Договор возмездного оказания услуг
(Леонкина К. Д.)
("Реклама и право", 2011, N 2)
Текст документа
ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
К. Д. ЛЕОНКИНА
Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям в организации рекламной деятельности. В настоящее время развитие рекламного дела в Беларуси характеризуется наплывом яркой и разнообразной продукции, законодательно установлены нормативы расходования средств на рекламу. Сегодня белорусский рынок характеризуется постоянным ростом количества рекламных агентств, фирм, бюро, предоставляемые услуги которых становятся все более качественными и разнообразными [1, с. 15 - 16].
В связи с интенсивным ростом спроса и предложения на рынке рекламных услуг актуальным является вопрос регулирования договорных обязательств, возникающих в связи с изготовлением и распространением рекламы. Чтобы разобраться в данном вопросе, первоначально необходимо определить, что понимается под рекламой. Термин "реклама" происходит от латинского reklamare - кричать. А. Н. Мудров рассматривает рекламу как тройственное понятие, которое объединяет в себе искусство со своими специфическими законами, науку, возникшую на стыке психологии, математики, статистики, логики, социологии и ряда других наук, и, конечно, является одним из основных инструментов маркетинга [2, с. 20]. Статья 2 Закона о рекламе РБ дает следующее определение рекламы: информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенных для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке [3].
Распространение и производство рекламы могут осуществляться либо непосредственно самим рекламодателем, либо на основании договора оказания услуг другим лицом. В данном случае возникает вопрос: какой договор должен быть заключен при оказании услуг в сфере рекламы?
В связи с этим необходимо рассмотреть существующие виды договоров на оказание рекламных услуг. В настоящее время можно выделить договор на производство рекламы и договор на распространение рекламы. По мнению А. Шинкевич, производство рекламы должно оформляться договором возмездного оказания услуг или договором подряда. При распространении рекламы, как правило, должен заключаться договор возмездного оказания услуг [4].
Учитывая возможность отнесения договора на распространение рекламы к нескольким видам, необходимым представляется разграничение между обязательствами по возмездному оказанию услуг и обязательствами подрядного типа. Проведем разграничение данных договоров по предмету. В обязательствах возмездного оказания услуг предметом является услуга как таковая, включающая в себя результат деятельности услугодателя, неотделимый от самой деятельности и не имеющий в ряде случаев объективированного выражения. В обязательствах подрядного типа предметом выступает овеществленный результат деятельности исполнителя. На мой взгляд, как при производстве, так и при распространении рекламы необходимо заключать договор возмездного оказания услуг, используя в необходимых случаях общие положения о подряде. В данном случае необходимо уточнить, что общие положения о подряде (ст. 656 - 682) могут применяться к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 733 - 736 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг [5].
В системе гражданско-правовых обязательств договор возмездного оказания услуг появился сравнительно недавно. Впервые данные договорные отношения были закреплены в гл. 39 ГК 1998 г. Законодатель в п. 1 ст. 733 ГК предлагает следующее определение договорных обязательств по возмездному оказанию услуг: одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги [5].
Договор возмездного оказания услуг - двухсторонний, возмездный, консенсуальный.
Сторонами договора на производство рекламы являются рекламодатель и рекламопроизводитель. Стороны договора на распространение рекламы - рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии со ст. 2 Закона "О рекламе" рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы; рекламопроизводитель - организация или гражданин, осуществляющие производство рекламы путем полного или частичного доведения ее до готовой для размещения (распространения) формы; рекламораспространитель - организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в т. ч. технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами [3].
Предметом договора возмездного оказания услуг является непосредственно сама услуга. А. Шинкевич характеризует предмет услуг в сфере рекламы как различные действия лица, распространяющего рекламу, такие, как доведение информации до неопределенного круга лиц одним из предусмотренных в договоре способом. Предметом также может являться время выхода рекламного объявления в эфир, указание конкретного номера печатного издания, в котором рекламное объявление должно быть размещено [4, с. 21]. При производстве рекламы предметом будет являться деятельность лица, направленная на создание информации об объекте рекламирования в определенной форме с целью привлечения внимания к объекту рекламирования.
Объектом договора на производство и распространение рекламы будет являться: продукция, товар, работа или услуга (далее, если иное не пре Услуги можно оказывать разово (изготовление рекламного щита), а также определенное в договоре время (например, трансляция рекламного ролика по телевидению).
Необходимо учитывать, что если невозможность исполнения договорных обязательств возникла по вине заказчика, то услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательством или не вытекает из условий договора возмездного оказания услуг. В тех случаях, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законодательством или договором возмездного оказания услуг.
Статья 736 допускает отказ исполнителя от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, при условии полного возмещения заказчику убытков. Отказ заказчика допускается при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов [5].
У сторон также имеется возможность заключить договор подряда на изготовление рекламного продукта. В этом случае в договоре следует отразить предмет договора, сроки выполнения письменного задания и стоимость (цену) работы (услуги).
При согласовании прав и обязанностей сторон в договоре необходимо учитывать не только нормы Закона "О рекламе", но и другие нормативные акты, в частности Постановление Совета Министров РБ от 12.11.2007 N 1497 "О реализации Закона Республики Беларусь "О рекламе", которым утверждены положения, регулирующие ряд вопросов в сфере рекламы.
Данные особенности заключения договора возмездного оказания услуг в сфере рекламы распространяются на правоотношения как с участием организаций и граждан Республики Беларусь, так и с участием международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть указанные лица при производстве, размещении (распространении) рекламы на территории Беларуси должны руководствоваться нормативными предписаниями Республики Беларусь. Однако, если нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Беларусь, применяются нормы международных договоров.
Литература
1. Байбардина Т. Н., Яцевич Н. В. Тенденции и перспективы развития рекламных услуг в системе потребительской кооперации // Потребительская кооперация. 2008. N 1(20).
2. Мудров А. Н. Аксиомы рекламы: Практич. пособие. М., 2008. 462 с.
3. О рекламе: Закон Респ. Беларусь N 225-3 от 10 мая 2007 г., с изм. и доп.: текст по состоянию на 4 апреля 2011 г.
4. Шинкевич А. Реклама продукции (товаров, работ, услуг) в 2007 - 2008 годах // Главный бухгалтер. Ревизор. 2008. N 1.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: текст документа по состоянию на 23.03.2011 // Электронная библиотека. 2011. URL: http:// www. pravo. by/ webnpa/ text. asp (дата обращения: 28.03.2011).
------------------------------------------------------------------
Название документа