Становление правового регулирования рынка ценных бумаг в России в дореволюционный и советский периоды
(Чикулаев Р. В.) ("Российский юридический журнал", 2011, N 6) Текст документаСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ
Р. В. ЧИКУЛАЕВ
Чикулаев Роман Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Пермского государственного университета (Пермь).
Рассматриваются основные этапы развития в России в дореволюционный и советский периоды рынка ценных бумаг как объекта правового регулирования. Выявляются особенности и принципы формирования правовой модели российского фондового рынка в указанное время. Устанавливается влияние правовых норм этих лет на развитие нормативной базы в будущем.
Ключевые слова: ценные бумаги, развитие, фондовый рынок, этапы, становление.
The formation of a securities market legal regulation in Russia during prerevolutionary and Soviet periods R. V. Chikulaev
The basic stages of development of a securities market in Russia as object of legal regulation during prerevolutionary and Soviet periods are considered. Features and principles of formation of the Russian stock market legal model during the specified periods come to light. The rules of law of investigated time influence on development of standard base in the future is established.
Key words: securities, historical development, stock market, stages, formation.
Вопросы совершенствования правовой базы отечественного финансового рынка и его важнейшего элемента - рынка ценных бумаг - все чаще становятся предметом научных исследований. Актуальность этой темы подтверждают события в экономической системе российского общества, которая, с одной стороны, служит материальным базисом системы правовой, а с другой - выстраивается и постоянно видоизменяется под воздействием гражданского, предпринимательского и других отраслей российского права. Такое взаимодействие обеспечивает непрерывное и поступательное, хотя и не всегда беспроблемное развитие социально-экономической сферы современного российского общества. Вместе с тем комплексное юридическое исследование механизма правового регулирования национального фондового рынка как целостной системы отношений эмиссии и обращения ценных бумаг пока остается перспективной научной задачей. В свою очередь выявление особенностей отечественного опыта правового регулирования и тенденций развития рынка ценных бумаг невозможно без обращения к его истокам. История появления института ценных бумаг в российском праве и развития системы юридических норм об обороте ценных бумаг следует основным тенденциям развитых зарубежных стран, но имеет и особенности. Практически во всех известных цивилизациях ценные бумаги возникли и были осмыслены в праве несколько позже, нежели другие, более распространенные объекты, которые в этом смысле можно назвать "традиционными" (движимые и недвижимые вещи, права на них и т. п.). Источники древнеримского права не оставили нам юридических конструкций, которые можно было бы считать прообразом ценных бумаг. Очевидно, в странах Древнего мира, имевших письменность, записи о денежных, товарных, финансовых операциях производились, однако уровень экономического развития и теоретико-правового обобщения в то время не позволял сформировать конструкцию, близкую к ценной бумаге. Так, в книге первой (титул VIII) Дигест Юстиниана говорится лишь о наличии вещей как объектов права и их делении на божественные (публичные) и человеческие (частные), а также на телесные (материально осязаемые) и бестелесные (неосязаемые) <1>. При этом конструкция бестелесных вещей, которая в современном праве часто используется для объяснения правовой природы ценных бумаг, в древнеримском первоисточнике предусматривала наличие не вещи как таковой, а заключенного в такой вещи права: наследства, узуфрукта, обязательства и пр. -------------------------------- <1> Дигесты Юстиниана / Пер. с лат; Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2002. Т. 1. С. 142 - 145.
Объективной причиной появления ценных бумаг послужило развитие товарно-денежных отношений, при которых возникла потребность документально оформить и юридически закрепить движение денежных, а позднее и имущественных ценностей в пространстве и времени. Значит, ценные бумаги, по мнению большинства исследователей <2>, произошли от долговых расписок, которые выдавали заемщики заимодавцам, и писем-указаний, посылаемых предшественниками современных банкиров менялами за пределы своих феодальных государств с просьбой о выдаче предъявителю этого документа денег в иной валюте. Таким образом, по времени возникновение прообраза ценной бумаги можно соотнести с распространением письменности по мере развития феодальных отношений. Несколько позднее, с развитием буржуазно-капиталистических отношений, появились зачатки организаций корпоративного типа и инструменты документального закрепления прав их участников. -------------------------------- <2> См., например: Шевченко Г. Н. Правовое регулирование ценных бумаг: Учеб. пособие. М., 2005; Белов В. А. Государственное регулирование ценных бумаг. М., 2005.
Упоминания о бумагах, удостоверяющих некие права, встречаются еще в древнейших памятниках русского права, например в Псковской судной грамоте. Так, "...кредитор имел право взыскивать долг умершего, когда мог представить долговые записи или заклад, оставленный у него умершим в обеспечение займа..." <3>. По этому закону ищущий торговый долг по доскам должен был представлять "рядницу", т. е. долговую запись, из которой было бы видно, что деньги даны были в долг по торговле. "Рядница" писалась при церкви Св. Троицы, а ее копия ("противень") должна была храниться в ларе Св. Троицы <4>. В разд. VI Псковской судной грамоты содержались положения о "сябрах" - владельцах общего капитала по долям. "Сябренное владение могло быть и в движимом, и недвижимом имении... Во владении недвижимым имением все сябры должны были иметь грамоты на владение своей долей и в случае иска по одной какой-либо доле сябренного владения все должны представлять в суд свои грамоты..." <5>. Интересно, что даже в столь древних источниках российского права были заложены если не прообразы, то идейные намеки, направленные на обеспечение сохранности документальной информации (наличие копии) и на подтверждение прав участия в долевой (корпоративной) форме собственности путем выдачи специального документа. -------------------------------- <3> Беляев И. Д. История русского законодательства. СПб., 1999. С. 316. <4> Там же. С. 317. <5> Там же. С. 322 - 323.
В России буржуазно-капиталистические отношения развиваются в XVI - XVII вв., когда в Великом Новгороде, а затем в Москве и Нижнем Новгороде стали происходить сходки купечества <6> как первый исторический пример биржевой организации. Первая в Российской империи биржа была создана в 1703 г. в Петербурге в результате экономических реформ Петра I <7>, но развития рынка именно ценных бумаг она не обеспечила. -------------------------------- <6> Воронцова Е. А. Предпринимательские организации российской буржуазии (к историографии проблемы) // Проблемы историографии и истории культуры народов СССР. М., 1988. С. 66. <7> Невзоров А. С. Русские биржи: В 4 вып. Юрьев, 1897. Вып. I.
Первым опытом создания российской акционерной компании можно считать проект акционерного банка для торговли с Китаем, автор - Лоренц Ланг, шведский инженер на русской службе (1739 г.). Капитал банка составлял 2 млн. руб. и был поделен на акции номинальной стоимостью 300 руб. Провозглашалась независимость компании от всех "присутственных мест" и неприкосновенность капитала, а также устанавливалась свобода продажи акций, но не ранее, чем через три года после действительного начала деятельности предприятия <8>. Таким образом, проект Ланга можно признать проектом первого правового акта, предусматривавшего один из классов ценных бумаг - корпоративных. Распространение тогда получили зачатки другого класса ценных бумаг - долговых. Заложенная в тот момент особенность пока еще не сформировавшегося рынка ценных бумаг, выражавшаяся в сосуществовании двух основных классов бумаг, их взаимном развитии и дополнении, будет сопровождать российский фондовый рынок на всех этапах становления его правового регулирования. -------------------------------- <8> Каминка А. И. Акционерные компании: Юридическое исследование. СПб., 1902. Т. 1.
До начала XIX в. российское законодательство о корпоративных (в современном толковании) ценных бумагах было представлено высочайшими указами императора, а также уставами и правилами отдельных компаний. Наиболее значимым стал Манифест от 1 января 1807 г. "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий" (впоследствии в несколько дополненном виде включен в т. XI Свода законов Российской империи <9>). -------------------------------- <9> Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 2. Ст. 55 - 78.
Биржевая деятельность в XIX в. регулировалась как общероссийским законодательством (статьями Торгового устава), так и уставами конкретных бирж <10>. Первый Устав Петербургской биржи, утвержденный 5 октября 1832 г., создавался под влиянием английских и немецких источников. В Европе уже в XVII в. полностью сформировался биржевой фондовый рынок <11>. Однако хотя европейское акционерное право находилось еще на низком уровне развития <12>, именно оно послужило во многом образцом для регулирования российского фондового рынка. До середины XIX в. правовая система Российской империи подвергалась сильному влиянию французского, а со второй половины XIX в. - немецкого гражданского права. -------------------------------- <10> Воронцова Е. А. Документальные материалы представительных организаций российской буржуазии - съездов предпринимателей: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1988. <11> Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 3600. Оп. 1. Д. 311. Л. 4 - 5. <12> Тарасов И. Т. Учение об акционерных компаниях (начало). Ярославль, 1879 // Временник. 1880. Кн. 20; Он же. Учение об акционерных компаниях, вторая половина 1-го выпуска, первая половина 2-го выпуска. Ярославль, 1880 // Временник. 1880. Кн. 21, 22.
Начиная с эпохи реформ 1860-х гг. в России были учреждены десятки акционерных компаний и бирж. Но оборот ценных бумаг на биржах оставался более чем скромным. Некоторые авторы начало работы с ценными бумагами на российских биржах связывают главным образом с первыми внутренними государственными займами (1809, 1811, 1817, 1818 гг. <13>). По другим данным, первые государственные ценные бумаги были выпущены в России еще в XVIII в. -------------------------------- <13> Семенков А. В. Развитие фондовой торговли на Санкт-Петербургской бирже // Финансы СССР. 1991. N 6. С. 61.
В большинстве работ дореволюционного периода отмечается, что акционерное законодательство в XIX в. находилось в зачаточном состоянии и никак не соответствовало развивающимся отношениям в сфере предпринимательства. Практически все нормы права, регулирующие порядок создания и деятельность акционерных обществ, содержались во втором отделении главы "О товариществе" ч. 1 т. X Свода законов Российской империи <14>. Закон "О товариществах по участкам или компаниях на акциях" представлял собой малоизмененную копию Положения 1836 г. "О компаниях на акциях". -------------------------------- <14> Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. 1. Ст. 2139 - 2198.
В Положении ставились следующие задачи: 1) создание специального правового регулирования учреждения компании на акциях, благоприятных условий для применения акционерной формы в хозяйстве; 2) соблюдение принципов системности и единообразия в организации деятельности акционерных обществ, а также принципа свободы предпринимательства; 3) государственное противодействие недобросовестной конкуренции. Общей целью Положения 1836 г. было создание необходимых правовых условий для развития акционерной формы учредительства при предоставлении правительству эффективных средств воздействия на процесс этого учредительства <15>. -------------------------------- <15> Долинская В. В. Акционерное право. М., 1997.
Слабая динамика российского фондового рынка в XIX в. объяснялась не только низким уровнем развития акционерного законодательства, но и стремлением правительства всячески ограничить биржевую игру. В Законе "О товариществах по участкам или компаниях на акциях" содержался прямой запрет операций на срок с дивидендными бумагами, что, несомненно, отталкивало от биржевых операций с бумагами многих потенциальных клиентов <16>. -------------------------------- <16> Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России. Л., 1973. С. 64.
Становление отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг в дореволюционной России отражено не только в предпринимательской практике и законодательстве, но и в трудах выдающихся русских цивилистов, отмечавших недостаточное развитие законодательства о ценных бумагах. Наиболее заметный вклад в разработку российской доктрины акционерного права и теории ценных бумаг внесли С. М. Барац, Н. О. Нерсесов, А. И. Каминка, В. Д. Катков, Л. И. Петражицкий, П. Писемский, А. И. Улинский, И. Табашников, И. Т. Тарасов, А. Ф. Федоров, П. П. Цитович, Г. Ф. Шершеневич и другие русские юристы. Анализ их трудов и документов того времени показывает, что российский рынок ценных бумаг, хотя и создавался в основном по образу и подобию западных рынков, имел наряду с общими признаками существенные отличия в сфере правового регулирования. Принципиально важно, что именно в XIX в. закладывались основы акционерного права, создавался понятийный аппарат и принципы правового регулирования российского рынка ценных бумаг. В то же время стали появляться первые общества содействия развитию промышленности и торговли, проводиться съезды предпринимателей, что отражало стремление буржуазии защитить свои интересы. Во многих трудах дореволюционного периода содержится сравнительный анализ русского и зарубежного законодательства, позволяющий выявить широкий круг проблем, создающих препятствия для развития национального рынка ценных бумаг, его несоответствие развивающимся капиталистическим отношениям. Так, родоначальник психологической концепции права, известный цивилист Л. И. Петражицкий, сравнив русское и английское акционерное законодательство, выдвинул тезис о необходимости проведения реформ в российском акционерном праве в связи с тем, что в тот период положение акционерных обществ регулировалось не нормами Свода законов, а, скорее, административными предписаниями. Эти предписания образовывали "что-то вроде обычного административного акционерного права, существующего независимо от действующего общего закона и вопреки ему" <17>. О потребности в реформировании акционерного законодательства писали С. М. Барац, И. Т. Тарасов, Г. Ф. Шершеневич и другие правоведы <18>. -------------------------------- <17> Петражицкий Л. И. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. СПб., 1898. С. 3. <18> См., например: Барац С. М. Задачи вексельной реформы в России: по поводу проекта Устава вексельного 1893 г. СПб., 1896; Тарасов И. Т. Учение об акционерных компаниях: Рассуждение, представл. для публ. защиты на степ. д-ра. Киев, 1878; Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. Т. 2: Товар. Торговые сделки.
К этому времени в российской цивилистической науке сложилось целостное представление об акционерной компании как организации, существование которой без выпуска ценных бумаг невозможно. И. Т. Тарасов назвал характерные черты акционерных компаний: 1) определенное число акционеров; 2) установленный капитал, разделенный на отчуждаемые и продаваемые акции; 3) заданная хозяйственная, или культурная, или культурно-хозяйственная цель; 4) связь права членства с владением акциями; 5) ограниченная имущественная ответственность членов компании; 6) члены компании - хозяева предприятия; 7) определенная фирма; 8) самоуправление; 9) публичность; 10) закономерный устав <19>. -------------------------------- <19> Тарасов И. Т. Учение об акционерных компаниях.
П. П. Цитович рассматривал акционерную компанию как самостоятельный субъект имущественных отношений, который имеет: а) имя; б) место жительства; в) круг деятельности; г) представителей - учредителей; д) учредительный акт, устав как документ, свидетельствующий о его существовании, гражданской и торговой способности; он должен быть обнародован как распоряжение правительства, доведен до сведения всех и каждого <20>. -------------------------------- <20> Цитович П. П. Труды по торговому и вексельному праву. М., 2005. Т. 1. Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
Г. Ф. Шершеневич в "Учебнике торгового права" (1914 г.) писал: "Акционерное товарищество представляет собой договорное соединение лиц для совместного производства торгового промысла, с ограниченной определенным вкладом ответственностью каждого участника" <21>. Далее он подчеркивал, что такое товарищество - соединение лиц. "Это могут быть лица как физические, так и юридические. Как соединение акционерное товарищество не может быть менее чем из двух лиц, а так как капитал его разделен на известное число определенных долей, то число участников не может быть более числа акций и паев. Сосредоточение акций или паев в руках одного человека означало бы прекращение товарищества. В своем соединении участники образуют юридическое лицо" <22>. -------------------------------- <21> Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994. <22> Там же. С. 139.
Повышенное внимание российских правоведов к акционерному законодательству подчеркивает ведущую роль именно указанного источника правовых норм о ценных бумагах, что, скорее всего, объясняется социально-экономическими факторами, в частности приоритетным развитием корпоративно-буржуазных отношений по сравнению с теми отношениями частно-личного характера (например, между физическими лицами), в которых чаще всего используются ценные бумаги некорпоративного класса (долговые и т. п.). Неудовлетворительное состояние дел в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг потребовало его реформирования, что и было предпринято в 1890-е гг. по инициативе министра финансов С. Ю. Витте в части биржевого и акционерного законодательства. Пересмотр осуществлялся межведомственной комиссией для обсуждения вопросов о биржевом и акционерном законодательствах во главе с советником Министерства финансов профессором П. П. Цитовичем (в 1894 - 1895 гг.), а затем в Министерстве финансов (в 1896 - 1900 гг.). Реформа завершилась утверждением в 1900 г. Правил для учреждаемого фондового отдела Петербургской биржи и Правил о допущении бумаг к котировке в фондовом отделе Петербургской биржи. Попытки правительства распространить этот опыт на другие биржи успехом не увенчались. В 1907 г. биржевое законодательство было дополнено Правилами для сделок по покупке, продаже иностранной валюты, фондов и акций на Петербургской бирже, касающимися только техники операций с акциями. Несмотря на эти сложности в ходе развития капиталистических отношений и формирования акционерного капитала, становления банковской системы и законодательства, к началу XX в. в России успешно действовали организации (в современной лексике фондового рынка мы назвали бы их торговыми площадками), где шли торги государственными и акционерными ценными бумагами. В 1913 г. в стране работало почти 2 тыс. акционерных обществ, из них 383 компании (почти 21%) котировали свои акции на бирже <23>. В регулировании рынка государство принимало весьма активное участие. Ю. Д. Филипов выделил несколько основных форм государственного влияния на биржи: 1) инициатива в учреждении бирж или выдача разрешений на это, утверждение уставов, обычаев и правил биржевой торговли; 2) назначение членов биржевых руководящих органов или утверждение избранных; 3) надзор за деятельностью биржевых органов через особых правительственных комиссаров или только за порядком через полицию; 4) назначение маклеров и принятие присяги; 5) запрещение отдельных видов сделок <24>. -------------------------------- <23> Долинская В. В. Указ. соч. <24> Филипов Ю. Д. Биржа. СПб., 1912. С. 36.
Еще один важный момент, характеризующий дореволюционный этап развития рынка ценных бумаг, значительная роль банков, которые активно вторгались в сферу фондовых и биржевых операций. Вследствие этого банки с самого начала оказывали основное влияние на фондовый рынок <25>. Эта тенденция, имеющая прочные историко-правовые корни и основанная на традиционном "прогосударственном" статусе кредитных организаций в России, возродилась в национальном законодательстве конца XX в., когда банковским организациям были предоставлены наиболее широкая правоспособность и "режим наибольшего благоприятствования" при совершении фондовых операций на фоне пониженного уровня государственного и частно-корпоративного контроля. -------------------------------- <25> Боголепов М. И. Банковая энциклопедия. Киев, 1917. Т. II. Биржа и банки. С. 368 - 384.
История деятельности Санкт-Петербургской фондовой биржи как основного института дореволюционного фондового рынка, инициировавшего развитие рынка эмиссионных ценных бумаг и системы правовых воздействий на этот объект, завершилась вместе с эпохой капитализма начала XX в. В марте 1917 г. биржа была закрыта официально, а одним из первых правовых актов нового российского (советского) правительства - Декретом СНК от 23 декабря 1917 г. - операции с ценными бумагами запрещались. Декрет ВЦИК от 21 января 1918 г. аннулировал облигации государственных займов, выпущенные царским правительством, и это стало первым, но, к сожалению, не последним примером "дефолта", т. е. официального отказа Российского государства от своих юридических обязательств. Еще не раз российская экономическая и правовая история на примере рынка ценных бумаг продемонстрирует прямую зависимость как самого рынка, так и его юридической основы от волюнтаристских решений и политических событий. В начале 1920-х гг. биржевая деятельность была восстановлена. Условно биржевая торговля в годы новой экономической политики (нэп), проводимой советским правительством, прошла три стадии: 1) период возникновения (1921 - 1923 гг.); период расцвета (1924 - 1926 гг.); период ликвидации (1927 - 1930 гг.). В период нэпа российский рынок ценных бумаг как объект правового регулирования продемонстрировал еще одну особенность: ценные бумаги (в первую очередь корпоративные, эмиссионные, долевые) - объективно необходимый элемент любых рыночных отношений, эти бумаги призваны стать основой для развития хозяйства. Объективно формирующийся рынок ценных бумаг (в процессе их первичного размещения и вторичного обращения) неизбежно потребует от законодателя достижения такой степени регулирования (низкой, средней, высокой и т. п.), которая будет продиктована всеобщими рыночно-экономическими законами независимо от политических и идеологических установлений и социального строя. Только полная ликвидация (что произошло, например, к концу нэпа) рыночных отношений может умертвить и ценные бумаги как объект права, и систему регулирования фондового рынка как динамический правовой механизм, но правовые инструменты в этом процессе уже будут играть конкретно-юридическую запретительную роль. В октябре 1922 г. Совнарком издал Постановление "О фондовых биржевых операциях". До введения в действие первого ГК РСФСР деятельность советских акционерных обществ регулировалась Временными правилами о порядке утверждения и открытия действий акционерных обществ и об ответственности их учредителей и членов правлений от 1 августа 1922 г. Согласно ст. 322 ГК 1922 г. акционерным (или паевым) признавалось товарищество (общество), которое учреждалось под особым наименованием или фирмой с основным капиталом, разделенным на определенное количество равных частей (акций), по обязательствам общество отвечало только своим имуществом <26>. На основании норм ГК РСФСР 1922 г. и других нормативных актов советские цивилисты выделяли следующие признаки акционерного общества: 1) соединение лиц (как физических, так и юридических); 2) почти полное отсутствие личного участия; 3) наличие особого наименования или фирмы; 4) наличие основного капитала, разделенного на равные части (этот капитал называли также складочным и уставным); 5) обязательная денежная оценка имущественных вкладов в капитал; 6) несовпадение понятий "основной капитал" и "имущество акционерного общества"; 7) ограниченная ответственность акционерного общества по обязательствам (своим имуществом); 8) формализованный порядок создания акционерного общества <27>. -------------------------------- <26> Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1997. С. 155. <27> Научная сессия, посвященная 20-летию существования Всесоюзного института юридических наук (1925 - 1945): Тезисы докладов. М., 1946.
Нужно отметить особенность ГК РСФСР 1922 г. в аспекте рассматриваемых отношений: Кодекс в целом не содержал определения ценной бумаги, поскольку идеология не предполагала необходимости такого объекта права. Согласно примечанию к ст. 21 Кодекса в связи с упразднением частной собственности на землю деление вещей на движимые и недвижимые прекращалось, что исключало постановку вопроса о правовом статусе ценной бумаги (как документа, вещи и др.) в современном смысле. Однако в ст. 57 упоминались ценные бумаги в числе "предметов частной собственности" в таком ряду: "деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа коих не воспрещается законом, и всякое имущество, не изъятое из частного оборота". Значит, квалифицирующими признаками ценных бумаг по ГК РСФСР 1922 г. являлись: а) их относимость к общему числу "предметов частной собственности" и "имуществу" без общей и специальной легальной дефиниции; б) близкое соотношение с "прочими ценностями" и описание, близкое к деньгам (эта традиция наблюдается и в ГК РФ), монетам из драгоценных металлов и иностранной валюте; в) неизъятость из гражданского оборота. Вместе с тем в ст. ст. 322 - 366 Кодекса (об акционерном обществе, паевом товариществе) неоднократно и определенно упоминается такой вид ценной бумаги, как акции, и содержатся правовые установления. 2 октября 1925 г. на основе проекта, разработанного Наркомвнуторгом СССР, было утверждено Положение ЦИК СССР "О товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах", состоявшее из 95 статей <28>. Таким образом, деятельность советских бирж получила первую правовую основу. В фондовых отделах проводились операции с иностранной валютой, банкнотами Госбанка, государственными ценными бумагами, а также с акциями и паями обществ, учрежденных в установленном законом порядке. Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина. Можно сказать, что в этот период законодательство о рынке ценных бумаг продемонстрировало как объективно автономный характер (сходный с ситуацией дореволюционного периода и положением дел в зарубежных капиталистических странах) применительно к частноправовым отношениям с ценными бумагами, так и прямую зависимость от государственного вмешательства в систему регулирования рынка на уровне динамики правоотношений (в сфере оборота ценных бумаг). -------------------------------- <28> Сборник законов. 1925. N 69. С. 510 - 511.
Однако все эти меры не способствовали развитию советского фондового рынка. Его слабые позиции в экономическом и правовом пространстве СССР во многом объяснялись причинами идеологическими: формально государство не запрещало фондовых операций, но при этом пыталось исключить спекуляцию ценными бумагами и валютой. Как и в предреволюционный период, в период нэпа "чистых" фондовых бирж и полноценного рынка ценных бумаг в экономике страны не возникло из-за воздействия не столько правовых, сколько административных причин. После фактического отказа от нэпа в 1924 - 1926 гг. и перехода к планово-административному управлению экономикой перестали существовать два правовых явления: ценные бумаги как объекты прав и акционерные общества и фондовые биржи как субъекты отношений по выпуску и обороту ценных бумаг. Почти все специалисты называют лишь один вид ценных бумаг, выпускавшийся в тот период, - государственные облигации внутренних займов, размещавшиеся в основном среди населения, при этом часто их обращение называют "добровольно-принудительным". Это вряд ли верно с учетом выдачи таких облигаций, как правило, вместо заработной платы на безвозмездной и безальтернативной основе. Поскольку экономического интереса такие ценные бумаги не представляли, они практически не служили объектом гражданских сделок. Лишь значительно позднее по облигациям стали проводиться денежно-вещевые лотереи, а сами облигации приниматься к погашению по номиналу. При таких обстоятельствах размещение (но не обращение) облигаций госзаймов СССР следует признать именно принудительным, лишенным одного из главных признаков инвестиций в ценные бумаги: экономического интереса инвестора, реализующегося в виде добровольного волеизъявления, принимающего форму правомерной гражданско-правовой сделки. Период государственных займов вряд ли вызывает интерес с историко-юридических позиций, так как не породил сколько-нибудь значимых источников правового регулирования оборота ценных бумаг ввиду фактического отсутствия предмета правового регулирования. Основной гражданско-правовой источник того времени - ГК РСФСР 1964 г., заменивший ГК 1922 г., следуя социально-политическим принципам развития тогдашней советской государственности, исключил ценные бумаги из числа объектов гражданских прав и сделок, упомянув их факультативно в ст. 137 как "предметы, которые могут приобретаться лишenie, predstavl. dlja publ. zashhity na step. d-ra. Kiev, 1878. Voroncova E. A. Predprinimatel'skie organizacii rossijskoj burzhuazii (k istoriografii problemy) // Problemy istoriografii i istorii kul'tury narodov SSSR. M., 1988. Voroncova E. A. Dokumental'nye materialy predstavitel'nyh organizacij rossijskoj burzhuazii - s''ezdov predprinimatelej: Avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. M., 1988.
------------------------------------------------------------------
Название документа