Конституционным Судом РФ в 1996-1997 гг. были приняты решения, ограничившие в определенной мере права налоговых органов в части применения бесспорного порядка взимания штрафов за неуплату налогов. Можно ли соотнести сделанные выводы КС РФ в отношении налоговых органов с действиями таможенных органов по применению ими аналогичных санкций?
Ответ: Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П было определено, что взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов органами налоговой полиции по своему существу выходит за рамки налогового обязательства как такового. Далее констатировалось, что при наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права, закрепленного в ст.35 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В последующем Определении КС РФ от 06.11.97 N 111-О сказано о том, что выводы Конституционного Суда РФ относительно бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяются и на положения ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных сумм без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией - принимается решение о производстве взыскания.
Таким образом, прямых указаний на необходимость применения соответствующих выводов КС РФ и другими государственными органами (в т. ч. таможенными), применяющими право бесспорного взыскания сумм штрафов и иных санкций, в данных документах КС РФ не содержится.
В Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 801), каких-либо изменений на основе указанных выше решений КС РФ внесено не было. Этим Порядком предусматривается, в частности, что таможенные органы осуществляют бесспорное списание штрафов в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а пеней - в соответствии с этим же Законом и Таможенным кодексом РФ.
Что касается решений КС РФ, непосредственно затрагивающих действия таможенных органов, следует отметить Постановление КС РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П, которым установлено, что внесудебный порядок конфискации имущества у собственника при нарушении таможенного режима временного хранения, предусмотренный ст.266 Таможенного кодекса РФ, противоречит ст.35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Кроме того, исходя из общих принципов права, установленных ст.55 Конституции РФ, ответственность за административный проступок (в данном случае таможенное правонарушение) должна быть соразмерной характеру совершенного деяния. Статья же 266 ТК РФ предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.
11.09.98 В. В.Петрунин
Советник налоговой службы
I ранга