Самоорганизация населения как важнейший фактор эффективности местного самоуправления

(Максимова Н. В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 6) Текст документа

САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Н. В. МАКСИМОВА

Максимова Н. В., главный специалист Лениногорского городского Совета муниципального образования "Город Лениногорск Лениногорского муниципального района Республики Татарстан".

Одним из главных условий успешного становления и развития местного самоуправления является самоорганизация населения для решения своих проблем. Самоорганизация населения - одна из демократических форм объединения индивидов или их общностей для рационального достижения тех или иных целей с помощью наиболее демократических методов по решению того же коллектива (сообщества) людей <1>. -------------------------------- <1> См.: Гильманов А. З. Местное самоуправление в Республике Татарстан: Теоретические и прикладные основы. Казань, 2002. С. 19.

Термин "самоорганизация граждан" впервые появляется в Федеральном законе N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На практике эта форма реализации права граждан на местное самоуправление означает активное участие граждан в местной жизни. Российская история полна примеров самоорганизации жителей как в форме общинных начал, соседской взаимопомощи на селе, так и в форме городских коммуналок с их коллективной заботой о стариках и детях. На волне преобразований конца 1980-х - начала 1990-х годов в России был всплеск рождения новых общественно-гражданских структур - ассоциаций жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилищных комплексов, союзов очередников, квартиросъемщиков или потребителей, комитетов (советов) территориального общественного самоуправления, которые относятся к институту общественного самоуправления <2>. -------------------------------- <2> См.: Муниципальная власть // Природа свое возьмет. Местное самоуправление и гражданское общество. Март-апрель. 2001. С. 9.

Самоорганизация существует в любом обществе, во все времена, как утверждает отечественный ученый А. Н. Ершов, в том числе и в тоталитарном обществе <3>. В этом обществе самоорганизация загнана вглубь, но она в любом случае действует в интересах общества либо против его интересов. Так, если самоорганизация людей направлена на укрепление общества, в конечном итоге она приносит пользу обществу. -------------------------------- <3> См.: Становление местного самоуправления в современных условиях (Опыт социологического исследования). Казань, 1999. С. 40.

Но существует самоорганизация и негативная. Например, самоорганизация преступного мира, в том числе в местах лишения свободы, где он тем не менее реализует свою свободу. Далее, таковой является самоорганизация неформальных подростковых и молодежных групп, в том числе с девиантным, делинквентным поведением <4>. -------------------------------- <4> См.: Становление местного самоуправления в современных условиях (Опыт социологического исследования). Казань, 1999. С. 40.

Сам по себе процесс самоорганизации жителей не требует выдачи разрешения на деятельность их объединений, средств, помещений. При этом органы местного самоуправления, вовлекая жителей в свою работу, получают некоторые преимущества. Например, жители, получившие возможность участвовать в деятельности органов местного самоуправления, более активно и полно участвуют в процессе самоуправления; граждане лучше начинают понимать сложность проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности органы местного самоуправления; участие населения создает хорошие условия для роста новых лидеров общественности. Самая массовая форма самоорганизации населения по месту жительства - территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением в Федеральном законе понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Эта форма исключительно гибкая и максимально приближенная к населению. Она имеет ряд особенностей: возникает только там, где есть инициатива граждан; отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории проживания граждан); может иметь статус юридического лица. В городе Лениногорске Республики Татарстан территориальное общественное самоуправление формировалось постепенно. При этом оно стремилось использовать опыт самоорганизации населения по месту жительства, который был накоплен раньше. В 1981 г. в городе Лениногорске появилась такая форма привлечения населения к решению вопросов местного значения, как советы общественности микрорайонов, которые вели работу с трудными подростками, участвовали в организации досуга населения, охраны общественного порядка, профилактике правонарушений. Вскоре на смену советам общественности микрорайонов пришли социально-педагогические комплексы. Отличие социально-педагогических комплексов от советов заключалось в расширении их воспитательной функции и охвата по существу всех сторон жизни микрорайона. В состав социально-педагогических комплексов входили представители предприятий, организаций, учебных заведений, домоуправлений, расположенных в пределах микрорайонов. Новые отношения, складывающиеся в обществе, обусловили появление новых форм самоорганизации граждан по месту жительства. Примером такой самоорганизации может служить деятельность территориальных общественных самоуправлений в городе Лениногорске. Решением Лениногорского объединенного Совета народных депутатов от 28 июня 2003 г. на территории города Лениногорска были утверждены границы 18 территориальных общественных самоуправлений. На собраниях жителей микрорайонов были избраны коллегиальные представительные органы территориального общественного самоуправления - советы, а также председатели советов, утверждены уставы. Основными направлениями деятельности территориальных общественных самоуправлений стало решение социально значимых для населения вопросов. Это вопросы благоустройства территорий, профилактики правонарушений, организации культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в микрорайонах, организация актов милосердия и благотворительности. За четыре года активной деятельности территориальных общественных самоуправлений в кварталах города стали заметно преображаться дворы, детские, игровые и спортивные площадки, благоустроены внутриквартальные территории, оформлены цветочные клумбы. Каждый житель города получил возможность через эти органы принимать самое активное участие в решении многих вопросов местного значения. Проведенные социологические исследования показывают, что жители города Лениногорска, в целом положительно оценивая работу территориальных общественных самоуправлений за прошедший период, предлагают, чтобы в своей деятельности территориальные общественные самоуправления сосредоточили свое внимание на следующих направлениях: защита прав жителей микрорайона (60,7%), работа с детьми и подростками (58,5%), благоустройство территории (57,6%), организация досуга молодежи (46,4%), помощь одиноким пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям (39%), контроль за подготовкой к зиме коммунальных служб (32,6%) (рис. 1).

70

60 *** Защита прав жителей *** *** жителей микрорайона *** +++ *** +++ --- *** +++ --- 50 *** +++ --- Работа с детьми и *** +++ --- +++ подростками *** +++ --- *** +++ --- /// *** +++ --- /// 40 *** +++ --- /// *** +++ --- /// --- Благоустройство территории *** +++ --- /// %%% *** +++ --- /// %%% *** +++ --- /// %%% 30 *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& /// Организация досуга молодежи *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& 20 *** +++ --- /// %%% &&& Помощь одиноким пенсионерам, *** +++ --- /// %%% &&& %%% инвалидам, многодетным *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& 10 *** +++ --- /// %%% &&& Контроль за подготовкой *** +++ --- /// %%% &&& &&& к зиме коммунальных служб *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& 0

Рисунок 1. Основные направления деятельности территориального общественного самоуправления

Можно сделать вывод, что накопленный в городе Лениногорске опыт развития территориального общественного самоуправления свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма самоорганизации населения по месту жительства, которая нашла поддержку у большинства жителей города. И при условии оказания правовой и финансовой поддержки они реально могут стать действенными и эффективными центрами по вовлечению населения в решение вопросов местного значения. Самоорганизация населения в общественные объединения происходит там и тогда, где и когда люди, живущие рядом, осознают свои общие потребности интересы, и объединяются для их реализации. Поэтому базой для развития новых общественных отношений в Лениногорске выбраны товарищества собственников жилья. Давая определение понятию "товарищество собственников жилья", Жилищный кодекс Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. в ст. 135 установил, что это прежде всего некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья может выбрать способы управления своим жилищным фондом. При первом способе товарищество собственников жилья самостоятельно обслуживает свой жилищный фонд, выступая в роли и собственника, и эксплуатирующей организации; имеет своих сантехников, электриков, дворников и т. д. - управляющей организации в этом случае не требуется. Второй способ, когда товарищество собственников жилья заключает договор на обслуживание своего жилищного фонда с любой муниципальной или частной жилищно-эксплуатационной организацией, выступая в роли собственника, и управляющей организацией - заказчика жилищно-коммунальных услуг. При третьем способе управления жилищным фондом товарищество собственников жилья заключает договор на управление своим жилищным фондом с управляющей организацией, выступая только в роли собственника и доверяя управляющей организации выбор эксплуатирующих организаций и заключение договоров с ними. Товарищество собственников жилья также может заключать договоры найма, аренды принадлежащих ему помещений, устанавливать арендную плату за содержание и ремонт жилого помещения, принимать решение о сроках и объемах работ. В настоящее время в городе Лениногорске зарегистрировано 25 товариществ собственников жилья и ЗЖСК, в них объединились 3063 жителя, это 1437 квартир общей площадью 73 246 кв. м - 7,2%. Товарищества собственников жилья выбрали различные формы обслуживания: 13 - самообслуживание, 15 заключили договора на обслуживание с жилищными обществами ограниченной ответственности. Несмотря на то что товарищество собственников жилья может стать самым эффективным способом управления многоквартирными домами и защиты прав собственников, население пока не проявляет большой активности. Проводимые в городе собрания жителей показали это наглядно. Подавляющее большинство жителей города проголосовали за управление своим домом управляющей компанией, побоявшись взять на себя ответственность и организовать товарищества собственников жилья. Конечно, в организации ТСЖ имеется ряд сложностей. Одна из таких сложностей - это недоверие к председателю из-за отсутствия финансовых отчетов, несоблюдение уставов. По этой причине 15 из 28 товариществ собственников жилья в течение года поменяли председателей и заключили договоры на управление с управляющей компанией, которая, в свою очередь, привлекла к обслуживанию домов специализированные организации. Созданию и нормальному функционированию товарищества собственников жилья в определенной мере препятствует неравномерный уровень достатка собственников жилья и наличие в домах пустующих квартир или сдаваемых по договору их собственниками, проживающими в других городах. Это не дает возможности решать вопросы проведения дополнительных затрат на мероприятия по улучшению качества проживания (установка домофонов, объектовых счетчиков учета тепла). Другая сложность - это создание товарищества собственников жилья в домах, построенных более 40 лет назад, имеющих большой износ. В этих случаях собственники помещений ставят первостепенным вопрос о проведении капитального ремонта жилого здания. Поэтому разговор о создании товарищества собственников жилья легче вести с собственниками жилья только после проведения комплексного капитального ремонта или в домах-новостройках. Забота о доме, микрорайоне и жителях требует не только большого энтузиазма от лидеров товарищества собственников жилья, но и специальных знаний и навыков. Нужны знания в области законодательства, ведения бухгалтерского учета, экономики и финансов. Основной проблемой в создании товарищества собственников жилья является низкая активность населения. Это подтвердили и результаты проведенного опроса населения. В числе причин, сдерживающих организацию товариществ собственников жилья у граждан, - отсутствие у граждан опыта самоуправления (39,4%), отсутствие группы организаторов из числа жильцов (38,8%), боязнь жильцов взять на себя ответственность (37,2%), отсутствие знаний о правах собственников жилья (30,3%). По мнению 29,8% респондентов, организации товарищества собственников жилья мешает состояние жилищного фонда, возможность увеличения коммунальных платежей для членов товарищества собственников жилья (22,9%) (рис. 2).

40

*** *** +++ 35 *** +++ --- Отсутствие у граждан опыта *** +++ --- *** самоуправления *** +++ --- 30 *** +++ --- /// Отсутствие группы *** +++ --- /// %%% +++ организаторов из числа жильцов *** +++ --- /// %%% 25 *** +++ --- /// %%% Боязнь взять на себя *** +++ --- /// %%% --- ответственность *** +++ --- /// %%% &&& 20 *** +++ --- /// %%% &&& Отсутствие знаний о правах *** +++ --- /// %%% &&& /// собственников жилья *** +++ --- /// %%% &&& 15 *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& %%% Состояние жилищного фонда *** +++ --- /// %%% &&& 10 *** +++ --- /// %%% &&& Возможность увеличения *** +++ --- /// %%% &&& &&& коммунальных платежей *** +++ --- /// %%% &&& 5 *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& *** +++ --- /// %%% &&& 0

Рисунок 2. Причины, сдерживающие организацию товарищества

Проведенный анализ результатов собраний жителей, которых новый Жилищный кодекс поставил перед выбором способа управления жильем, наглядно показал, каким нелегким будет процесс воспитания у каждого жителя чувства хозяина, ответственного за свою собственность. Несомненно, обсуждение на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 19 января 2007 г. в городе Казани, вопроса реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в стране выявило и все проблемы, тормозящие дальнейшее развитие ТСЖ. Высказанные на заседании рекомендации и принятые для их реализации меры должны послужить новым импульсом для более активного стимулирования создания ТСЖ. Одним из главных принципов успешного становления, развития и функционирования органов самоуправления является многообразие видов и форм самоорганизации, таких, как территориальные общественные самоуправления, товарищества собственников жилья. Данные формы самоорганизации населения позволяют реализовать общественные инициативы граждан, привлекать большое количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данного микрорайона, защищать права и законные интересы граждан, решать вопросы благоустройства территории. Население, проживающее на территории муниципального образования, постепенно начинает осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение ряда проблем жизнедеятельности людей во многом зависит от самих жителей.

Название документа