Комментарий к статье Дмитрия Карпухина "Нормативно-правовые аспекты регулирования правового положения председателя правления ТСЖ"

(Федотенко Ю.)

("Жилищное право", 2011, N 12)

Текст документа

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ ДМИТРИЯ КАРПУХИНА "НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ

АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

ПРАВЛЕНИЯ ТСЖ"

Ю. ФЕДОТЕНКО

Федотенко Юрий, юрист.

В целом статья юридически весьма грамотна, с достаточными ссылками на правовые нормы и их анализом. Однако живым языком написаны только вступление и выводы, а вся остальная часть статьи - комментарий к ЖК РФ.

Красной строкой через всю статью проходит утверждение, что у председателя правления ТСЖ слишком много прав, которыми он может злоупотребить (себе во благо, а ТСЖ во вред), а обязанность только одна - обеспечивать выполнение решений правления.

1. Если бы это утверждение было подкреплено практическими примерами, а не только анализом норм ЖК РФ, то статья, на наш взгляд, выглядела бы гораздо весомее и внушительнее и читалась бы с большим интересом.

Например, подтверждением позиции автора об отсутствии юридических обязанностей председателя правления ТСЖ, кроме обеспечения выполнения решений правления, а также ответственности перед собственниками жилья, может быть решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 15.10.2009 по делу по иску члена ТСЖ Е. З. Татаровой об оспаривании действий (бездействия) председателя ТСЖ "Южный-жилье".

По данному делу заявительница заявила требования к председателю ТСЖ, ссылаясь на нарушения последним законности при ведении финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.

Решением суда, оставленным без изменения при кассационном рассмотрении дела, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с тем, что в полномочия председателя входит выполнение решений общего собрания членов ТСЖ, правления и руководство текущей деятельностью ТСЖ. Ответственности за действия правления ТСЖ его председатель не несет. Предъявление требований не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Определением судьи Белгородского областного суда от 26.08.2010 N Г-1178 в передаче надзорной жалобы заявительницы в президиум областного суда отказано.

2. Утверждение автора о том, что у председателя ТСЖ много полномочий и прав, а обязанностью в соответствии со статьей 149 ЖК РФ является лишь обеспечение выполнения решений правления, только теоретически можно признать верным. В действительности на практике его обязанности достаточно многообразны и сложны. Ими являются:

- ведение технической документации по многоквартирному дому;

- осуществление контроля за банковскими операциями, состоянием налоговой, бухгалтерской, статистической отчетности, делопроизводством, хранением документации;

- осуществление контроля за правильностью заключения различных договоров и соглашений (например, договоров на обслуживание с собственниками жилых и нежилых помещений);

- организация правильной эксплуатации и надлежащего ремонта жилого здания, а также предоставление коммунальных и прочих услуг, которые отвечают необходимым стандартам;

- контроль за работой подрядчиков, чтобы подрядившиеся организации выполняли работы по ремонту, обслуживанию как самого дома, так и его инженерных коммуникаций, оборудования и устройств, а также содержанию придомовой территории в порядке в точном соответствии с заключенными договорами;

- проведение заседаний правления, общих собраний, прием жителей, ведение учета и регистрация жалоб и заявлений;

- заключение сделок от имени товарищества.

Это далеко не полный перечень обязанностей председателя правления ТСЖ.

Хотя, как верно подмечено автором комментируемой статьи, и прав у него много. Но...

После изучения всех обязанностей, которые должен выполнять председатель правления ТСЖ, попробуйте найти желающего занять это место! На общем собрании все будут так или иначе отказываться от исполнения обязанностей председателя, ссылаться на сильную занятость, некомпетентность, плохое здоровье и т. д.

3. Таким образом, можно кратко подвести итоги: председатель правления ТСЖ и законодательно, и практически имеет весьма значительные властные полномочия, а также многочисленные обязанности. Каков же его статус в ТСЖ? Будет ли он являться единоличным исполнительным органом товарищества?

Как абсолютно верно указано в рассматриваемой статье, в соответствии с положениями статьи 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества. Председатель правления ТСЖ не отнесен к органам управления, но действует от имени товарищества как специально уполномоченный член товарищества, через действия которого товарищество в силу закона может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности. Фактически он является одним из ключевых элементов управленческого механизма, действующего в товариществах собственников жилья. Какова же при этом оплата его труда?

В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ" в пункт 3.1 статьи 147 ЖК РФ, "членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества". Следовательно, председатель правления, являясь членом правления, работать в товариществе по трудовому договору не имеет права. Как выборному руководителю коллегиального органа управления ему может быть выплачено вознаграждение, определяемое общим собранием членов товарищества. Основная сложность в данном случае - отсутствие предусмотренных для этих целей в смете ТСЖ денежных средств. В силу некоммерческого характера ТСЖ его средства состоят в основном из поступлений собственников, носящих целевой характер.

Возвращаясь к определению статуса председателя правления ТСЖ, его правам, обязанностям и ответственности, можно сказать, что и с оплатой его труда имеются значительные сложности.

4. В заключение хотелось бы добавить: автор рассмотрел изложенную проблему только в рамках действующего ЖК РФ и внесения в него возможных изменений. Но не надо забывать, что товариществом собственников жилья может быть разработан (именно разработан, а не взят типовой!) устав, что может быть разработано Положение о председателе правления ТСЖ либо его должностная инструкция. В данных нормативных документах можно предусмотреть:

- права и обязанности председателя правления ТСЖ;

- порядок оплаты его труда;

- ответственность председателя, в том числе за убытки, причиненные товариществу неэффективным управлением или нанесением вреда общему имуществу многоквартирного дома, принадлежащего собственникам помещений;

- ограничения полномочий председателя при проведении крупных сделок, порядок получения разрешения и согласования на их проведение со стороны общего собрания и правления;

- другие положения, необходимые в деятельности ТСЖ и до настоящего времени не утвержденные законодательно.

5. С выводами, изложенными в статье, в целом можно согласиться, но с некоторыми дополнениями:

а) согласен, что в триаде управленческих структур ТСЖ наибольшим объемом прерогатив по осуществлению гражданско-правовых сделок обладает председатель правления. Однако он и должен обладать таким объемом прерогатив как единственный фактически постоянно действующий руководитель, иначе как он будет осуществлять сделки?

б) несмотря на то что в действующем ЖК РФ отсутствуют эффективные правовые механизмы, обеспечивающие контроль за финансово-хозяйственной деятельностью председателя правления, такие механизмы для обеспечения эффективного контроля можно предусмотреть в уставе ТСЖ;

в) понятие крупных сделок, контроль за их проведением со стороны правления и общего собрания, а также проведение ежегодного независимого аудита хозяйственной деятельности ТСЖ также можно предусмотреть в уставе ТСЖ;

г) а вот отнесение председателя правления к органам управления ТСЖ наряду с общим собранием и правлением - это прерогатива только законодателя. Данный вопрос можно решить только путем внесения необходимых изменений и дополнений в ЖК РФ.

------------------------------------------------------------------

Название документа