлева В. Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1978. 222 с. 12. Тарасов М. А. Договор перевозки. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1965. 456 с. 13. Тюпа В. В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретический и практический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 163 с. 14. Узловое соглашение между ОАО "РЖД" и ОАО "Сахалинское морское пароходство", утвержденное решением Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3416/2011 от 16 апреля 2012 г. // Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Картотека арбитражных дел. URL: http://kad. arbitr. ru/PdfDocument/979ee895-1204-4008-9efe-cbf2ebd3eba7/A59-3416-2011_20120416_Reshenijaipostanovlenija. pdf. 15. Уксусов С. А. Прогрессивные технологии управления перевозками грузов в смешанном сообщении: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 1999. 175 с.

------------------------------------------------------------------

Название документа