В целях улучшения финансового состояния отечественных производителей и повышения конкурентоспособности российских товаров предлагаем
1. Запретить списывать пени и штрафы в ПФ в безакцептном порядке, а все средства, получаемые ПФ от предприятий по уже выставленным инкассовым поручениям, засчитывать предприятиям в качестве оплаты по взносам.
2. Списать до нуля всю задолженность по пеням и штрафам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и объявить амнистию по всем штрафам и пеням, начисленным до этого времени, с 01.01.99.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 1998 г. N 04-01-11
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо с предложениями по улучшению сбора налогов и сообщает следующее.
Скорейшее проведение налоговой реформы является в настоящее время одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации и обеспечения начала динамичного экономического роста в стране. Для реализации этой задачи Правительство Российской Федерации вносит изменения в действующее налоговое законодательство с целью создания такой системы, которая учитывала бы специфику конкретных экономических процессов и исходила из необходимости облегчения налогового бремени для производственной сферы.
Что касается вопроса проведения взаимозачетов, то в соответствии с Указом Президента РФ от 7 ноября 1997 г. N 1173 "О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет" с 1 января 1998 г. прекращены любые формы зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов в федеральный бюджет. В целях мобилизации кассовых поступлений налоговых платежей от организаций в федеральный бюджет и повышения налоговой дисциплины выполнение данного Указа Президента РФ является обязательным для всех субъектов налоговых правоотношений.
В целях укрепления финансовой дисциплины, обеспечения исполнения федерального бюджета Постановлением Правительства от 12.05.98 N 438 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины" установлено, что предложения федеральных органов и иных получателей средств федерального бюджета, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об увеличении расходов, предоставлении льгот и других мерах, ведущих к сокращению доходов федерального бюджета и увеличению его дефицита, вносятся в Правительство Российской Федерации только с указанием источников дополнительных поступлений и предложений по сокращению конкретных статей расходов федерального бюджета. Увеличение дефицита федерального бюджета исключается.
Меры по укреплению финансовой дисциплины способствуют увеличению сбора налогов в федеральный бюджет. Доля налоговых поступлений в федеральный бюджет за 1 полугодие т. г. возросла. Увеличению налоговых поступлений способствовала отмена с 1 января т. г. всех форм денежных зачетов, в связи с чем налогоплательщики вынуждены были осуществлять налоговые платежи "живыми деньгами".
По вопросу пересчета размера пени сообщаем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.98 N 576 утвержден "Порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации", в соответствии с которым задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 г., пересчитывается путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз.
Кроме того, в соответствии с принятым в настоящее время Государственной Думой в третьем чтении проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривается снижение начисленных и невзысканных сумм пени и штрафов в 7 раз.
В соответствии со ст.25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
В настоящее время осуществляется доработка и подготовка ко второму чтению проекта Специальной части Налогового кодекса. Дальнейшее совершенствование законодательной базы будет способствовать решению проблем отечественного производства и преодолению социально-экономического кризиса в стране.
Одновременно сообщаем, что вопросы взаимоотношений организаций с Пенсионным фондом Российской Федерации в части начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление средств к компетенции Минфина России не относятся.
10.08.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ