Особенности общего собрания акционеров в АО, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества

(Целовальников А. Б.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2014, N 1) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ В АО, СОЗДАННЫХ В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

А. Б. ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ

Целовальников Алексей Борисович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

В статье рассмотрены особенности общего собрания акционеров в АО, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

Ключевые слова: акционерные общества; приватизация; компетенция общего собрания; уставный капитал; эмиссия.

Peculiarities of a shareholders meeting of joint-stock companies created as a result of privatizing state and municipal property A. B. Tselovalnikov

Tselovalnikov Aleksey Borisovitch, Candidate of Laws, Associate Professor, Associate Professor of the Civil Law and Civil Procedure Department of Saratov State University.

The article is concerned with the peculiarities of a shareholders meeting of joint-stock companies created as a result of privatizing state and municipal property.

Key words: joint-stock companies; privatization; authorities of a shareholders meeting; authorized capital; issue.

Правовое положение акционерных обществ (далее - АО), созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества (далее - ПАО), более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие публичных образований в управлении ("золотая акция"), имеет свои особенности (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <1> (далее - Закон об АО)). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Это касается в том числе и вопросов управления, в частности правового регулирования функционирования общего собрания. В чем же состоят особенности общего собрания в ПАО в настоящий момент? 1. Прежде всего, необходимо отметить, что в целом ряде нормативных актов существуют положения, налагающие определенные ограничения на решение вопросов, входящих в компетенцию общего собрания ПАО (созданных как путем преобразования ГиМУП, так и путем внесения принадлежащих государству акций в уставный капитал вновь создаваемых АО). А. В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона об АО особенности реорганизации АО - субъекта естественной монополии, более 25% акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основание и порядок реорганизации такого общества. Вместе с тем Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <2> не содержит соответствующих положений о каких-либо особенностях их реорганизации, что, по мнению некоторых авторов, ранее приводило к ситуации, когда в сфере электроэнергетики происходили вывод имущества из РАО ЕЭС (в период его существования) и его передача в дочерние общества, контроль государства над которыми значительно меньше, а прибыли сторонних лиц - больше <3>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426. <3> См.: Кузовкин А. Приватизация энергетики. По-тихому // Экономика и жизнь. 1999. N 40. С. 1; Кузовкин А., Савельева Л. Ударим по ударной? Саяно-Шушенскую ГЭС уводят из государства // Экономика и жизнь. 2000. N 3. С. 1.

Б. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <4> предусматривает особенности принятия решений об увеличении уставного капитала ПАО путем дополнительного выпуска акций <5>. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251 (далее - Закон о приватизации 2001 г.). <5> В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 48 Закона об АО увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций относится к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В соответствии со ст. 40 Закона: при наличии в государственной или муниципальной собственности акций ПАО, предоставляющих более чем 25% голосов на общем собрании, увеличение его уставного капитала путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования в случае, если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (п. 1); при наличии в государственной или муниципальной собственности акций ПАО, предоставляющих более чем 25%, но не более чем 50% голосов на общем собрании, увеличение его уставного капитала путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25% голосов плюс одна голосующая акция (п. 2); при наличии в государственной собственности акций ПАО, входящего в перечень стратегических, предоставляющих более чем 25%, но не более чем 50% голосов на общем собрании, увеличение его уставного капитала путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом РФ и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 25% голосов плюс одна голосующая акция (п. 3); при наличии в государственной или муниципальной собственности акций ПАО, предоставляющих более чем 50% голосов на общем собрании, увеличение его уставного капитала путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50% голосов плюс одна голосующая акция (п. 4); при наличии в государственной собственности акций ПАО, входящего в перечень стратегических, предоставляющих более чем 50% голосов на общем собрании, увеличение его уставного капитала путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом РФ и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 50% голосов плюс одна голосующая акция (п. 5). В соответствии со ст. 40.1 данного Закона в случае размещения акций ПАО путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций ПАО за пределами РФ, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций ПАО: увеличение уставного капитала ПАО, входящего в перечень стратегических, и определение размера доли государства в его уставном капитале осуществляются по решению Президента РФ; увеличение уставного капитала ПАО, акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляют более чем 25% голосов на общем собрании, и определение размера доли государства в его уставном капитале осуществляются по решению Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Президиум ВАС РФ в информационном письме от 5 февраля 2008 г. N 124 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами отдельных положений статей 40 и 40.1 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" <6> указал на следующее: -------------------------------- <6> Вестник ВАС РФ. 2008. N 4. С. 58, 59.

при рассмотрении дел, касающихся ПАО, судам рекомендуется учитывать, что содержащиеся в ст. 40 и 40.1 Закона условия увеличения уставного капитала действуют лишь в случаях, когда соответствующее количество акций поступило в собственность публично-правового образования в процессе создания АО на основании законодательства о приватизации; в отношении АО, входящих в перечень стратегических, рекомендуется исходить из того, что, поскольку Законом о приватизации 2001 г. не установлено иное, основания поступления в собственность публично-правового образования соответствующего количества акций такого общества для применения положений, содержащихся в указанных нормах Закона о приватизации, не имеют значения; если соответствующее количество акций ПАО или АО, входящего в перечень стратегических, передано собственником унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, положения ст. 40 и 40.1 Закона также подлежат применению ввиду того, что при этом они продолжают оставаться в собственности публично-правового образования. 2. Важными являются особенности принятия решений общим собранием ПАО, в случае если в отношении его принято решение о применении специального права на участие РФ и субъектов РФ в управлении АО ("золотой акции") (ст. 38 Закона о приватизации 2001 г.). "Золотая акция", прежде всего, предоставляет право вето при принятии общим собранием акционеров решений: о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении устава в новой редакции; о реорганизации ПАО; о ликвидации ПАО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала ПАО; о заключении указанных в главах X и XI Закона об АО крупных сделок и сделок ПАО, в совершении которых имеется заинтересованность. "Золотая акция" также дает РФ, субъекту РФ ряд дополнительных прав, связанных с процедурой проведения общего собрания: их представители имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров; ПАО, в отношении которого принято решение об использовании "золотой акции", обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня их представителей в порядке, установленном законодательством РФ. 3. Существует ряд проблем, связанных с правовым положением победителя конкурса, предметом которого является пакет акций ПАО, составляющий более 50% уставного капитала, в том числе касающихся его участия в общем собрании акционеров и некоторых ограничений полномочий других акционеров (ст. 20 Закона о приватизации 2001 г.). Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса (п. 16), причем срок выполнения условий конкурса не может превышать один год (п. 17). Пункт 19 ст. 20 Закона о приватизации 2001 г. устанавливает, что в случае, если объектом продажи на конкурсе являются акции АО, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции осуществляет голосование в органах управления этого общества по указанным акциям по своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам: внесение изменений и дополнений в учредительные документы АО; отчуждение, залог, сдача в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества АО действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала АО или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом МРОТ; залог и отчуждение недвижимого имущества АО; получение кредита в размере более чем 5% стоимости чистых активов АО; учреждение товариществ и хозяйственных обществ; эмиссия ценных бумаг, не конвертируемых в акции АО; утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли и убытков АО, а также распределение его прибыли и убытков. Голосование по указанным вопросам победитель конкурса осуществляет в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления <7>. -------------------------------- <7> В соответствии с п. 29, 30 Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 (СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3228), победитель конкурса осуществляет голосование по указанным вопросам в соответствии с письменными директивами, выдаваемыми лицом, уполномоченным собственником на осуществление прав акционера (в отношении акций, находящихся в федеральной собственности - ФАУГИ), которое доводит до его сведения поступившую от общества информацию о проведении общих собраний акционеров и передает ему полученные от общества документы (повестку дня, извещение, бюллетени для голосования и т. п.) с письменными директивами в течение пяти рабочих дней со дня их поступления.

Победитель конкурса не вправе осуществлять голосование за реорганизацию или ликвидацию АО. Перечень указанных вопросов не вполне совпадает с компетенцией общего собрания, определенной ст. 48 Закона об АО, а некоторые вопросы могут быть уставом общества переданы в компетенцию совета директоров <8>. -------------------------------- <8> Так, "эмиссия ценных бумаг, не конвертируемых в акции АО", не входит в компетенцию общего собрания. Что касается вопросов отчуждения, залога и сдачи в аренду, в том числе недвижимого имущества, и получения кредита, то в соответствии со ст. 79 Закона об АО общее собрание принимает решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости чистых активов общества. Если стоимость имущества составляет от 25 до 50% балансовой стоимости чистых активов общества, то одобрение такой сделки входит в компетенцию совета директоров, если же менее 25%, то такая сделка не является крупной и принятие решения о ее совершении относится к компетенции исполнительных органов общества. "Учреждение товариществ и хозяйственных обществ" не входит в компетенцию ни общего собрания, ни совета директоров (если это не связано с крупной сделкой или сделкой, в которой имеется заинтересованность). Упоминание же об "учредительных документах" не вполне корректно, поскольку единственным таким документом для АО является устав.

Кроме того, АО, акции которого были проданы на конкурсе, до момента выполнения победителем конкурса его условий не вправе принимать решение об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных конвертируемых в акции указанного АО ценных бумаг, что ограничивает полномочия общего собрания акционеров (или же совета директоров, если эти вопросы уставом переданы в его компетенцию). Аналогичные положения ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <9> стали объектом совершенно справедливой критики исследователей, которая, к сожалению, не утратила своей актуальности и поныне, поскольку законодатель воспроизвел эти не вполне корректные положения в новом Законе <10>. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595 (далее - Закон о приватизации 1997 г.). <10> Так, В. Ф. Яковлева отмечала: "...таким образом, не имея права собственности на акцию, покупатель акции тем не менее приобретает "право участия", т. е. право, воплощенное, наряду с имущественным, в самой акции... Как явствует из изложенного, Закон о приватизации 1997 года перечеркнул не только основной теоретический постулат, на котором базируется определение понятия ценной бумаги, но и проигнорировал ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг. Ссылки в этом случае на то, что приватизационное законодательство - специальное, не могут служить оправданием элементарной правовой безграмотности. Впредь законодателю, видимо, следует серьезно продумать вопрос, каким образом соблюсти основные правила нормотворчества и при этом создать привлекательные условия для участия инвесторов в инвестиционных конкурсах. Быть может, надлежит подумать об использовании договора доверительного управления акциями до момента перехода к победителю права собственности на акции" (Яковлева В. Ф. Необходимость совершенствования законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации // ИС "Кодекс"). Справедливости ради нужно сказать, что п. 16 указаний по осуществлению Российским фондом федерального имущества полномочий Российской Федерации как акционера (участника) в хозяйственных обществах, утвержденных распоряжением РФФИ от 8 ноября 2001 г. N 406 (ИС "Кодекс"), по крайней мере, предусматривает, что победитель конкурса (до перехода к нему права собственности на акции) осуществляет голосование ими на общем собрании акционеров по доверенности.

4. Свои особенности имеет закрепление 100% акций в государственной (муниципальной) собственности. Современное российское законодательство, как, впрочем, и законодательство многих стран, предусматривает возможность существования АО с единственным акционером. На наш взгляд, можно сказать, что случай учреждения АО одним лицом в России как раз в наибольшей степени присущ именно созданию ПАО. Безусловно, наличие одного-единственного акционера влечет за собой определенную специфику положения общего собрания как органа юридического лица. Так, по мнению Е. Торкановского, "в АО со 100-процентным госкапиталом, имеющем одного акционера, собрание акционеров как элемент структуры управления теряет смысл. Его функции может осуществлять лишь совет директоров, полностью сформированный государственным органом" <11>. -------------------------------- <11> Торкановский Е. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом // Хозяйство и право. 1997. N 8. С. 34. Такая точка зрения, однако, встречает возражения ряда исследователей. См., в частности: Пятков Д. Управление акционерным обществом, все акции которого принадлежат одному лицу // Хозяйство и право. 2000. N 1. С. 84 - 91.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Закона о приватизации 2001 г. в случае, если в государственной или муниципальной собственности находится 100% акций ПАО, полномочия общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Предусмотренные Законом об АО процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров в этом случае не применяются <12>. -------------------------------- <12> Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423) ст. 47 Закона об АО дополнена п. 3 аналогичного содержания, предусматривающим, что в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно; соответствующие нормы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

В соответствии с п. 3 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 <13>, полномочия общего собрания акционеров осуществляются ФАУГИ (Министерством обороны РФ <14> в ПАО, созданных в результате приватизации, находящихся в ведении Министерства обороны РФ ФГУП, акции которых находятся в собственности РФ; Управлением делами Президента РФ <15> в ПАО, созданных в процессе приватизации подведомственных УД Президента РФ ФГУП, акции которых находятся в федеральной собственности). -------------------------------- <13> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5073 (далее - Положение о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями). <14> Далее - МО РФ. <15> Далее - УД Президента РФ.

Решение общего собрания акционеров оформляется распоряжением Агентства (Министерства и Управления делами Президента РФ). Позиция акционера - РФ в указанных ПАО, включенных в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ (далее - специальный перечень) <16>, определяется решением Правительства РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства РФ либо Заместителем Председателя Правительства РФ. -------------------------------- <16> Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 91-р (СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 377) утверждены: Перечень АО, в отношении которых определение позиции акционера - РФ по вопросам назначения представителя для голосования на общем собрании акционеров, внесения вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыва внеочередного общего собрания акционеров, голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, а также согласование директив представителям РФ и представителям интересов РФ в советах директоров (наблюдательных советах) осуществляется Правительством РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению Заместителем Председателя Правительства РФ (приложение N 1); Перечень АО, в отношении которых определение позиции акционера - РФ по вопросам выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, голосования на общих собраниях акционеров по вопросам их формирования, а также согласование директив представителям РФ и представителям интересов РФ в советах директоров (наблюдательных советах) по голосованию на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) по вопросам формирования единоличного исполнительного органа и избрания (переизбрания) председателей советов директоров (наблюдательных советов) осуществляется Правительством РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению Заместителем Председателя Правительства РФ (приложение N 2).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 641 "Об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера открытого акционерного общества "Особые экономические зоны" <17> Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями не применяется в случае управления находящимися в федеральной собственности акциями АО "Особые экономические зоны", 100% акций которого находится в федеральной собственности. Полномочия общего собрания акционеров этого ПАО осуществляются Министерством экономического развития РФ. Решения общего собрания акционеров оформляются актом Министерства. -------------------------------- <17> СЗ РФ. 2009. N 32. Ст. 4049.

Нетрудно заметить, что подобные положения вступают в определенное противоречие со ст. 63 Закона об АО и п. 5.1 относительно оформления решений общего собрания. Безусловно, общее собрание в АО с единственным акционером имеет свою специфику, и оформление решения общего собрания в данном случае распоряжением органа государственного управления можно отнести к особенностям правового положения ПАО, однако, на наш взгляд, следует при этом оставаться в рамках основных положений акционерного законодательства. Ранее соответствующие нормы содержались в ст. 6 Закона о приватизации 1997 г. (в редакции Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" <18>), однако указанный Закон несколько более подробно, корректно и логично регулировал данный вопрос. -------------------------------- <18> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3173.

Он, в частности: содержал положение о том, что принимаемые высшим органом управления АО решения оформляются протоколом, подлежащим хранению в соответствии со ст. 89 Закона об АО; предусматривал обязательное формирование совета директоров, члены которого назначаются сроком на один год соответствующим органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом, который вправе был досрочно прекратить полномочия любого члена (всех членов) совета директоров; устанавливал, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом, реализующего компетенцию высшего органа управления общества, если уставом ПАО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров общества <19>; -------------------------------- <19> По мнению автора, данное положение касалось лишь ПАО со 100-процентным государственным (муниципальным) капиталом, созданного вновь, устав которого должен был соответствовать требованиям Закона об АО, предусматривающего возможность отнесения вопросов об образовании и досрочном прекращении полномочий исполнительных органов к компетенции как общего собрания, так и совета директоров. Что касается ПАО, созданных в порядке преобразования ГиМУП, то их устав на тот момент должен был соответствовать ныне утратившему силу Типовому уставу (утвержден Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" // САПП РФ. 1992. N 1. Ст. 3), который вопрос о назначении единоличного исполнительного органа (генерального директора) относил к исключительной компетенции общего собрания (подп. 13 п. 6.3), а по вопросу избрания коллегиального исполнительного органа (правления) отсылал к Положению о нем, утверждаемому советом директоров (абз. 3 п. 9.3).

определял момент, после которого общее собрание акционеров созывалось, проводилось и принимало решения по правилам, предусмотренным Законом об АО, - отчуждение двух и более процентов акций общества от общего количества акций (100%), ранее закрепленных в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, на наш взгляд, положения предшествующего Закона о приватизации 1997 г. следует признать более удачными в силу их большей подробности, определенности и соответствия общим подходам акционерного законодательства. 5. Орган, полномочный формировать позицию акционера - Российской Федерации в отношении отдельных категорий ПАО, определяется Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями. В соответствии с п. 2 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями в АО (за исключением тех, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности) внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя (выдача доверенности) для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции акционера - РФ по вопросам повестки дня общего собрания акционеров осуществляются ФАУГИ (МО РФ в ПАО, созданных в результате приватизации находящихся в ведении МО РФ ФГУП, акции которых находятся в собственности РФ; УД Президента РФ в ПАО, созданных в процессе приватизации подведомственных УД Президента РФ ФГУП, акции которых находятся в федеральной собственности). В соответствии с п. 4 Положения в АО, входящих в специальный перечень (за исключением тех, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности), позиция акционера - РФ по внесению вопросов в повестку дня общего собрания акционеров и выдвижению кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии акционерного общества, предъявлению требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, голосованию по вопросам повестки дня общего собрания акционеров определяется решением Правительства РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению Заместителем Председателя Правительства РФ. ФАУГИ осуществляет права акционера - Российской Федерации: а) в АО, входящих в специальный перечень, - по согласованию с федеральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по управлению государственным имуществом, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ (федеральный орган); б) в иных АО - на основании предложений федерального агентства, находящегося в ведении федерального министерства (федеральное агентство), либо федерального органа. В отношении АО, входящих в специальный перечень, в случае если федеральное министерство имеет подведомственные ему федеральные агентства, представленные в ФАУГИ предложения по каждому вопросу должны отражать консолидированную позицию федерального министерства и подведомственного ему федерального агентства. Права акционера - РФ, предусмотренные в отношении ПАО, созданных в результате приватизации ФГУП, находящихся в ведении МО РФ и УД Президента, акции которых находятся в федеральной собственности, осуществляются ими самостоятельно. Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями достаточно подробно регулирует механизм взаимодействия ФАУГИ с федеральными органами исполнительной власти по согласованию позиции РФ как акционера. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 831 "Об осуществлении Государственной корпорацией "Ростехнологии" от имени Российской Федерации прав акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и передаются Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций" <20> указанное Положение не применяется в случае управления находящимися в федеральной собственности акциями, которые передаются данной корпорации (за исключением обществ, все акции которых находятся в федеральной собственности). Права акционера в отношении этих акций осуществляет Корпорация, что регулируется отдельным Положением, утвержденным данным Постановлением. -------------------------------- <20> СЗ РФ. 2009. N 44. Ст. 5238.

Подробный порядок деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере управления федеральной собственности по осуществлению прав РФ как акционера, содержится в Регламенте по реализации прав Российской Федерации как акционера, утвержденном Приказом Министерства имущественных отношений от 26 ноября 2001 г. N 260 <21>. -------------------------------- <21> СПС "Гарант".

Подводя итог, следует отметить, что законодатель в течение последних лет предпринимал меры к устранению противоречий как в рамках законодательства о приватизации, так и приведению его в соответствие с общими нормами акционерного законодательства, однако приведенный выше краткий анализ позволяет сформулировать некоторые предложения по совершенствованию ныне действующего законодательства. 1. Необходимо привести в соответствие с общими нормами акционерного законодательства нормы приватизационного законодательства, в соответствии с которыми победитель инвестиционного конкурса, не будучи собственником акций, осуществляет полномочия по участию в общем собрании акционеров. Как минимум в п. 19 ст. 20 Закона о приватизации 2001 г. следует внести указание на то, что победитель инвестиционного конкурса осуществляет полномочия по участию в общем собрании акционеров на основании доверенности, выдаваемой соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом. В то же время следует признать целесообразным заключение с победителем инвестиционного конкурса договора доверительного управления указанными акциями до перехода к нему права собственности на них. 2. Следует вернуться к положениям Закона о приватизации 1997 г. относительно особенностей осуществления государственными и муниципальными образованиями полномочий акционера при закреплении 100% акций в государственной собственности, касающихся, в частности: оформления решения общего собрания протоколом в соответствии со ст. 63 Закона об АО; формирования совета директоров; образования исполнительных органов и досрочного прекращения их полномочий (если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров).

Библиографический список

1. Кузовкин А. Приватизация энергетики. По-тихому // Экономика и жизнь. 1999. N 40. 2. Кузовкин А., Савельева Л. Ударим по ударной? Саяно-Шушенскую ГЭС уводят из государства // Экономика и жизнь. 2000. N 3. 3. Пятков Д. Управление акционерным обществом, все акции которого принадлежат одному лицу // Хозяйство и право. 2000. N 1. 4. Торкановский Е. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом // Хозяйство и право. 1997. N 8. 5. Яковлева В. Ф. Необходимость совершенствования законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации // ИС "Кодекс".

------------------------------------------------------------------

Название документа