Работники организации выдвинули и направили работодателю письменные требования, инициировав коллективный трудовой спор. Необходимо ли работодателю зафиксировать дату получения требований работников и как правильно это сделать?

Ответ: Работодателю необходимо зафиксировать дату получения требований, выдвинутых работниками организации и инициирующих коллективный трудовой спор. Эту дату следует зафиксировать в журнале входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 398 Трудового кодекса РФ коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Процедура выдвижения требований работников и их представителей установлена в ст. 399 ТК РФ.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. ст. 29 - 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований (ч. 1 ст. 400 ТК РФ).

ТК РФ прямо не предусматривает обязанность документально фиксировать факт получения требований работников. Однако, учитывая необходимость соблюсти срок, установленный ч. 1 ст. 400 ТК РФ, сделать это необходимо.

Необходимость зафиксировать получение требований следует также из Рекомендаций Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией (утв. Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57, далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 8 Рекомендаций дата вручения требований работодателю (представителям работодателей) должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

Е. А.Чершинцева

Национальный исследовательский

университет "Высшая школа экономики"

18.07.2013