Работодатель, находящийся в районе, на территории которого к заработной плате применяется коэффициент в размере 1,3, всегда применяет коэффициент 1,6. Это связано с тем, что часть работников осуществляет трудовую деятельность вахтовым методом в районе применения коэффициента в размере 1,6. Как избежать налоговых рисков, не снижая коэффициент до 1,3? Какие формулировки должны быть добавлены в коллективный и трудовой договоры во избежание налоговых рисков по применению районного коэффициента 1,6?

Ответ: Любые выплаты, входящие в систему оплаты труда, установленной в организации и зафиксированной в коллективном договоре, локальном нормативном акте и (или) в трудовом договоре, в том числе выплаты, размер которых исчислен с применением коэффициента, размер которого превышает значения, определенные на федеральном уровне, являются экономически обоснованными с точки зрения организации-работодателя и должны признаваться расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, в полном размере.

Конкретный размер районного коэффициента, установленного к заработной плате работника (определенной категории работников), если он отличается от установленного на федеральном уровне, должен быть указан в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте и (или) в трудовом договоре.

Обоснование: Начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 11 ч. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Суммы заработной платы, исчисленные с учетом районных коэффициентов, относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 316 Трудового кодекса РФ).

Поскольку Правительством РФ не утверждались документы, устанавливающие размеры районных коэффициентов, в соответствии со ст. 423 ТК РФ на сегодняшний день сохраняют свое действие и применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, которыми определены размеры районных коэффициентов (Письма Роструда от 29.06.2011 N 1891-6-1, Минздравсоцразвития России от 21.08.2009 N 1171-13).

Некоторые специалисты высказывают точку зрения, согласно которой под действие п. 11 ч. 2 ст. 255 НК РФ подпадают только те суммы, которые исчислены с применением районного коэффициента, размер которого установлен на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ (муниципального образования), так как положениями действующего законодательства не предусмотрено право работодателей устанавливать размеры и порядок применения районных коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах.

Однако с такой позицией можно поспорить.

Во-первых, в п. 11 ч. 2 ст. 255 НК РФ не содержится указаний на то, каким именно документом (принятым на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ или в отдельной организации) должны быть установлены размеры районных коэффициентов, применяемых в целях налогообложения.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Следовательно, установление в организации условий оплаты труда, предусматривающих более высокие размеры начислений по сравнению с утвержденными законодательными и иными правовыми нормативными актами на федеральном уровне или уровне субъекта РФ, не противоречит положениям ТК РФ. Более того, согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата работника максимальным размером не ограничивается.

В коллективном договоре или ином локальном нормативном акте и (или) в трудовом договоре должен быть указан конкретный размер районного коэффициента, установленного к заработной плате работника (определенной категории работников), если он отличается от установленного на федеральном уровне.

Во-вторых, комплексный анализ положений гл. 25 НК РФ позволяет сделать следующие выводы.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются любые расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Соответственно, расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, признаются обоснованные, то есть экономически оправданные и документально подтвержденные, затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы, перечень которых приведен в ст. 254 НК РФ;

2) расходы на оплату труда, перечисленные в ст. 255 НК РФ;

3) суммы начисленной амортизации (ст. ст. 256 - 259 НК РФ);

4) прочие расходы (ст. ст. 260 - 269 НК РФ).

Таким образом, к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся как прямо перечисленные в п. п. 1 - 24 ч. 2 ст. 255 НК РФ, так и другие виды произведенных в пользу работников расходов, предусмотренных трудовыми и (или) коллективным договором (п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ), если они отвечают критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Очевидно, что суммы заработной платы, в состав которой входят как вознаграждения за фактически отработанное время и (или) выполненную работу, так и выплаты компенсационного характера, включая начисления в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. ст. 129, 146 ТК РФ), отвечают всем критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и должны признаваться расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, в полном размере.

В-третьих, для целей налогообложения не имеет значения, каким образом работнику начисляется определенный размер заработной платы: путем применения к относительно большому окладу меньшего районного коэффициента или, наоборот, путем применения к относительно маленькому окладу большего районного коэффициента.

Таким образом, начисленные в соответствии с установленными коллективным договором, локальным нормативным актом, действующим в организации (например, положением об оплате труда), трудовыми договорами повышенными районными коэффициентами суммы заработной платы являются экономически обоснованными с точки зрения организации-работодателя и должны признаваться расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, в полном размере.

Е. В.Воробьева

Член Научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

17.07.2013