Особенности жилищных споров по российскому законодательству
(Заремба Е. С.) ("Адвокатская практика", 2008, N 3) Текст документаОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Е. С. ЗАРЕМБА
Рассмотрение вопроса понятия спора, связанного с защитой прав граждан на жилище, невозможно без исследования понятия "спора о праве". В русском языке спор означает: словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту; взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом <1>. Исходя из этого под правовым спором в широком смысле можно понимать несовпадение мнений индивидуумов по любым правовым вопросам. Д. М. Чечот, И. Г. Побирченко, Н. М. Кострова рассматривают понятие правового спора как разногласие между участниками правоотношения, указывая, что спор о праве представляет собой разногласия, противоречия во мнениях сторон об их субъективных правах и обязанностях <2>. Данное определение было подвергнуто критике ученых. Так, А. Н. Кожухарь указывал на то, что юридическому понятию "спор о праве" не следует придавать узкое значение, сводящееся к ситуации, когда стороны находятся в словесном (устном или письменном) состязании, отстаивая свою правоту, свои доводы по поводу осуществления прав и исполнения обязанностей. Ответчик может не отрицать требований истца, но, несмотря на это, не исполнять своих обязанностей и тем самым препятствовать истцу в реализации его права. В данных случаях также возникает необходимость обращения в суд для принудительного осуществления права. Спорность права, по мнению А. Н. Кожухаря, выражается в невозможности его осуществления управомоченным лицом, а не в тех или иных объяснениях обязанного лица по поводу заявленного требования <3>. -------------------------------- <1> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1952. С. 700. <2> См.: Побирченко И. Г. Хозяйственная юрисдикция. Киев, 1973; Чечот Д. М. Судебная защита субъективных прав и интересов // Советское государство и право. 1967. N 8. С. 48. <3> См.: Кожухарь А. Н. Наличие спора о праве гражданском как предпосылка права на предъявление иска. Кишинев, 1970. С. 19 - 23.
Интерес представляет также точка зрения М. Д. Матиевского, уделявшего в научных работах основное внимание категории "спор о праве". Он считал, что спор о праве в гражданском процессе - это разногласия юридически заинтересованных лиц по поводу субъективных прав и юридических обязанностей, возникшие при отсутствии возможностей принудительной их реализации помимо решения правоохранительного органа и заявленные заинтересованным лицом в определенном порядке, регламентированном законом <4>. Таким образом, вслед за М. А. Гурвичем он относил спор о праве исключительно к процессуальной категории <5>. При данном подходе вызывает возражение указание на связь спора и гражданского процесса, поскольку существование и прекращение споров возможно и вне рамок гражданского процесса. -------------------------------- <4> См.: Матиевский М. Д. Спор о праве гражданском в советском гражданском процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Матиевский М. Д. Научное наследие: Сб. науч. тр. Краснодар, 2002. С. 14. <5> См.: Гурвич М. А. Право на иск. М., 1949.
По нашему мнению, основные черты "спора о праве", которые раскрывают его сущность, были выделены И. М. Зайцевым. "Конфликты во взаимоотношениях различных субъектов права, причем конфликты должны иметь юридическое содержание, то есть определенным образом отражаться на правах и обязанностях участников спора. Взаимоположение спорящих сторон - они должны занимать в данном конфликте такое положение, которое бы препятствовало каждому из них своей волей ликвидировать его". По мнению И. М. Зайцева, для любого спора типично то, что его участники не могут сами сделать этого. Ликвидировать спор можно либо их совместными усилиями (путем урегулирования), либо в юрисдикционном порядке (путем разрешения) <6>. Также не менее важным является указание данного автора на невозможность достижения стороной желаемого правового результата через свое одностороннее волеизъявление. -------------------------------- <6> См.: Зайцев И. М. Сущность хозяйственных споров. Саратов, 1974. С. 19.
Правовой спор представляет собой такую разновидность отношений (взаимодействия) субъектов спора, при которой между данными сторонами имеются противоречия, имеющие юридическое значение. Данные противоречия заключаются во взаимоисключающих (полностью или частично) подходах субъектов к наличию или отсутствию юридических фактов, которые ведут к достижению желаемого для субъектов спора правового результата. Таким образом, правовой спор возникает в тот момент, когда субъект, которому известно о нарушении его прав или охраняемых интересов, указал на возникшие противоречия в объективной форме, выразил свой подход к наличию или оценке юридических фактов, с которыми связано ущемление его прав и охраняемых законом интересов. Простое же осознание субъектом помех в осуществлении права не является достаточным для возникновения спора, так как это осознание носит чисто субъективный характер. Согласно положению, предусмотренному в ст. 11 ЖК РФ и ст. 22 ГПК РФ, споры, возникающие из жилищных правоотношений, подлежат рассмотрению в суде. Жилищные споры рассматриваются судом по общим правилам искового производства. Однако существуют некоторые особенности рассмотрения гражданских дел, связанные с правом граждан на жилое помещение. Предметом жилищного спора является то или иное право на жилое помещение, и именно этот предмет спора отличает его от других гражданско-правовых споров. Следовательно, предмет жилищного спора выступает первым признаком спора, возникшего из жилищных правоотношений. Основания возникновения жилищных споров называются в нормах, регулирующих те или иные виды жилищных отношений или устанавливающих ответственность за нарушение жилищного законодательства. В связи с тем что жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются прежде всего нормами гражданско-правового характера, а значит, являются разновидностью гражданских правоотношений, соответственно при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилым помещением гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 12 Гражданского кодекса РФ дает общий примерный перечень таких способов: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения и др.). Если в гражданско-правовой норме нет конкретного указания на способ защиты права, то обладатель нарушенного (оспариваемого) субъективного гражданского права самостоятельно выбирает способ защиты права, руководствуясь при этом двумя обстоятельствами: а) спецификой защищаемого права; б) характером правонарушения. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 ноября 1990 г. N 14) <7> судам следует иметь в виду, что ими разрешаются жилищные споры между наймодателями и нанимателями в домах государственного, общественного и индивидуального жилищных фондов, между нанимателями и членами их семьи, споры между гражданами и жилищно-строительными кооперативами, связанные с жилищными правоотношениями, и иные жилищные споры, в частности: о выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения в домах жилищно-строительных кооперативов либо в принадлежащих гражданам на праве собственности, а также самовольно вселившихся в нежилые дома и помещения; о выселении из указанных домов, если они грозят обвалом; о выселении из самовольно построенных домов, подлежащих сносу, о предоставлении жилого помещения по требованиям, основанным на гражданско-правовых обязательствах (в связи со сносом дома, проведением капитального ремонта, переоборудованием дома в нежилой и т. п.). Судам подведомственны также споры о предоставлении жилого помещения по требованиям граждан, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на внеочередное предоставление жилых помещений, в том числе лиц, которым жилое помещение должно предоставляться в пределах определенного законодательством срока, если этот срок нарушен. -------------------------------- <7> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. М.: Спарк, 1994.
Таким образом, необходимо определить те особенности, при которых возникает, протекает и решается по существу жилищный спор. Основные процессуальные особенности рассмотрения жилищных споров в суде выражены в субъектном составе участников. Гарантией соблюдения конституционных прав граждан в суде выступает прокурор. В случае, когда при разрешении жилищного спора затрагиваются права несовершеннолетних, суд привлекает к участию представителей органов опеки и попечительства. Таким образом, дополнительно гарантируется охрана государственных или общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан. Предмет доказывания в делах по жилищным спорам имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими категориями дел. Поскольку предметом исковых требований, как правило, является признание права на жилье либо выселение из жилого помещения, то в предмет доказывания входит законность вселения и фактическое проживание в спорном жилом помещении, условия пользования спорным жилым помещением. Смена нанимателем места жительства, т. е. фактическое выбытие из жилого помещения, также входит в предмет доказывания по жилищным спорам. Почти по всем жилищным делам при определении предмета доказывания особое значение имеют факты, с которыми связано возникновение права на жилое помещение у гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи, так как только наличие такого права на жилое помещение предоставляет права гражданам по пользованию и распоряжению жилым помещением, а также право требовать защиты своих жилищных прав в судебном порядке. Процессуальная особенность рассмотрения в суде жилищных споров заключается в способах доказывания фактов, подтверждающих правовую позицию по делу. Большинство обстоятельств, таких как факт совместного проживания граждан и ведения общего хозяйства, смена места жительства нанимателем, использование жилого помещения не по назначению и т. д., производится исключительно свидетельскими показаниями. Особенность заключается в том, что по данной категории дел существует приоритет свидетельских показаний над письменными (документами). Констатация совершенно очевидного нарушения гражданином правил снятия и постановки на регистрационный учет по месту, где он "преимущественно проживает", не означает, что суд признает его выбытие как факт расторжения им договора найма. Отсутствие или наличие заключенного брака не является основанием признания либо непризнания членом семьи. Следует отметить, что в нормах Жилищного кодекса РФ указаны конкретные виды доказательств, с помощью которых могут устанавливаться те или иные факты, подлежащие доказыванию. Например, факт приобретения права на жилое помещение согласно ст. 57 ЖК РФ устанавливается решением органа местного самоуправления и договором социального найма жилого помещения. Конечно, общие нормы гражданского процессуального права, бесспорно, оказывают воздействие на порядок разрешения жилищных споров, однако в особенности при рассмотрении споров, вытекающих из жилищных правоотношений, входят нормы, устанавливающие особенную подведомственность, особенный круг лиц, участвующих в деле, особенности содержания решения суда и другие, которые относятся к сфере гражданского процесса, несмотря на то что закреплены в жилищном законодательстве. В заключение хотелось бы отметить, что и во вновь принятом жилищном законодательстве содержится очень мало специальных процессуальных норм, что порождает массу сложностей при рассмотрении и разрешении жилищных дел. Осуществляя правосудие по гражданским делам, и по жилищным делам в частности, суд применяет нормы материального и процессуального права, однако "в отличие от применения материально-правовых норм, направленного на устранение последствий гражданского правонарушения и урегулирование спорных отношений, указывает Н. А. Чечина, нормы гражданского процессуального права, устанавливая наиболее оптимальные условия для достижения объективной истины по гражданским делам, обеспечивают тем самым правильное применение норм материального права, правильное разрешение споров, исследованных судом" <8>. Безусловно, без применения норм процессуального права осуществление правосудия невозможно. Так как конечной целью правоприменения в гражданском судопроизводстве является реализация норм материального права, т. е. приведение фактического поведения субъектов спорного материального правоотношения в соответствие с предписаниями применяемых судом норм права. Применение норм процессуального права является лишь средством для достижения этой цели. Возникающие при этом гражданско-процессуальные отношения необходимо рассматривать как "надстроечные над первичными, материальными, через последующее звено - судебную деятельность" <9>. Что касается жилищного законодательства в целом, то необходимо признать, что и в настоящее время оно не способно эффективно регулировать жилищные правоотношения. Традиционно в советском праве кодифицированные законы, т. е. кодексы, играли особую, ключевую, роль в регулировании отношений. В условиях проведения экономической реформы в жилищной сфере, соответственно становления и обновления права нельзя надеяться на то, что сам по себе новый Жилищный кодекс привнесет особое содержание в правовые отношения. Однако следует учесть законодательные традиции, существующую юридическую практику, юридические кадры, подготовленные к восприятию именно кодексов, и, отсекая все лишнее, выбрать тот материал, который, будучи кодифицированным, сможет стать надежным маяком в таких жизненно важных правоотношениях, как жилищные. Реализация этой задачи как в области правотворчества, так и в ходе правоприменения не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Представляется, актуальной задачей для судов будет становление правильной и непротиворечивой практики применения ЖК РФ. -------------------------------- <8> Чечина Н. А. Нормы гражданского процессуального права и их применение: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Л., 1965. С. 16. <9> Там же. С. 5.
Название документа Вопрос: Офицер, являюсь участником накопительно-ипотечной системы с октября 2007 г. Буду ли я исключен из реестра участников НИС, если в текущем году приобрету жилье в собственность на свои средства? Могу ли я брать в банках ипотечные кредиты на приобретение жилья, не потеряв возможности в будущем использовать накопления по НИС? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Офицер, являюсь участником накопительно-ипотечной системы с октября 2007 г. Буду ли я исключен из реестра участников НИС, если в текущем году приобрету жилье в собственность на свои средства? Могу ли я брать в банках ипотечные кредиты на приобретение жилья, не потеряв возможности в будущем использовать накопления по НИС?
Ответ: Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является: 1) увольнение его с военной службы; 2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Вы можете брать в банках ипотечные кредиты для приобретения жилья, а затем погасить их с помощью средств, выделенных по НИС и накопленных на Вашем счете.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Военнослужащая по контракту. Имела в собственности долю в квартире, произвела отчуждение в пользу сына, зарегистрирована по адресу этой квартиры. Чтобы утратить право пользования квартирой, так как только с этого момента начнет течь пятилетний срок после ухудшения жилищных условий, обратилась с рапортом к командиру с просьбой зарегистрироваться при воинской части. Командир отказал. Правомерен ли отказ? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Военнослужащая, прохожу службу по контракту, имела в собственности долю в квартире, произвела отчуждение в пользу сына, зарегистрирована по адресу этой квартиры. Воинская часть, в которой прохожу службу, дислоцируется в г. Луге. Чтобы утратить право пользования квартирой, так как только с этого момента начнет течь пятилетний срок после ухудшения жилищных условий, обратилась с рапортом к командиру с просьбой зарегистрироваться при воинской части. Командир отказал, ссылаясь на то, что нет оснований, что нарушаются положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Правомерен ли отказ? Если неправомерен, то какие мои дальнейшие действия?
Ответ: Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. Вы не прибывали к новому месту военной службы и не нуждаетесь в жилом помещении. Отказ командования правомерен.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Какой статус имеет жилье в закрытом военном городке (служебное или по договору социального найма), если я получил его в 1986 г.? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Какой статус имеет жилье в закрытом военном городке (служебное или по договору социального найма), если я получил его в 1986 г.?
Ответ: Служебные жилые помещения предоставляются в закрытых военных городках на весь срок службы. Бытует мнение, что вся находящаяся в них жилая площадь всегда является служебной. Это ошибочное суждение. Жилые помещения в них могут принадлежать различным ведомствам и фондам. Вся жилая площадь в закрытых военных городках, как известно, не подлежит приватизации. Однако дело тут не в характере жилья, а в особом правовом режиме таких городков (Вакилов М., Фаршатов И. Жилищные права военнослужащих и членов их семей // Российская юстиция. 2000. N 7). Если жилое помещение в установленном законом порядке не было отнесено к числу служебных, значит, Вы получили его по договору социального найма.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Я со своими несовершеннолетними детьми зарегистрирована и проживаю как член семьи умершего нанимателя в закрытом военном городке в жилом помещении по месту пребывания сроком на 5 лет. До окончания регистрации осталось 2 года. Говорят, что после окончания срока регистрации меня выселят. Так ли это? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Я со своими несовершеннолетними детьми зарегистрирована и проживаю как член семьи умершего нанимателя в закрытом военном городке в жилом помещении по месту пребывания сроком на 5 лет. До окончания регистрации осталось 2 года. Говорят, что после окончания срока регистрации меня выселят. Так ли это?
Ответ: 1. В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Право на получение жилых помещений не распространяется на членов семей военнослужащих - граждан Российской Федерации, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. 2. Если наниматель не был военнослужащим. Для точного ответа в вопросе недостаточно информации (были ли наниматель и Вы признаны нуждающимися в жилых помещениях, почему Вы зарегистрированы по месту пребывания, а не по месту жительства). В любом случае Вам следует учесть, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: В этом году я заканчиваю ВВУЗ. Прошу ответить, что я должен знать при окончании военно-учебного заведения, а именно какие выплаты мне положены, а также какие действия я должен совершить по прибытии к новому месту службы, в том числе для постановки на жилищный учет? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: В этом году я заканчиваю ВВУЗ. Прошу ответить, что я должен знать при окончании военно-учебного заведения, а именно какие выплаты мне положены, а также какие действия я должен совершить по прибытии к новому месту службы, в том числе для постановки на жилищный учет?
Ответ: К сожалению, Ваш вопрос не совсем ясен. Вопросы следует задавать более конкретно, так как рубрика "Вопрос - ответ" не позволяет раскрыть подробно всю информацию по интересующим Вас вопросам. 1. При изменении места военной службы Вы имеете право на выплату подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания. Также при подаче рапорта в течение трех месяцев со дня назначения на должность по окончании ВВУЗа Вы имеете право на выплату на обзаведение имуществом первой необходимости в размере 12 окладов денежного содержания. 2. Рекомендую ознакомиться с ответом на вопрос под номером 210960. Для постановки на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении Вам необходимо подать рапорт по команде о постановке на учет в качестве нуждающегося и предоставлении служебного жилого помещения. После рассмотрения данного рапорта с приложенными к нему документами (подтверждающими факт отсутствия у Вас жилого помещения по месту прохождения военной службы) Вам могут предоставить служебное жилое помещение при его наличии.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Скоро заканчиваем ВВУЗ. Нас всех включают в списки участников НИС. Первый контракт я заключил в декабре 2004 г. Не помешает ли включение меня в списки участников НИС в дальнейшем получению квартиры или жилищного сертификата? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Скоро заканчиваем ВВУЗ. Нас всех включают в списки участников НИС. Первый контракт я заключил в декабре 2004 г. Не помешает ли включение меня в списки участников НИС в дальнейшем получению квартиры или жилищного сертификата?
Ответ: В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее также - участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К участникам накопительно-ипотечной системы (НИС) относятся, в частности, военнослужащие - граждане Российской Федерации, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. При этом указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до января 2005 г., могут стать участниками накопительно-ипотечной системы, изъявив такое желание. Так как Вы заключили первый контракт до января 2005 г., то сможете стать участником НИС, только выразив соответствующее волеизъявление. При этом Вам следует учитывать, что в соответствии с указанной нормой Федерального закона "О статусе военнослужащих" на военнослужащих - участников НИС и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, п. п. 13 и 14 ст. 15, а также абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 вышеназванного Федерального закона (т. е. гарантия на предоставление квартиры по избранному месту жительства, в том числе путем предоставления ГЖС, на них не распространяется).
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Подполковник запаса, выслуга - 32 года. В августе 2005 г. уволен. В рапорте указал: "Согласен на увольнение без предоставления жилой площади на момент увольнения (с оставлением в списках...)". В феврале 2005 г. отказался от ГЖС. В феврале 2008 г. в Красноярской КЭЧ ответили, что в списках очередников не значусь. Законны ли действия КЭЧ? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Подполковник запаса, выслуга - 32 года. В августе 2005 г. уволен. В рапорте указал: "Согласен на увольнение без предоставления жилой площади на момент увольнения (с оставлением в списках...)". В феврале 2005 г. отказался от ГЖС. В феврале 2008 г. в Красноярской КЭЧ ответили, что в списках очередников не значусь. Законны ли действия КЭЧ?
Ответ: Вопрос о том, кто в данной ситуации поступил неправомерно, остается спорным в силу ограниченного объема информации, предоставленной в Вашем вопросе. В одном случае могут быть неправомерными действия органа военного управления (должностного лица), принявшего решение о Вашем увольнении без оставления в списках очередников на получение жилых помещений. В другом случае могут быть неправомерными действия КЭЧ, которая без Вашего согласия и необходимых условий исключила Вас из списков очередников на получение жилых помещений.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Подполковник, прохожу службу в Московской области, увольняюсь из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по предельному возрасту в 2009 г. В 1995 г. приватизировал в равных долях квартиру в г. Таганроге. В настоящее время "расприватизировал" квартиру, городские власти заставляют сдать квартиру им, Ростовская КЭЧ не имеет оснований принять эту квартиру. Каким образом сдать эту квартиру в г. Таганроге и получить постоянное жилье по месту службы? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Подполковник, прохожу службу в Московской области, увольняюсь из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по предельному возрасту в 2009 г. В 1995 г. приватизировал в равных долях квартиру в г. Таганроге. В настоящее время "расприватизировал" квартиру, городские власти заставляют сдать квартиру им, Ростовская КЭЧ не имеет оснований принять эту квартиру. Каким образом сдать эту квартиру в г. Таганроге и получить постоянное жилье по месту службы?
Ответ: Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Принятые муниципальными органами Правила учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не относят к действиям по сознательному ухудшению жилищных условий безвозмездную передачу квартиры органам государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципальным органам. В то же время для постановки на учет в воинской части Вам понадобится справка КЭЧ о сдаче жилого помещения. КЭЧ должна Вам выдать справку, если в Вашу квартиру будет заселен военнослужащий. А для этого есть все основания. Вы должны уведомить КЭЧ о передаче квартиры органам местного самоуправления, КЭЧ должна ее учесть и направить в воинскую часть для распределения очереднику. Последний совместно с КЭЧ, по всей вероятности, будет защищать свои права в суде со ссылкой на п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Имеют ли право на включение в списки нуждающихся на получение постоянного жилья военнослужащие, заключившие первый контракт после 1998 г.? Срок службы - пять лет. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Имеют ли право на включение в списки нуждающихся на получение постоянного жилья военнослужащие, заключившие первый контракт после 1998 г.? Срок службы - пять лет.
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, законодатель предусмотрел для указанной категории военнослужащих особый порядок обеспечения жильем: предоставление жилья в собственность при определенных условиях. Правом на предоставление жилья по договору социального найма такая категория военнослужащих не обладает. В то же время ввиду отсутствия механизма реализации гарантии по предоставлению жилья в собственность на практике таких военнослужащих ставят при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях. При наличии указанных выше обстоятельств такой военнослужащий с даты постановки переводится в список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: С мужем-военнослужащим недавно разошлись. Сама служу по контракту с 1997 г. В очереди на квартиру стояли вместе с 1996 г. До сих пор не получили. Сейчас с мужем проживает наша взрослая дочь. Через 1,5 года у меня заканчивается контракт. Должны ли меня поставить на очередь и дать квартиру? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: С мужем-военнослужащим недавно разошлись. Сама служу по контракту с 1997 г. В очереди на квартиру стояли вместе с 1996 г. До сих пор не получили. Сейчас с мужем проживает наша взрослая дочь. Через 1,5 года у меня заканчивается контракт. Должны ли меня поставить на очередь и дать квартиру?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Таким образом, если Вы относитесь к вышеуказанной категории военнослужащих, Вы вправе встать на учет нуждающихся в жилых помещениях и получить квартиру по договору социального найма.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Военнослужащая, второй контракт о прохождении военной службы заключен в мае 2005 г. Могу ли я стать участником НИС, если мой муж-офицер уже получил двухкомнатную квартиру от внутренних войск МВД России? Состав семьи - 4 человека, площадь квартиры 54 кв. м, квартира в собственности у мужа и дочери. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Военнослужащая, второй контракт о прохождении военной службы заключен в мае 2005 г. Могу ли я стать участником НИС, если мой муж-офицер уже получил двухкомнатную квартиру от внутренних войск МВД России? Состав семьи - 4 человека, площадь квартиры 54 кв. м, квартира в собственности у мужа и дочери.
Ответ: Согласно положениям Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ участие в НИС не зависит от обеспеченности жильем.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Разведен. Получил двухкомнатную квартиру. Жена дала согласие на регистрацию и проживание моих двух детей. Сейчас она против, дети еще не зарегистрированы. Могут меня выселить из квартиры или предоставить однокомнатную квартиру? В армии 20 лет. Квартира служебная. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Разведен. Получил двухкомнатную квартиру. Жена дала согласие на регистрацию и проживание моих двух детей. Сейчас она против, дети еще не зарегистрированы. Могут меня выселить из квартиры или предоставить однокомнатную квартиру? В армии 20 лет. Квартира служебная.
Ответ: Из квартиры Вас никто выселить не может, если не будет надлежащих на то оснований. Если дети не будут проживать с Вами (например, будут проживать с женой, и это будет оформлено документально), то Вы вправе в соответствии со ст. 81 Жилищного кодекса Российской Федерации обратиться к наймодателю о замене занимаемого Вами жилого помещения на однокомнатную квартиру.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Предоставляется ли жилье семье офицера, прибывшего к новому месту службы, если его жена не желает сниматься с регистрации по прежнему месту жительства (прописана у своей матери в областном центре), но намерена совместно проживать с супругом? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Предоставляется ли жилье семье офицера, прибывшего к новому месту службы, если его жена не желает сниматься с регистрации по прежнему месту жительства (прописана у своей матери в областном центре), но намерена совместно проживать с супругом?
Ответ: В настоящее время практика сориентирована на то, что факт проживания подтверждается регистрацией по месту жительства - месту, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Так, при отсутствии регистрации члена семьи по новому месту службы мужа-военнослужащего на такого члена семьи не выплачивается подъемное пособие независимо от того, был ли проезд осуществлен реально. В связи с вышесказанным на учет нуждающихся Вы будете поставлен один (Ваша жена не удовлетворяет предъявляемым требованиям).
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Военнослужащая. Получаю ГЖС на себя и членов семьи, в том числе на сына. Сын с женой живут у меня, но его супруга прописана у своей матери. Будет ли невестка при разводе с сыном иметь право на часть жилой площади, полученной по ГЖС? Возможно ли получение мной ГЖС, в том числе и на сына, если он будет "прописан" у меня, но снимать жилье по другому адресу? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Военнослужащая. Получаю ГЖС на себя и членов семьи, в том числе на сына. Сын с женой живут у меня, но его супруга прописана у своей матери. Будет ли невестка при разводе с сыном иметь право на часть жилой площади, полученной по ГЖС? Возможно ли получение мной ГЖС, в том числе и на сына, если он будет "прописан" у меня, но снимать жилье по другому адресу?
Ответ: Согласно подп. "а" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. Во-первых, жена Вашего сына будет учитываться при расчете размера субсидии в случае признания ее в судебном порядке членом Вашей семьи. Если при получении ГЖС не будет доказан факт постоянного проживания с Вами Вашего сына, то он не будет учитываться при расчете размера субсидии, что следует из подп. "а" п. 17 Правил. Во-вторых, если жена Вашего сына будет учитываться при расчете размера субсидии в случае признания ее в судебном порядке членом Вашей семьи, то она фактически будет являться сособственником приобретаемого жилого помещения, так как средства будут выделяться и на нее. В таком случае она может требовать свою "долю".
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Военнослужащий. При увольнении желаю получить ГЖС на себя и членов моей семьи. Однако проживающий со мной сын (офицер) уже год является участником накопительно-ипотечной системы. Могу ли я получить ГЖС и на сына? Если могу, то не будет ли это являться для него препятствием в получении денежных средств по НИС? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Военнослужащий. При увольнении желаю получить ГЖС на себя и членов моей семьи. Однако проживающий со мной сын (офицер) уже год является участником накопительно-ипотечной системы. Могу ли я получить ГЖС и на сына? Если могу, то не будет ли это являться для него препятствием в получении денежных средств по НИС?
Ответ: Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии по ГЖС в данном случае не будет зависеть от того, является Ваш сын участником накопительно-ипотечной системы или нет. Факт предоставления Вам жилья по ГЖС также не будет являться препятствием в получении Вашим сыном денежных средств по НИС.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Офицер. Через два года увольняюсь в запас по возрасту. Постоянным жильем не обеспечен. Собираюсь вложить деньги в долевое строительство. Не будет ли это препятствием для получения мной ГЖС? Если нет, то смогу ли я использовать средства, выделенные по ГЖС, для выплаты доли в строительстве дома (т. е. доплатить и выкупить квартиру)? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Офицер. Через два года увольняюсь в запас по возрасту. Постоянным жильем не обеспечен. Собираюсь вложить деньги в долевое строительство. Не будет ли это препятствием для получения мной ГЖС? Если нет, то смогу ли я использовать средства, выделенные по ГЖС, для выплаты доли в строительстве дома (т. е. доплатить и выкупить квартиру)?
Ответ: Факт того, что Вы вложите деньги в долевое строительство, не будет являться основанием для снятия Вас с учета нуждающихся в жилом помещении и отказа в предоставлении ГЖС. В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153, государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - субсидия). Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения гражданами жилого помещения. В соответствии с п. 60 вышеназванных Правил в случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств субсидии банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврат организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В соответствии с п. п. 54, 55 указанных Правил распорядитель счета имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств. В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы. Допускается оплата за счет и в пределах средств выделенной субсидии услуг по подбору жилья и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг предусмотрены в договоре на жилое помещение. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Вы не можете использовать денежные средства, выделенные по ГЖС, для "выплаты" доли в строительстве дома, так как предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Однако Вы с полным правом можете использовать эти денежные средства для того, чтобы внести их в качестве доплаты при покупке квартиры.
Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
Название документа Вопрос: Обратился к начальнику гарнизона с просьбой прописать внучку в мою квартиру. По семейным обстоятельствам нужно, чтобы внучка жила со мной. Получил отказ. Обычно главной причиной для отказа является то, что у нас режимный городок и вся жилая площадь является служебной. На деле никакого режима нет. Разъясните мои права, чтобы в случае несправедливого отказа я мог обратиться в суд. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Я, Лазутин А. Г., 1938 г. р., майор в отставке, прослужил в Советской армии с 1958 по 1984 г. В городке живу с 1972 г. по сей день (г. Ногинск-9). Я обратился к начальнику гарнизона с просьбой прописать внучку в мою двухкомнатную квартиру, где мы живем только с женой. Жена свое разрешение дала. Получил отказ, так как внучка прописана и живет в городке тоже в двухкомнатной квартире вместе с матерью, ее мужем и своей родной сестрой, ученицей 9-го класса. Внучка учится в Москве в вузе, в своей квартире с сестрой занимают комнату около 10 кв. м. Мне приходится работать, чтобы помогать внучке, работа посуточная. Моя жена имеет множество болезней. Когда меня нет дома, особенно когда я работаю в ночь, за ней некому присматривать. Вот для этого и нужно, чтобы внучка жила с нами. Обычно главной причиной для отказа является то, что у нас режимный городок и вся жилая площадь является служебной. Но режимный городок предполагает пропускной режим, которого нет. В городке процветает открытая торговля. Хорошо еще, когда квартиры покупают местные жители, а зачастую вообще непонятные люди. Какой же это режим? Мне бы хотелось получить разъяснения о моих правах, чтобы в случае несправедливого отказа я мог обратиться в суд.
Ответ: Из Вашего вопроса следует, что Вы проживаете в закрытом военном городке. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации "О перечне закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, имеющих жилищный фонд" от 1 июня 2000 г. N 752-р (с изменениями и дополнениями) г. Ногинск-9 отнесен к закрытым военным городкам. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть, в частности, ограничено в закрытых военных городках. В соответствии с п. 21 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны Российской Федерации, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. В связи с вышесказанным действия (решение), которыми Вам отказано в регистрации внучки по месту жительства, можно признать законными.
С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции
Название документа Вопрос: Майор, служу в ВМФ, возраст - 32 года, выслуга - 16 лет, льготная - 20 лет. Переведен приказом министра обороны РФ в Московскую область. Контракт заканчивается. Проживаю с семьей в служебной двухкомнатной квартире общей площадью 42,2 кв. м в закрытом городке. Имею ли я право на пенсию? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа
Вопрос: Майор, служу в ВМФ, возраст - 32 года, выслуга - 16 лет, льготная - 20 лет. Переведен приказом министра обороны Российской Федерации в Московскую область. 20 июня 2008 г. заканчивается контракт. Проживаю с семьей (жена, сын) в служебной двухкомнатной квартире общей площадью 42,2 кв. м в закрытом городке. В части планируется реорганизация. Вопрос: имею ли я право на пенсию? Спасибо.
Ответ: В соответствии с правилами ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более в льготном исчислении. Таким образом, Вы имеете право на назначение и получение пенсии за выслугу лет.
С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции
Название документа