Вред деловой репутации юридического лица: понятие и способы защиты

(Гаврилов Е. В.) ("Законодательство и экономика", 2011, N 12) Текст документа

ВРЕД ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

Е. В. ГАВРИЛОВ

В статье главного специалиста юридического отдела Министерства образования и науки Красноярского края, члена Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" Е. В. Гаврилова рассматривается двойственная правовая природа категории "вред деловой репутации юридического лица", от правильного понимания которой зависит применение надлежащего способа защиты деловой репутации юридических лиц - возмещение убытков и (или) компенсация нематериального (репутационного) вреда.

Как известно, юридические лица имеют деловую репутацию, которая в современных условиях развития рыночной экономики является одним из условий успешного осуществления ими предпринимательской и иной экономической деятельности. К сожалению, часто встречаются случаи умаления деловой репутации юридических лиц, например при недобросовестной конкуренции, нарушении прав на коммерческое обозначение, товарный знак, фирменное наименование, ненадлежащей рекламе, диффамации. В этих случаях деловой репутации юридических лиц причиняется вред. Возникает проблема определения сущности такого вреда: материальный он и (или) нематериальный? Что понимать под указанным вредом? Каково его содержание? Данные вопросы не только носят теоретический характер, но и являются проблемами правоприменительной практики. От их решения будет зависеть специфика способов защиты деловой репутации юридических лиц, в том числе с помощью денежного возмещения (компенсации). Для начала вспомним, что из себя представляет собственно "вред", затем приведем дефиниции понятия "вред деловой репутации юридического лица", предложенные отечественными учеными, подвергнем их справедливой критике, а в конце выскажем собственное мнение по рассматриваемой теме. Вред - это нарушение или умаление какого-либо имущественного права или нематериального блага <1>. Вред - сложная универсальная правовая конструкция, являющаяся основным условием для защиты нарушенного права потерпевшего, с одной стороны, и наступления юридической ответственности по отношению к правонарушителю - с другой. Вред могут испытывать как физические, так и юридические лица вследствие, например, ущерба их интересам, личности (сущности), имуществу, деловой репутации <2>. -------------------------------- <1> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А. Н. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. Т. 3 С. 8. <2> Гаврилов Е. В. Компенсация вреда, причиненного деловой репутации юридического лица (на примере ФАС Волго-Вятского округа) // Законодательство и экономика. 2010. N 6. С. 38.

Таким образом, некоторые юристы определяют вред деловой репутации юридического лица как наступление у него определенных негативных последствий вследствие распространения порочащих деловую репутацию сведений <3>. -------------------------------- <3> Магонова Т. В., Голубева С. В. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о защите деловой репутации // http:// www. arbitr. ru/ _upimg/ EE77DFDA92518C4 F06952AAFA6F78895_ обзор% 20по% 20деловой% 20репутации. pdf.

Считаем, данное определение не совсем точно. Вред деловой репутации юридического лица может возникнуть не только вследствие распространения порочащих такую репутацию сведений (диффамация), но и, например, при нарушении права на коммерческое обозначение, товарный знак, фирменное наименование, и даже при нарушении имущественных прав организации. В свою очередь, по мнению С. П. Олифиренко, под вредом, причиненным деловой репутации юридического лица, следует понимать умаление оценки его деятельности в общественном сознании, повлекшее за собой имущественный вред в виде убытков <4>. -------------------------------- <4> Олифиренко С. П. Доказывание морального вреда и вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. С. 13.

Указанное определение мы также считаем неудачным. В нем акцент сделан на том, что должно произойти умаление деловой репутации юридического лица, обязательно приводящее к убыткам. Однако умаление деловой репутации может к убыткам и не привести. Тем не менее оно может рассматриваться как вред деловой репутации. На наш взгляд, необходим качественно новый подход к определению правовой сущности вреда деловой репутации юридического лица. Мы являемся убежденными сторонниками того, что вред деловой репутации юридического лица можно понимать в широком и узком значении. В широком значении это любой вред, связанный с умалением деловой репутации юридического лица. Соответственно, он может быть как материальным (проявляться в убытках), так и нематериальным (не иметь имущественного содержания и стоимостной формы, независимо от убытков). В этом случае материальный вред деловой репутации юридического лица представляет собой неблагоприятные последствия имущественного характера, потенциально поддающиеся точному денежному исчислению (убытки) и возникающие у юридического лица вследствие умаления его деловой репутации. Такой вред подлежит устранению с помощью возмещения убытков. В свою очередь, нематериальный вред деловой репутации юридического лица - это умаление деловой репутации и связанные с этим иные неблагоприятные последствия нематериального характера, не поддающиеся точному исчислению, являющиеся отрицательными и существенными для потерпевшего, а также приводящими или способными привести к возникновению убытков, представляющих собой материальное выражение вреда <5>. Думается, для устранения нематериального вреда деловой репутации юридического лица возмещение убытков применяться не должно. -------------------------------- <5> Гаврилов Е. О компенсации нематериального вреда деловой репутации юридических лиц при диффамации: основания, критерии, доказывание // Хозяйство и право. 2009. N 7. С. 123 - 128.

Именно в контексте широкого понимания вреда деловой репутации юридического лица высказался М. Х. Абдрахманов, из научных работ которого следует, что вред деловой репутации юридического лица - это негативные последствия ее умаления, выразившиеся в ухудшении общественного мнения о коммерческой и иной деятельности соответствующего лица, утрате доверия со стороны населения, потере имиджа добросовестного контрагента и иных потерях неимущественного и имущественного характера <6>. Предложенная М. Х. Абдрахмановым дефиниция вреда деловой репутации юридического лица хотя и является, на наш взгляд, несколько многословной, однако достаточно точно описывает сущность исследуемой категории. -------------------------------- <6> Абдрахманов М. Х. Вред имуществу и деловой репутации как основание для признания юридического лица потерпевшим по уголовному делу // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2008. N 1 (14). С. 210.

В широком значении о вреде деловой репутации пишет О. А. Городов, понимающий под вредом, причиненным деловой репутации хозяйствующего субъекта, всякое ее умаление. При этом указанное умаление может носить как имущественный, так и неимущественный характер, быть как действенным, так и потенциальным. Имущественный характер вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта, проявляется в наличии у него убытков, обусловленных конкурентными действиями, повлекшими, например, снижение стоимости деловой репутации как нематериального актива. Неимущественный характер проявляется в утрате хозяйствующим субъектом положительного мнения о его деловых качествах в глазах общественности и, в частности, делового сообщества. Такая утрата может повлечь за собой потерю клиентов, уменьшение количества заказов, нарушение договорных связей, т. е. в конечном счете вызвать потери имущественного характера, что свидетельствует о кумулятивном характере указанной утраты <7>. Мы полностью разделяем позицию О. А. Городова по исследуемому вопросу. -------------------------------- <7> Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008.

В узком значении данную категорию можно рассматривать как вред, причиненный деловой репутации юридических лиц. Учитывая, что деловая репутация в соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса РФ - это нематериальное благо, такой вред априори является нематериальным. Материальным он быть не может, поскольку причиняется исключительно нематериальному благу. В свою очередь, вред деловой репутации может лежать в основе иных видов вреда, причиненных самому юридическому лицу, в том числе влечь у юридического лица убытки. Однако убытки будут рассматриваться лишь как последствия (результат) вреда деловой репутации, и не более того, т. е. собственно вредом деловой репутации они не будут. Считаем, при вреде деловой репутации юридического лица (в узком значении) возмещение убытков применяться не должно. Содержание нематериального вреда деловой репутации юридического лица (в широком значении) и содержание вреда деловой репутации юридического лица (в узком значении) схожи, однако их нельзя считать тождественными. Думается, первый включает в себя второй, но не ограничивается им. Имеется в виду следующее: содержание нематериального вреда деловой репутации юридического лица (в широком значении) включает в себя также иные неблагоприятные последствия нематериального характера, не поддающиеся точному исчислению (например, нарушение организационного климата, неопределенность в планировании решений, неудовлетворенность членов трудового коллектива, текучесть кадров и др.) и связанные с умалением деловой репутации. С позиции вреда деловой репутации юридического лица (в узком значении) указанные неблагоприятные последствия нематериального характера могут расцениваться лишь как последствия (результат) собственно вреда деловой репутации. При наступлении нематериального вреда деловой репутации юридического лица (в широком значении) или вреда деловой репутации юридического лица (в узком значении) в целях защиты используется денежная компенсация, которая на практике часто именуется возмещением репутационного вреда или компенсацией вреда, причиненного деловой репутации <8>. На наш взгляд, более правильно говорить о компенсации нематериального (репутационного) вреда, так как возмещение репутационного вреда или компенсация вреда, причиненного деловой репутации (с позиции терминологии), могут создать иллюзию, что они применяются для устранения любого вреда деловой репутации юридического лица (в широком значении), включая материальный, который, как уже было сказано, должен быть устранен только с помощью возмещения убытков <9>. -------------------------------- <8> См., например: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 марта 2006 г. по делу N А56-8347/2005, Волго-Вятского округа от 30 ноября 2007 г. по делу N А43-34385/2006-15-691, Московского округа от 23 марта 2009 г. N КГ-А40/1760-09 по делу N А40-35200/08-67-271, Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2009 г. N А78-5658/2008-Ф02-2394/09, Дальневосточного округа от 21 сентября 2010 г. N Ф03-6527/2010. <9> Гаврилов Е. В. Компенсация нематериального вреда юридическим лицам: проблемы в терминологии // Цивилист. 2009. N 3. С. 48 - 51.

Компенсация нематериального (репутационного) вреда призвана защищать деловую репутацию юридического лица, подвергшуюся умалению, а также устранять иные неблагоприятные последствия нематериального характера, связанные с указанным вредом. Компенсация нематериального (репутационного) вреда не является возмещением убытков, поскольку нацелена не на покрытие конкретных имущественных потерь вследствие умаления деловой репутации (при наступлении материального вреда деловой репутации, понимаемом в широком значении), а на максимальное восстановление нарушенной деловой репутации и устранение иных неблагоприятных последствий нематериального характера, связанных с таким нарушением. Даже если компенсация нематериального (репутационного) вреда не восстановит полностью пошатнувшуюся деловую репутацию юридического лица, она, как минимум, компенсирует юридическому лицу соответствующий вред, сам факт такого вреда, недопустимый при нормальном развитии гражданского оборота. На основании вышеизложенного автор рекомендует понимать вред деловой репутации юридического лица все-таки в широком значении, проводя различие между материальным вредом деловой репутации юридического лица (убытками, причиненными умалением деловой репутации), для ликвидации которого используется возмещение убытков, и нематериальным, для устранения которого существует компенсация нематериального (репутационного) вреда.

Библиография

Абдрахманов М. Х. Вред имуществу и деловой репутации как основание для признания юридического лица потерпевшим по уголовному делу // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2008. N 1 (14). Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3 / Под ред. А. Н. Сергеева, Ю. К. Толстого. М: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. Магонова Т. В., Голубева С. В. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о защите деловой репутации // http:// www. arbitr. ru/ _upimg/ EE77DFDA92518C4F06952AAFA6F78895_ обзор% 20по% 20деловой% 20репутации. pdf. Олифиренко С. П. Доказывание морального вреда и вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009.

Название документа