Финансово-правовое регулирование отношений по осуществлению компенсационных выплат
(Смирникова Ю. Л.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2011, N 11) Текст документаФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
Ю. Л. СМИРНИКОВА
Смирникова Юлия Леонтьевна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
В статье исследованы особенности финансово-правового регулирования отношений по осуществлению компенсационных выплат. Выявлены отличия правовой сущности компенсационных выплат от страховых выплат. Определяя субъектный состав правоотношений по осуществлению компенсационных выплат, особое внимание уделено правовому статусу Российского союза автостраховщиков.
Ключевые слова: компенсационные выплаты; страхователи; страховщики; Российский союз автостраховщиков.
Financial-legal regulation of the implementation of compensation payments J. L. Smirnikova
Smirnikova Julia Leontievna, candidate of laws, associate professor, assistent manager cathedra administrative and financial Law-Russian Legal Academy Ministry of Justice.
In this article the features of the financial - legal regulation of the implementation of compensation payments. Revealed differences between the legal nature of compensation and insurance payments. Defining the subject composition of the legal implementation of compensation, it focuses on the legal status of the Russian Union of Insurers.
Key words: compensation payments; insurers; underwriters; the Russian Union of Insurers.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, учрежден институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Правовые, экономические и организационные основы указанного вида обязательного страхования определены Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <1> (далее - ФЗ N 40-ФЗ). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.
Необходимость со стороны государства определять гарантии соблюдения прав граждан в отношениях по обязательному страхованию гражданской ответственности, появление института компенсационных выплат, а также механизм компенсации страховых премий по договору обязательного страхования свидетельствуют об усилении финансово-правового регулирования страховых отношений. Механизм действия компенсационных выплат позволяет говорить о финансово-правовой природе отношений, возникающих по поводу их осуществления, а формируемые фонды относить к публичным децентрализованным денежным фондам. При этом правоотношения между страхователем и страховщиком, возникающие на основе договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по своей природе не являются публичными, а соответственно фонды страховых выплат не являются публичными денежными фондами. По мнению Конституционного Суда РФ, договор обязательного страхования гражданской ответственности является институтом частного права, а страховая премия, представляющая собой плату за оказание страховщиком-организацией услуги (страхование), т. е. эквивалентную, возмездно-индивидуальную цену договора, имеет гражданско-правовую, а не налоговую природу <2>. -------------------------------- <2> Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2311.
Финансово-правовая природа правоотношений по поводу осуществления компенсационных выплат подтверждается следующими признаками: 1) отличие правовой сущности компенсационных выплат от страховых выплат; 2) отсутствие страховых договорных отношений между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков, осуществляющих компенсационные выплаты; 3) финансово-правовая природа фондов финансового обеспечения компенсационных выплат (резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат) и их отличия от страховых резервов.
1. Правовая сущность компенсационных выплат и их отличия от страховых выплат
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <3> (далее - Закон об организации страхового дела) определяет страховую выплату как денежную сумму, установленную федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемую страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая (п. 3 ст. 10). -------------------------------- <3> Российская газета. 1993. 12 янв.
В Законе об организации страхового дела используются два наименования страховой выплаты в зависимости от вида страхования. Пунктом 4 ст. 10 предусмотрено, что "условиями страхования имущества и (или) гражданской ответственности в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты (страхового возмещения)...", а в п. 5 определяется, что "в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения)...". В отношении личного страхования используется такой вид страховой выплаты, как страховая сумма. Так, в п. 6 указано, что "при осуществлении личного страхования страховая выплата (страховая сумма) производится страхователю или лицу, имеющим право на получение страховой выплаты (страховой суммы)...". Таким образом, применительно к имущественному страхованию страховая выплата определяется как страховое возмещение, а при личном страховании используется понятие "страховая сумма". В литературе отмечается, что "термин "страховое возмещение" выражает собой восстановительный характер страховой выплаты, предназначенной устранить те негативные последствия, которые возникли в материальном положении страхователя вследствие страхового случая. Что же касается названия "страховая сумма", то вряд ли данное понятие, хотя оно достаточно традиционно и применяется очень давно, адекватно сущности и специфике данного вида страховой выплаты, - само слово "сумма" означает "результат сложения", чего в данном случае нет" <4>. -------------------------------- <4> См.: Худяков А. И. Теория страхования. М.: Статут, 2010.
Согласно ст. 1 ФЗ N 40-ФЗ компенсационные выплаты - это платежи, которые осуществляются в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена. Юридические факты, влекущие возникновение у потерпевшего права на компенсационные выплаты, лежат за рамками договорных правоотношений между страховщиком и страхователем, исходя из чего и выстраивается правовой механизм обеспечения прав потерпевших. Необходимость этого механизма обусловлена публичной целью финансового обеспечения интересов потерпевших, компенсации в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшим. Исходя из этого, в законодательстве определены основания получения компенсационной выплаты, независящие от условий заключаемого гражданско-правового договора между страхователем и страховщиком. Кроме того, финансово-правовая природа компенсационных выплат проявляется в отсутствии у страховщиков права собственности на отчисления в резерв гарантий, являющиеся источником компенсационных выплат. Резервы компенсационных выплат формируются за счет взносов страхователей, а не за счет собственной прибыли страховых организаций. Исчерпывающий перечень оснований возникновения у потерпевшего права на компенсационные выплаты определен ст. 18 ФЗ N 40-ФЗ. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие: а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом; б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности; в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред; г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной обязанности по страхованию. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие: а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом; б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности. Таким образом, в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего он имеет право на получение компенсационной выплаты во всех четырех случаях, а при причинении вреда имуществу - только в двух случаях. При этом право на компенсационные выплаты не возникнет в случае, если заявленный ущерб возник вследствие: причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды; причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; причинения вреда в результате загрязнения окружающей среды; причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования; причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования; обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику; причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренной правилами гл. 59 ГК РФ; причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу; повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности.
2. Особенности субъектного состава правоотношений по осуществлению компенсационных выплат и отсутствие между субъектами договорных страховых правоотношений
Субъектами страховых отношений выступают страховщик и страхователь. Это подтверждает ст. 2 Закона об организации страхового дела, определяющая страхование как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Обязательным субъектом правоотношений по осуществлению компенсационных выплат является профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков), правовой статус которого позволяет охарактеризовать его как субъекта финансовой деятельности государства, выполняющего публичные функции. При этом потерпевший и профессиональное объединение страховщиков не находятся в договорных страховых правоотношениях. Особенности финансово-правового статуса Российского союза автостраховщиков определяются ФЗ N 40-ФЗ, Правилами профессиональной деятельности Российского союза автостраховщиков <5> и заключаются в следующем. -------------------------------- <5> См.: Правила осуществления Российским союзом автостраховщиков компенсационных выплат потерпевшим, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств Российского союза автостраховщиков, и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам Российского союза автостраховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат, утвержденные Постановлением Президиума РСА от 8 июня 2004 г. // http:// www. autoins. ru/ ru/ compensation/ rules. wbp.
Во-первых, Российский союз автостраховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховых организаций, имеющих право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Членство в Союзе может быть в форме действительного члена и члена-наблюдателя. Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ N 40-ФЗ страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков. Это положение было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, признавшим его конституционным. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П определяется, что федеральный законодатель, учитывая необходимость согласования частной экономической инициативы с потребностью в предоставлении определенного объема публично значимых услуг должного качества, вправе предъявлять к субъектам экономической деятельности конкретные требования и устанавливать механизмы контроля, которые отвечали бы критериям соразмерности и пропорциональности государственного вмешательства и обеспечивали бы частное и публичное начала в сфере экономической деятельности. Так, он может возложить на субъекты экономической деятельности, осуществляющие в том числе публичные функции, а следовательно, действующие не только в интересах извлечения прибыли, но и в целях удовлетворения общественных потребностей, в качестве условия осуществления их деятельности обязанность быть членами соответствующего профессионального объединения. По состоянию на 31 декабря 2010 г. в Российском союзе автостраховщиков была 131 страховая организация, из которых 121 имела статус действительного члена, а 10 - члена-наблюдателя. В течение 2010 г. из Союза были исключены 30 страховых организаций (в том числе в связи с отзывом лицензии на осуществление страхования), принята одна страховая организация <6>. -------------------------------- <6> По данным отчета Российского союза автостраховщиков за 2010 год // http://www. autoins. ru/ru/index. wbp.
В случае недостаточности средств Российского союза автостраховщиков все страховые организации - действительные члены Союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам, связанным с компенсационными выплатами, в следующих пределах: а) при осуществлении компенсационных выплат вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности - в пределах сформированных ими резервов гарантий; б) при осуществлении компенсационных выплат вследствие неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред, а также в случае отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица - в пределах сформированных ими резервов текущих компенсационных выплат. По данным отчета Российского союза автостраховщиков за 2010 г. в указанном году фонд резерва гарантий закончился 9 июня и выплаты осуществлялись из резерва текущих компенсационных выплат. Это возможно ввиду временного действия, до 31 декабря 2011 г., правовых норм, определяющих, что при недостаточности средств, направленных членами Союза из резервов гарантий, требования потерпевших удовлетворяются за счет средств, направленных из резервов текущих компенсационных выплат, а также средств, полученных от реализации Союзом права регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред. При недостаточности средств, направленных членами Союза из резервов текущих компенсационных выплат, требования потерпевших о компенсационных выплатах удовлетворяются за счет средств, направленных из резервов гарантий, а также средств, полученных от реализации Союзом права требования к страховщику, у которого отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности или в отношении которого применена процедура банкротства, предусмотренная федеральным законом. При недостаточности средств Российского союза автостраховщиков, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, требования заявителей удовлетворяются в зависимости от даты поступления документов в следующей очередности. В первую очередь удовлетворяются требования о возмещении расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование и посторонний уход за малолетними и несовершеннолетними потерпевшими; во вторую очередь - аналогичные требования совершеннолетних потерпевших; в третью очередь - требования о возмещении утраченного заработка потерпевшего; в четвертую очередь - требования о возмещении вреда в связи с потерей кормильца; в пятую очередь - требования о возмещении расходов на погребение потерпевшего; в шестую очередь - требования о возмещении расходов на приобретение специальных транспортных средств и подготовку к другой профессии. Во-вторых, обязанностью Российского союза автостраховщиков является осуществление компенсационных выплат. Согласно ФЗ N 40-ФЗ компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков. Рассмотрение требований потерпевших о компенсационных выплатах, осуществление компенсационных выплат и реализация прав требования могут проводить страховщики, действующие за счет профессионального объединения на основании заключенных с ними договоров. За период с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2010 г. Российским союзом автостраховщиков было принято 235 717 решений по компенсационным выплатам потерпевшим, в том числе принято 205 424 положительных решения и выплачено 9 560 000 руб. По возмещению вреда жизни или здоровью потерпевших Союзом было принято 120 положительных решений на сумму 6 191 000 руб. Около 99% компенсационных выплат было осуществлено по обязательствам страховых организаций, у которых отозваны лицензии на право осуществления страховой деятельности. В 2010 г. Российский союз автостраховщиков осуществил компенсационные выплаты по обязательствам 54 страховых организаций, было рассмотрено 118 286 требований потерпевших о компенсационных выплатах, по которым принято 109 194 положительных решения на общую сумму 5 000 000 руб. <7>. -------------------------------- <7> По данным отчета Российского союза автостраховщиков за 2010 год.
В-третьих, установлены ограничения на использование имущества Российским союзом автостраховщиков. Имущество профессионального объединения страховщиков образуется за счет (ст. 28 ФЗ N 40-ФЗ): имущества, передаваемого профессиональному объединению его учредителями в соответствии с учредительным договором профессионального объединения; вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в профессиональное объединение его членами в соответствии с правилами профессионального объединения; средств, полученных от реализации прав требования; добровольных взносов, средств из иных источников. Несмотря на то, что список источников формирования имущества профессионального объединения не является исчерпывающим, установлены ограничения на использование имущества профессионального объединения. В целом все имущество может использоваться исключительно в целях, ради которых объединение создано. В-четвертых, средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, обособляются от иного имущества профессионального объединения. При этом средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а также его имуществу в случаях, если страховая выплата не может быть осуществлена вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, обособляются от средств, направляемых на финансирование компенсационных выплат по иным основаниям. Средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, отражаются на отдельных балансах профессионального объединения, и по ним ведется отдельный учет. Для расчетов, связанных с осуществлением каждого из видов компенсационных выплат, профессиональным объединением страховщиков открывается отдельный банковский счет. В-пятых, предусмотрены процедуры финансового контроля за деятельностью Российского союза автостраховщиков. Финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной аудиторской проверке. Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов объединения (п. 6 ст. 28 ФЗ N 40-ФЗ). Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс профессионального объединения после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения подлежат ежегодному опубликованию (п. 7 ст. 28 ФЗ N 40-ФЗ).
3. Финансовое обеспечение компенсационных выплат
При осуществлении обязательного страхования страховщики образуют резервы для финансового обеспечения компенсационных выплат, которые являются публичными децентрализованными денежными фондами (ч. 3 ст. 22 ФЗ N 40-ФЗ). Финансовым обеспечением компенсационных выплат, которые осуществляет профессиональное объединение, выступают денежные средства из двух фондов: резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат. Указанные резервы формируются помимо страховых резервов, являющихся частными децентрализованными денежными фондами. Согласно ст. 26 Закона об организации страхового дела страховщики при страховании ином, чем страхование жизни, обязаны образовывать следующие страховые резервы: резерв незаработанной премии; резерв заявленных, но не урегулированных убытков; резерв произошедших, но не заявленных убытков; стабилизационный резерв; резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, страховщики самостоятельно утверждают положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, в котором определяют состав, назначение и порядок формирования страховых резервов для обеспечения выполнения обязательств по договорам страхования. Резервы для финансового обеспечения компенсационных выплат не связаны напрямую со страховыми обязательствами страховщиков, а соответственно не являются страховыми резервами. Согласно ст. 26 Закона об организации страхового дела средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат. Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов и определены Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" <8>. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5527.
В структуре страхового тарифа нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам обязательного страхования) определена в размере 77%. Резервы компенсационных выплат составляют 3%. Из них: резерв гарантий - 2%, резерв текущих компенсационных выплат - 1%. Источником осуществления компенсационных выплат являются отчисления в резервы компенсационных выплат, имеющие публично-правовой статус. В Определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 1082-О-О <9> отмечено, что предусмотренное законом отчисление от страховой премии в резерв гарантий в установленном Правительством РФ размере - едином для всех и каждого из страхователей - является обременением страхователей. Страховщик выступает своего рода посредником по перечислению в резерв гарантий обязательных платежей между страхователем и профессиональным объединением страховщиков как держателем публичного имущественного фонда и в таком качестве выполняет делегированную ему государством социальную функцию по перечислению обязательных платежей в специализированный фонд. Из этого следует, что страховщик не может считать поступившие в его распоряжение отчисления от страховых премий, направляемые в резерв гарантий, в качестве собственной прибыли. -------------------------------- <9> "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "УРАЛРОС" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 20, пунктов 2 и 3 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СПС "КонсультантПлюс".
Библиографический список
1. Худяков А. И. Теория страхования. М.: Статут, 2010.
------------------------------------------------------------------
Название документа