Президент РФ подписал Закон об организованных торгах

(Денисова А. А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРЕЗИДЕНТ РФ ПОДПИСАЛ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗОВАННЫХ ТОРГАХ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 28 ноября 2011 года

А. А. ДЕНИСОВА

22 ноября официально опубликован Закон об организованных торгах, а также Закон, вносящий соответствующие изменения в отдельные нормативные правовые акты. Изменения направлены на урегулирование отношений, возникающих при проведении организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках. Помимо этого устанавливаются требования к организаторам и участникам таких торгов, определяются основы государственного регулирования деятельности по проведению торгов и контроля за ее осуществлением. В частности, законодатели устанавливают порядок получения лицензий на проведение организованных торгов, особенности корпоративного управления биржами и др.

22 ноября на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закон), а также Федеральный закон N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах" (далее - Закон о внесении изменений). Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при проведении организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках, установление требований к организаторам и участникам таких торгов, определение основ регулирования деятельности по проведению торгов и контроля за ее осуществлением. В частности, унифицируются основные понятия, используемые при проведении торгов на любых сегментах рынка, определяются общие признаки организованных торгов - как биржевых, так и внебиржевых. Помимо этого устанавливаются порядок получения лицензий организаторами торговли, правила заключения договоров на организованных торгах и др.

Как отмечают авторы Закона, действие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность бирж и организаторов торговли, распространяется лишь на отдельные сегменты внутреннего рынка. При этом неохваченным остается целый ряд его важнейших составляющих (валютный рынок, рынок производных инструментов, рынок складских свидетельств), что не только повышает риски и затрудняет развитие рынка, но и фактически препятствует такому развитию.

Разработчики обосновали необходимость принятия Закона также тем, что акты, регулирующие организацию и ведение торговли на финансовом и товарном рынках, содержат существенные пробелы и даже противоречат друг другу.

Закон определяет, что именно следует понимать под организованными торгами. Такими являются торги, которые проводятся регулярно, по установленным правилам допуска лиц к участию в данных торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Разновидность таких торгов представляют собой, например, биржевые торги.

Правовое положение организатора торговли

Закон регламентирует правовой статус организатора торговли (далее - организатор). В частности, устанавливаются требования к его органу управления, работникам и учредителям (участникам). Данные положения вступят в силу 1 января 2013 г.

Для организатора предусматривается организационно-правовая форма в виде хозяйственного общества. Услуги по проведению организованных торгов он вправе оказывать только на основании лицензии биржи или торговой системы. При этом для осуществления организованных торгов на основании лицензии биржи минимальный размер собственных средств организатора должен составлять не менее 100 млн. руб., а на основании лицензии торговой системы - не менее 50 млн. руб.

Организатор вправе совмещать проведение торгов с другими видами деятельности, которые не запрещены Законом. В таком случае он должен создать одно или несколько структурных подразделений специально для осуществления торгов. Помимо этого он обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у него в связи с таким совмещением.

Законом на организатора возлагаются функции по контролю за соответствием участников торгов определенным требованиям, за проведением в процессе торгов каких-либо операций и др. В связи с этим он вправе проводить проверки, запрашивать у участников торгов и эмитентов необходимые документы и информацию. Также организатор обязан осуществлять внутренний контроль, т. е. контроль за соответствием осуществляемой им деятельности требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов, правилам организованных торгов, а также его учредительным и иным внутренним документам. Для реализации указанных функций организатор должен назначить ответственное должностное лицо (контролера) и (или) сформировать службу внутреннего контроля.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

Согласно Закону организатор ведет реестры:

- участников торгов и их клиентов;

- заявок;

- договоров, заключенных на торгах.

У организатора должны быть следующие органы управления:

- совет директоров (наблюдательный совет), компетенция которого определяется Законом;

- коллегиальный исполнительный орган.

Организатор не вправе передать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (например, управляющему или управляющей организации).

По предварительному согласованию с ФСФР России организатором назначаются (избираются):

- лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа;

- руководитель службы внутреннего контроля (контролер);

- лицо, ответственное за организацию системы управления рисками организатора;

- руководитель структурного подразделения, проводящего организованные торги (если такая деятельность совмещается с иной).

Организатор направляет письменное уведомление в ФСФР России о предполагаемом избрании или назначении указанных лиц. В течение 10 рабочих дней федеральная служба дает письменное согласие на избрание (назначение) кандидата на должность или отказ в таком избрании (назначении). Отказ допускается, если кандидат не соответствует требованиям, установленным ч. 1, 2, 6 ст. 6 Закона, а также если в уведомление включены неполные или недостоверные сведения.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения организатор направляет в ФСФР России уведомление об избрании (назначении):

- руководителя филиала;

- главного бухгалтера;

- единоличного исполнительного органа, назначаемого на срок менее одного месяца.

В течение трех рабочих дней нужно уведомить ФСФР России об избрании (освобождении) членов совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа.

С 1 января 2013 г. организатор будет обязан обеспечивать раскрытие информации, определенной Законом, и свободный доступ к ней для всех заинтересованных лиц независимо от целей получения ими такой информации. Информация и документы (например, учредительные документы организатора, правила организованных торгов, годовые отчеты с приложением аудиторских заключений в отношении годовой бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетностей и др.) будут размещаться на сайте организатора.

На организатора возлагается обязанность хранить коммерческую и иную установленную законом тайну, а также обеспечить конфиденциальность сведений, предоставляемых участниками торгов. Согласно Закону организатор обязан предоставлять такие сведения:

- участникам торгов;

- иным лицам с согласия участников торгов;

- Банку России по его письменному запросу;

- ФСФР России по ее запросу;

- судам, органам предварительного следствия с согласия руководителя следственного органа и др.

Специальные правила установлены Законом для бирж и торговых систем. Так, функции биржи может выполнять только акционерное общество. Исключительно биржи вправе оказывать услуги по проведению организованных торгов, в процессе которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами. Однако в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ФСФР России, данные услуги может оказывать и торговая система. В соответствии с Законом биржа обязана сформировать биржевой совет и (или) совет по каждой торговой (биржевой) секции. Порядок формирования и полномочия биржевого совета определяются Законом и положением о биржевом совете, утверждаемым советом директоров биржи.

Биржа, проводящая торги, на которых заключаются договоры купли-продажи товаров, обязана вести реестр внебиржевых договоров в случаях, которые будут установлены Правительством РФ. Порядок ведения указанного реестра и предоставления его сведений также определяется Правительством РФ.

В соответствии с Законом статус торговой системы имеет организатор при наличии у него лицензии торговой системы. До настоящего времени торговой системой являлось юрлицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление торговли и уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать процедуру заключения сделок с облигациями. Торговая система организует заключение сделок на рынке облигаций, осуществляет расчет позиций дилеров, клиринг, составляет отчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в расчетные системы и депозитарий [1].

Помимо общих для всех организаторов торговли ограничений, для бирж и торговых систем установлены дополнительные запреты - на совмещение торгов с определенной деятельностью (например, с брокерской, дилерской и др.).

Участники организованных торгов

Участие тех или иных лиц в организованных торгах зависит от предмета данных торгов.

К участию в торгах ценными бумагами допускаются дилеры, управляющие и брокеры, которые имеют лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных, паевых инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов, центральный контрагент, а также Банк России.

В организованных торгах товаром вправе участвовать индивидуальные предприниматели и юрлица. Такими участниками могут быть брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, центральный контрагент или лицо, включенное организатором торговли в список участников, действующих в интересах и за счет других лиц.

Участниками торгов иностранной валютой являются кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять операции со средствами в иностранной валюте, центральный контрагент, Банк России, а также иные юрлица, которые вправе осуществлять куплю-продажу иностранной валюты. Если договоры купли-продажи иностранной валюты в процессе торгов заключаются с центральным контрагентом - уполномоченным банком, к участию в этих организованных торгах могут быть допущены иные организации.

В организованных торгах, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, могут принимать участие:

- Банк России;

- центральный контрагент;

- управляющие компании инвестиционных, паевых инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов;

- имеющие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг дилеры, управляющие, брокеры, в том числе брокеры, которые имеют лицензию на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, если их базисный актив - товар. К участию в организованных торгах, на которых заключаются такие договоры, могут быть допущены также организации, за счет которых данные договоры заключаются. Участвовать в организованных торгах могут иностранные юрлица, осуществляющие функции центрального контрагента и включенные в перечень, утвержденный ФСФР России. При включении иностранной организации в указанный перечень федеральная служба вправе установить ограничения на ее допуск к торгам.

Правилами проведения организованных торгов могут быть определены иные группы (категории) участников и установлены различные условия для каждой из них.

Порядок проведения организованных торгов

Определенный Законом порядок проведения торгов полностью вступит в силу с 1 января 2013 г., однако отдельные его положения начнут действовать уже с 1 января 2012 г. (например, процедура заключения договора на организованных торгах и особенности заключения отдельных договоров).

Для проведения организованных торгов организатор должен утвердить правила таких торгов (далее - Правила) либо отдельные правила для каждой торговой (биржевой) секции. Данные Правила необходимо зарегистрировать в ФСФР России. При этом Правила должны соответствовать определенным требованиям (п. 3 ст. 4 Закона).

Организатор и участники торгов заключают договор об оказании услуг по их проведению. Согласно такому договору организатор обязуется в соответствии с Правилами систематически оказывать соответствующие услуги, а участники торгов - оплачивать их. По своей природе заключаемый договор является договором присоединения, условия которого также предусмотрены Правилами.

Участники торгов подают организатору заявки. Их содержание, порядок подачи и отзыва устанавливаются Правилами. Организатор регистрирует их в реестре заявок. В регистрации поданной заявки может быть отказано или уже зарегистрированная заявка может быть аннулирована в случаях и порядке, которые устанавливаются нормативными правовыми актами ФСФР России и (или) Правилами.

Согласно Закону договор в процессе проведения торгов заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок. Разнонаправленными являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора. Организатор устанавливает полное или частичное взаимное соответствие таких заявок и регистрирует их в реестре договоров в порядке, определенном Правилами.

Договор считается заключенным в процессе проведения торгов с момента внесения организатором записи о его заключении в реестр договоров на основании взаимного соответствия разнонаправленных заявок. При этом не нужно составлять документ, подлежащий подписанию сторонами, так как простая письменная форма считается соблюденной. Правилами (и (или) правилами клиринга) могут быть предусмотрены случаи, когда договор заключается без подачи заявок.

Заключение договора в процессе организованных торгов подтверждается выпиской из соответствующего реестра договоров.

Стороны не вправе изменить или расторгнуть договор, который заключен на основании хотя бы одной из заявок, адресованной неограниченному кругу участников торгов, кроме случаев, предусмотренных Правилами (и (или) правилами клиринга). По обязательствам, возникшим вследствие заключения таких договоров, должен осуществляться клиринг.

Законом также предусмотрены особенности заключения на организованных торгах договоров с центральным контрагентом и с клиринговым брокером.

С 1 января 2012 г. Правилами может быть предусмотрено разрешение споров между участниками торгов и сторонами договоров, заключенных в процессе их проведения, постоянно действующим третейским судом.

Государственное регулирование и контроль

за проведением организованных торгов

Законом регламентируются основы государственного регулирования и контроля за проведением организованных торгов. Полномочия для осуществления такой деятельности предоставлены ФСФР России.

В частности, при осуществлении контроля за организаторами торговли ФСФР России, помимо плановых проверок раз в год, может проводить и внеплановые в случае обнаружения признаков правонарушений, на основании жалоб граждан и юрлиц, а также сведений, полученных из СМИ.

При выявлении нарушений законодательства и в целях их предотвращения федеральная служба направляет предписания, обязательные для исполнения. По основаниям, определенным Законом, ФСФР России может своим предписанием приостановить на срок до шести месяцев или прекратить проведение торгов.

Кроме того, Законом определяются правила лицензирования бирж и торговых систем. Лицензии биржи и торговой системы ФСФР России выдает лицам, соответствующим лицензионным требованиям и условиям, которые устанавливаются Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Законом о внесении изменений предусматриваются поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях в части, касающейся нарушений законодательства об организованных торгах. Так, устанавливаются новые составы административных правонарушений, например воспрепятствование организатором проведению проверок или уклонение от них, нарушение биржей установленного Законом порядка формирования биржевого совета и др. Данные поправки вступают в силу с 1 января 2013 г.

Помимо этого Законом о внесении изменений иные федеральные законы, регулирующие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринг и проведение организованных торгов, приводятся в соответствие с Законом.

Согласно Закону о внесении изменений из Федеральных законов от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" исключаются нормы о проведении организованных торгов, лицензировании и контроле за осуществлением такой деятельности.

Кроме того, в связи с введением в действие Закона Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" и некоторые другие действующие акты с 1 января 2014 г. утрачивают силу.

Документы:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах".

Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах".

[1] Положение об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг (утв. Банком России 25.03.2003 N 219-П).

------------------------------------------------------------------

Название документа