Правовое регулирование внутрикорпоративного контроля

(Спектор А. А.) ("Бизнес, Менеджмент и Право", 2011, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

А. А. СПЕКТОР

Спектор А. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права МГЮА имени О. Е. Кутафина.

Статья посвящена одному из видов негосударственного контроля хозяйствующих субъектов - внутрикорпоративному контролю. Автор исследует понятие внутрикорпоративного контроля через его соотношение со схожими понятиями, такими как "корпоративный контроль" и "внутренний контроль". Кроме того, в статье рассматриваются вопросы организации и осуществления корпоративного контроля в ряде хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: внутрикорпоративный контроль, внутренний контроль, корпоративный контроль, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, товарищество.

Legal regulation of intracorporate control A. A. Spektor

The article is devoted to intracorporate control as one of the kinds of non-state control of managing subjects. The author examines the concept of intracorporate control through its parity with similar concepts, such as "corporate control" and "internal control". Besides, the author examines the questions of the organization and realization of corporate control in a number of managing subjects.

Key words: intracorporate control, internal control, corporate control, limited liability company, joint-stock company, association.

Любые юридические лица, причем как коммерческие, так и некоммерческие, осуществляют внутренний контроль за своей деятельностью, и прежде всего такой контроль направлен на хозяйственно-финансовую сферу деятельности. Примечательно, что в ряде случаев закон прямо обязывает субъекта предпринимательской деятельности организовать внутрикорпоративный контроль. Прежде чем анализировать правовое регулирование внутрикорпоративного контроля, считаем целесообразным исследовать само понятие "внутрикорпоративный контроль". На законодательном уровне этот термин не раскрывается, при этом активно используется. Понятие корпоративного контроля по-разному трактуется в разных правовых системах. В частности, в континентальной системе права понятие корпоративного контроля раскрывается через понятие надзора. Несколько иначе используется рассматриваемый термин в общем праве, в котором корпоративный контроль представляет собой способность определять решения корпорации, которая возникает благодаря распределению власти среди субъектов корпоративных отношений. Например, по мнению Д. Котуа, корпоративный контроль - это возможность определять результаты управленческой деятельности в той ее части, которая отнесена к выработке политики корпорации <1>. Поэтому можно утверждать, что контролировать деятельность корпорации означает не столько осуществлять надзор, а также концентрацию, например большего количества акций общества в одних руках, сколько определять стратегию, политику деятельности корпорации, разрабатывать программы и устанавливать долгосрочные цели. Корпоративный контроль есть результат распределения сил, власти, возможностей между субъектами корпоративных отношений. Именно такая доктрина на сегодняшний день получила наибольшее распространение. -------------------------------- <1> Котуа Д. Банковский контроль над крупными корпорациями в США. М., 1982. С. 33.

В юридической литературе, в которой так или иначе затрагиваются вопросы управления в субъектах предпринимательской деятельности, только в одном источнике понятие корпоративного контроля определяется через термин "надзор". Так, А. А. Щербачев отмечает, что "корпоративный контроль следует понимать как проверку лицами, наделенными контрольными полномочиями, соответствия принятых решений нормам законодательства или учредительным документам, а также выполнения принятых решений" <2>. -------------------------------- <2> Щербачев А. А. Правовое положение финансово-промышленных групп: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003. С. 104.

В ряде случаев ученые несправедливо, на наш взгляд, отождествляют понятие корпоративного контроля с отдельным этапом управления корпорацией как некоторого процесса <3>. В классическом понимании понятие управления раскрывается через его функции, к которым можно отнести планирование, организацию, координацию, распорядительство, а также учет и контроль. -------------------------------- <3> Селезнев В. Системы управления: основной риск, подходы к стратегии автоматизации // Экономика и жизнь. 1997. N 42. С. 21.

Таким образом, внутрикорпоративный контроль представляет собой влияние на корпорацию, выражающееся в ее политике, целях, а также в условиях осуществления предпринимательской деятельности. При этом необходимо отметить, что в юридической литературе наряду с указанным термином употребляются также такие понятия, как "корпоративный контроль" и "внутренний контроль". Попробуем соотнести их с понятием внутрикорпоративного контроля. В отличие от термина внутрикорпоративного контроля, который не раскрывается на законодательном уровне, действующие нормативные акты содержат легальные определения понятия "внутренний контроль". Так, согласно Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <4> внутренний контроль представляет собой деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Такое определение внутреннего контроля во многом совпадает с определением общего термина "контроль", поскольку он направлен на выявление правонарушений в сфере осуществления операций с денежными средствами. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.

Внутренний контроль - это деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками. Такое определение внутреннего контроля содержится в Положении об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденном Банком России от 16.12.2003 <5>. -------------------------------- <5> Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) // Вестник Банка России. 04.02.2004. N 7.

Понятие внутреннего контроля также раскрывается в Кодексе корпоративного поведения <6>, в котором под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности (а также за исполнением финансово-хозяйственного плана) общества его структурными подразделениями и органами. -------------------------------- <6> Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (вместе с Кодексом корпоративного поведения от 05.04.2002) // Вестник ФКЦБ России. 30.04.2002. N 4.

Нетрудно заметить, что в такой редакции понятие внутреннего контроля схоже с понятием внутрикорпоративного контроля. Что касается понятия "корпоративный контроль", считаем уместным привести следующее мнение специалиста по финансовому праву относительно понятия контроля в холдинге. По мнению Н. Я. Куценко, контроль в холдинге может выражаться во влиянии материнской компании на формирование политики (в том числе и на ее реализацию) дочерней компании. В результате он делает вывод о том, что контроль над компанией понимается как возможность влияния на управление ею, т. е. возможность определять результаты управленческой деятельности в части выработки политики корпорации <7>. -------------------------------- <7> Куценко Н. Я. Холдинговые компании в рыночной экономике. М.: ИНИОН РАН, 2008. С. 31.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все три рассматриваемых понятия являются синонимами, поскольку отражают одно и то же явление. Соответственно, в дальнейшем мы будем исходить из данного утверждения. При осуществлении внутреннего контроля особое внимание уделяется законности и целесообразности осуществления хозяйственных операций. При этом план совершения всего комплекса хозяйственных операций в целом является основным документом, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность хозяйственного общества. В результате выполнения финансово-хозяйственного плана должна быть получена продукция (работа, услуга) общества. В случае выхода за рамки такого утвержденного плана при возникновении нестандартных ситуаций, в результате их анализа орган, осуществляющий внутренний контроль, готовит рекомендации для выхода из таких ситуаций. Как указывается в Кодексе корпоративного поведения, корпоративный контроль является составной частью корпоративного поведения и их стандарты применимы ко всем хозяйствующим субъектам. Рассмотрим несколько примеров организации и осуществления корпоративного контроля в ряде хозяйствующих субъектов. Так, в хозяйственных товариществах корпоративный контроль выражается в следующем. По требованию участников товарищества судом могут быть прекращены полномочия одного из товарищей, которому были переданы полномочия на ведение дел товарищества, если для такого прекращения существуют объективные основания. Например, суд может удовлетворить такое требование иных товарищей, если уполномоченное на ведение дел товарищества лицо грубо нарушает свои обязанности или оказалось неспособным к разумному ведению дел. При этом вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для внесения необходимых изменений в устав товарищества (п. 2 ст. 72 Гражданского кодекса РФ <8>). -------------------------------- <8> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Примечательно, что в федеральных законах о хозяйственных обществах и производственных кооперативах предусмотрены специальные главы и положения, регулирующие внутрикорпоративный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" <9> содержит норму, согласно которой некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Закона), при этом размеры и структура доходов такой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32). -------------------------------- <9> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 145.

Несмотря на то что Кодексом корпоративного поведения установлено применение стандартов корпоративного поведения ко всем хозяйствующим субъектам, в самом Кодексе отмечается, что они имеют первостепенное значение для акционерных обществ. Очевидно, что большинство норм, связанных с осуществлением внутрикорпоративного контроля, основано на этических, а не правовых нормах. В то же время, например, Федеральный закон "Об акционерных обществах" <10> содержит ряд принципиально важных правовых норм по корпоративному контролю. Глава XII данного Закона называется "Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества". В данной главе в качестве органа, осуществляющего контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества, указывается ревизионная комиссия. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества. На основании п. 3 ст. 85 названного Закона ревизионная комиссия обязана проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам деятельности общества за каждый год. Однако по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества, ревизионная комиссия проводит внеочередные проверки. -------------------------------- <10> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 1.

Общество с ограниченной ответственностью на сегодняшний день выступает одной из самых распространенных организационно-правовых форм, в которых создаются хозяйственные общества, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Рассчитана такая форма в основном на малый и средний бизнес, поскольку при его создании ориентирована в первую очередь на объединение ограниченного круга участников и, как правило, на их личное участие в управлении делами общества с ограниченной ответственностью. Поэтому личность каждого участника ООО имеет принципиальное значение как для иных участников, так и для самого общества. Это одно из отличий ООО от акционерного общества, в первую очередь открытого акционерного общества, которое является объединением капитала. В результате сравнения организации и осуществления корпоративного контроля в акционерном обществе и в обществе с ограниченной ответственностью можно сделать вывод о том, что существует различный подход к регулированию рассматриваемых отношений. В акционерном обществе корпоративный контроль осуществляется тем субъектом (субъектами), которому принадлежит большее число акций. В обществе с ограниченной ответственностью может быть предусмотрен иной подход. Так, в уставе может быть зафиксировано правило, устанавливающее порядок определения голосов на общем собрании, например каждый участник имеет один голос при принятии каких-либо решений независимо от размера принадлежащей ему доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. При проведении внутрикорпоративного контроля в обществе с ограниченной ответственностью нет понятия кворума, которое необходимо для принятия решения в акционерном обществе. В целом можно сформулировать следующие выводы, касающиеся внутрикорпоративного контроля. Во-первых, понятие внутрикорпоративного контроля по своему содержанию схоже с такими понятиями, как "внутренний контроль" и "корпоративный контроль", поэтому их можно рассматривать как синонимы. Во-вторых, внутрикорпоративный контроль представляет собой разновидность негосударственного контроля, осуществляемого на взаимных началах специальными органами хозяйствующего субъекта. В-третьих, отсутствие публичного контроля за осуществлением внутрикорпоративных отношений. В-четвертых, ввиду отсутствия специального законодательства, посвященного осуществлению внутрикорпоративного контроля, его развитие определялось в целом учредительными документами хозяйствующих субъектов. Такое положение в целом не способствует развитию эффективного механизма осуществления негосударственного контроля. Те действующие на сегодняшний день акты (Приказ ФСФР России от 03.06.2008 N 08-23/пз-н "Об утверждении требований к правилам организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде" <11>, Приказ ФСФР России от 21.03.2006 N 06-29/пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" <12>, Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. ЦБ РФ 16.12.2003 N 242-П)) носят локальный характер. Нормы, которые содержатся в федеральных законах, посвященных правовому регулированию отдельных организационно-правовых форм (Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе "Об акционерных обществах", Федеральном законе "О некоммерческих организациях" и т. д.), формулируют самые общие требования к организации ревизионных служб и их правовому статусу. -------------------------------- <11> Приказ ФСФР РФ от 03.06.2008 N 08-23/пз-н "Об утверждении Требований к Правилам организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.07.2008. N 28. <12> Приказ ФСФР России от 21.03.2006 N 06-29/пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.05.2006. N 21.

------------------------------------------------------------------

Название документа