Правомерно ли установление государственным заказчиком в документации об открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение работ требования к заявке на участие о представлении участником размещения заказа расчета цены контракта по предложенной форме, если оно имеет целью исходя из формулировки конкурсной документации "повышение эффективности отбора участников конкурса"?

Ответ: Установление государственным заказчиком в конкурсной документации требования к заявке на участие о представлении участником размещения заказа расчета цены контракта по предложенной форме, вне зависимости от сформулированной заказчиком цели, следует признать неправомерным.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Исходя из положений ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ сама конкурсная документация должна содержать в том числе начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) и порядок формирования цены контракта (цены лота).

На основании ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. В ч. 3 названной статьи содержится исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе.

При этом в указанном перечне такой документ, как расчет цены контракта, отсутствует, а предусмотренные перечнем документы и сведения (ни одно из них) не позволяют расширительно толковать такой перечень вплоть до требования другой информации, не поименованной в ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (в том числе по мотивам преследования цели повышения эффективности отбора участников конкурса).

В связи с этим установление государственным заказчиком требования о наличии расчета цены контракта по предложенной заказчиком форме в заявке на участие в открытом конкурсе следует признать неправомерным.

Действия государственного заказчика по установлению требований, не предусмотренных Законом N 94-ФЗ, в конкурсной документации содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Данный вывод подтверждает Постановление ФАС России от 19.11.2010 N АК985-09, по обстоятельствам которого антимонопольный орган, установив наличие в конкурсной документации требования о подготовке по установленной форме участником расчета цены контракта, пришел к выводу о нарушении заказчиком ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС России от 23.01.2013 по делу N К-468/12/АК001-13.

Дополнительно следует отметить, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Статьей 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками.

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. В извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию в соответствии с требованиями ст. 49 Закона N 44-ФЗ.

В ст. 50 Закона N 44-ФЗ установлены требования к содержанию конкурсной документации. Такого условия, как установление государственным заказчиком в документации об открытом конкурсе требования к заявке на участие о представлении участником размещения заказа расчета цены контракта по предложенной форме, не предусмотрено.

В соответствии с требованиями ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию. Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 рассматриваемой статьи документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Следовательно, по нашему мнению, с 01.01.2014 заказчик также не вправе устанавливать в документации об открытом конкурсе требования к заявке на участие о представлении участником размещения заказа расчета цены контракта по предложенной форме.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.07.2013