В отдельных случаях таможенными органами и судами по-разному трактуется вопрос о правомерности применения льгот по уплате таможенных пошлин, налогов к лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как в настоящее время решается данный вопрос?
Ответ: В Письме ГТК РФ от 13 августа 1998 г. N 01-15/17051 "О льготах по уплате таможенных пошлин, налогов" разъяснено следующее.
Статьей 3 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 22.12.92 установлено, что впредь до принятия Налогового кодекса РФ освобождение от подоходного налога с физических лиц и всех других видов налогов, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством. Исчерпывающие перечни случаев освобождений от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, установлены Законами РФ "О налоге на добавленную стоимость", "О таможенном тарифе" и Федеральным законом "Об акцизах".
Вышеназванными Законами не предусмотрено предоставление льгот по уплате соответствующих пошлин и налогов лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие указанных выше причин. В п."и" ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе" определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу России и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, освобождаются от пошлины в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Статьей 109 ТК РФ предусмотрено, что товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу РФ в упрощенном, льготном порядке, определяемом Правительством РФ и ГТК РФ в пределах его компетенции.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 18.07.96 N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", а также изданными в целях реализации данного Постановления Приказами ГТК РФ от 30.01.97 N 35 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 15.08.94 N 416" и от 18.10.96 N 645 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 15.08.94 N 408", в которых не предусмотрены специальные льготы по уплате таможенных платежей лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате данной катастрофы.
Таким образом, правовых оснований для предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе указанными лицами на таможенную территорию России товаров, транспортных средств на основании п.10 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не имеется.
Позиция ГТК РФ по этому вопросу была также отражена в Письмах от 09.07.93 N 01-13/6770 "Об освобождении товаров, ввозимых или вывозимых физическими лицами, предприятиями и организациями общественных объединений лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, от таможенной пошлины" (зарегистрировано в Минюсте России 09.08.93 N 323) и от 10.10.96 N 01-15/18106 "О таможенных льготах лицам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как показывает практика, отдельные суды выносят решения в пользу лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие указанной катастрофы, основывая такие решения на трактовке положений ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе". Позиция судов, как правило, выражается в следующем: налоговым законодательством, в частности п."в" ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе", установлено, что от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию России физическими лицами на основании законодательства РФ. Поскольку российским законодательством, а именно п.10 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", такая льгота для указанной категории граждан предусмотрена, то товары и транспортные средства, ввозимые этими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей.
Кроме того, ГТК РФ отмечено, что суды принимают аналогичные решения и на основании трактовки п."в" ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе" по освобождению товаров, транспортных средств от уплаты всех таможенных платежей, а не таможенной пошлины. В этой связи отмечено различие, существующее между таможенной пошлиной и иными налогами, в частности налогом на добавленную стоимость и акцизами, т. к. взимание таких федеральных налогов регулируется указанными выше самостоятельными Законами РФ.
Далее ГТК РФ отмечено о несогласии с изложенной позицией судов. Вместе с тем, вне зависимости от позиции ГТК России и иных таможенных органов, следует иметь в виду, что вступившие в силу решения суда обязательны для исполнения всеми лицами. Предпринимаемые попытки для рассмотрения в порядке надзора дел, проигранных таможенными органами при их рассмотрении в первой и второй судебных инстанциях, не могут служить основанием для неисполнения таможенными органами судебных решений, вступивших в законную силу.
11.09.98 В. В.Петрунин
Советник налоговой службы
I ранга