Государственно-правовое регулирование использования органов и тканей человека как особых объектов гражданского права в целях трансплантации (компаративистское исследование)

А.А. СЕРЕБРЯКОВА, М.С. ВАРЮШИН

Серебрякова Алла Аркадьевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.

Варюшин Михаил Сергеевич, студент V курса юридического факультета Ульяновского государственного университета.

Данная статья содержит компаративистское исследование государственно-правового регулирования использования органов и тканей человека в целях трансплантации. По мнению авторов, органы и ткани человека после изъятия из организма донора есть особые объекты гражданского права вещного характера. Они принадлежат донору на ограниченном вещном "праве трансплантационного использования".

Ключевые слова: органы и ткани человека, объекты трансплантации, право трансплантационного использования.

State-law regulation of use of organs and tissues of human being as special objects of civil law for the purposes of transplantation (comparative study)

A.A. Serebryakova, M.S. Varyushin

The present article contains comparative study of state-law regulation of use of organs and tissues of human being for the purposes of transplantation. The authors believe that organs and tissues of human being after taking them out of the body of donor are special objects of civil right of proprietary character. They belong to donor on limited proprietary "right of transplantation use".

Key words: organs and tissues of human being, objects of transplantation, right of transplantation use.

В Российской Федерации отношения по трансплантации органов и тканей регулируются Законом РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (далее - Закон РФ "О трансплантации") <1>. Данный Закон определяет требования к дееспособности, состоянию здоровья донора, а также устанавливает, что прижизненное донорство может осуществляться исключительно в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей.

<1> Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" от 22.12.1992 N 4180-1 (с изменениями от 29.11.2007 N 279-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 62.

Ограничивая прижизненное донорство в силу его специфики особыми условиями "крайней меры", Российское государство отдает преимущество посмертному донорству. Ввиду чего действующим законодательством определена в ст. 8 "презумпция согласия" на посмертное изъятие объекта трансплантации у трупа. Причем особо оговаривается, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Однако подобная правовая доктрина, опосредованная политической волей, грубейшим образом нарушает право человека на достойное отношение к телу после смерти.

Также в Законе РФ "О трансплантации" установлено, что купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность, однако данным запретом Российское государство, во-первых, исключило лишь одну из возможных сделок с объектами трансплантации, не поименовав остальные, а во-вторых, так и не предусмотрело соответствующий состав преступления в Уголовном кодексе РФ. Следует отметить, что запрет на одну из сделок не исключает иные, что оставляет проблему признания гражданско-правовой природы объектов трансплантации не разрешенной. Также российский законодатель не определил возможности использования договорного механизма в регулировании отношений прижизненного и посмертного донорства.

Следовательно, действующее российское законодательство ставит перед правовой наукой и правоприменительной практикой следующие вопросы: какой правовой природой обладают объекты трансплантации, возможно ли их рассматривать в качестве объектов гражданского права, какова роль государства в данной сфере? Для этого необходимо произвести сравнительный анализ зарубежного и международного законодательства в сфере трансплантации.

Так, согласно международно-правовой доктрине, коммерческие сделки с объектами трансплантации (объектами sui generis) запрещены под угрозой уголовного наказания. Еще в октябре 1987 г. на XXXIX сессии Всемирной медицинской ассамблеи была одобрена "Декларация по трансплантации человеческих органов". В данном документе подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство. Впоследствии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии. В 1991 г. 44 сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам пользоваться ими при выработке политики в данной области. Согласно основным положениям Свода, "тело человека и его части не могут быть объектом купли-продажи". Схожих позиций государства придерживались и в Конвенции Совета Европы "О защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенции о правах человека и биомедицине", принятой в Овьедо 4 апреля 1997 г., гарантировавшей в т.ч. и соблюдение личной неприкосновенности (телесной неприкосновенности) <2>. Государства взяли на себя обязанность активного вмешательства в сферу трансплантационных правоотношений.

<2> Сборник международных актов по здравоохранению. М.: Норма, 1999. С. 234 - 235.

Законодательство государств Западной Европы, в частности ФРГ и Великобритании, и законодательство США держатся рамок международно-правовой доктрины.

В частности, законодательство ФРГ о трансплантации, устанавливая уголовно-правовой запрет на коммерческое донорство, любые коммерческие сделки с объектами трансплантации, отдает приоритет посмертному донорству. Государство использует договорные механизмы, учитывая волю донора и его родственников в "расширенной модели посмертного донорства" <3>. При отсутствии разрешения или возражения донора, когда родственники знают о воле донора, либо в процессе переговоров с врачом они могут подтвердить наличие такой воли и разрешить изъятие органа <4>. Договорный механизм прижизненного донорства ограничивается публичным институтом комиссии, создаваемой в соответствии с правом земель ФРГ. Комиссия включает врача, не участвующего в пересадке органа и не подчиняющегося врачу, участвующему в пересадке, лицо с возможностями работать судьей и специалиста по психологическим вопросам. Она выступает публичным гарантом добровольности волеизъявления донора и реципиента.

<3> Дубовик О.Л., Жалинская А.А. Законодательство ФРГ о трансплантации органов и тканей // Журнал Российского права. 1998. N 10. С. 207.

<4> Transplantationsgesetz-TPG // Bundesgesetzblatt. Jahrgang. 1997. Teil 1. N 74. S. 2631 - 2638.

По "Акту об анатомическом даре" США, Секция 8, анатомический дар (Акт донорства) может быть сделан во время жизни дарителя с целью трансплантации, терапии, исследования или науки. Даритель может сделать анатомический дар (форма посмертного донорства) путем обозначения согласия на анатомический дар на водительских правах дарителя или удостоверении личности; в завещании; во время смертельной болезни или тяжелых ранений дарителя, в любой форме, выраженной в присутствии как минимум двух совершеннолетних свидетелей, по крайней мере, один из которых является незаинтересованным свидетелем. Даритель или другой человек, уполномоченный сделать анатомический дар, могут оформить анатомический дар и картой дарителя <5>. В США договорные механизмы получили наибольшее распространение при посмертном донорстве, в частности применяется "расширенная модель посмертного донорства". Государство расширяет сферу возможного использования объекта трансплантации, устанавливая уголовный запрет на коммерческое донорство. Судебная практика признает объект трансплантации вещью, что, однако, не находит поддержки у законодателя <6>.

<5> Anatomical gift act // Code of national conference of commissioners on uniform state laws, July 7 - 14, 2006.

<6> Майфат А.В., Лисаченко А.В. Тело человека, его отдельные части как объекты правового воздействия: Некоторые предложения для обсуждения // Юридический мир. 2002. N 2. С. 5.

Следует отметить, что законодательство Великобритании о трансплантации сосредоточено в "Акте о человеческих тканях" 2004 г., который предусматривает необходимость наличия генетической связи между донором и реципиентом. Также установлен уголовно-правовой запрет в отношении коммерческого донорства <7>.

<7> Human tissue act - 2004. URL: http:// www.opsi.gov.uk/ acts/ acts2004/ ukpga_20040030_en_1.

В государствах СНГ законодательство о трансплантации идентично российскому, однако наличествуют определенные особенности. В частности, Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. N 28-З "О трансплантации органов и тканей" в ст. 3 указывает, что органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер <8>, т.е. они признаны вещами, ограниченными в обороте. Также указано на необходимость генетической связи донора и реципиента. Законом Республики Молдова от 25.06.1999 N r.473-XIV "О трансплантации органов и тканей человека" запрет на продажу органов и тканей человека обращен лишь к медицинским учреждениям <9>.

<8> Ст. 3 Закона Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. N 28-З "О трансплантации органов и тканей" // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. N 9. Ст. 196.

<9> Ст. 17 Закона Республики Молдова от 25.06.1999 N r.473-XIV "О трансплантации органов и тканей человека"// Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. 1999. 26 авг. N 94 - 95.

Зарубежное и международное законодательство о трансплантации, как правило, признает органы и ткани объектами sui generis, ограниченными в обороте, устанавливая уголовный запрет на коммерческое донорство. Государство выступает в качестве основного регулятора правоотношений в сфере трансплантации органов и тканей, допуская ограниченное использование договорного механизма в сфере посмертного донорства.

В современной российской цивилистике органы и ткани большинством исследователей рассматриваются в ключе либо вещей <10>, либо особых объектов права <11>, реже - личных нематериальных благ, таких как здоровье и право на телесную неприкосновенность <12>.

<10> Малеина М.Н. Статус органов, тканей, тела человека как объектов права собственности и права на физическую неприкосновенность // Законодательство. 2003. N 11. С. 13.

<11> Аполинская Н.В. Биологические объекты человека в гражданском праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009. С. 6.

<12> Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. акад., 1994. С. 101.

На наш взгляд, отталкиваясь от цивилистического подхода к правовой сущности органов и тканей, последние - особые объекты гражданского права, причем вещного характера. Объекты трансплантации до отделения и после трансплантации реципиенту суть нематериальные блага, выраженные в праве на здоровье, телесную неприкосновенность, а также праве на достойное отношение к телу после смерти. В момент отделения возникает новый объект, который в силу тесной личностной связи с донором (генетический код, производность тканей) невозможно однозначно отнести к вещам, но, несомненно, следует признать его вещную природу, поскольку он - предмет материального мира, который может быть в обладании человека и который служит удовлетворению его потребностей.

В отношении объектов трансплантации должно возникать особое вещное право - право трансплантационного использования. Оно имеет абсолютный характер, но ограниченный во времени и осложненный целью использования - осуществление трансплантации в целях спасения жизни и восстановления здоровья реципиента. Право трансплантационного использования передается на возмездной (безвозмездной) основе вместе с объектом трансплантации медицинскому учреждению, имеющему лицензию на забор и хранение объектов трансплантации, по договору донорства. Последнее осуществляет распоряжение данным объектом путем осуществления его имплантации в организм реципиента. Отношения донорства и трансплантации должны регулироваться договорным механизмом.

По договору возмездного донорства одна сторона (донор) обязуется передать вещь (объект трансплантации) на праве трансплантационного использования другой стороне (медицинскому учреждению), а медицинское учреждение обязуется изъять объект трансплантации из организма донора при непричинении его здоровью существенного вреда, принять изъятый объект трансплантации и уплатить за него определенную денежную сумму (цену), определяемую капитализацией вреда здоровью. По договору безвозмездного донорства (элементы договора дарения) акт донорства осуществляется в форме пожертвования. По договору трансплантации исполнитель (медицинское учреждение) обязуется оказать услуги по имплантации объекта трансплантации в организм реципиента, а реципиент обязуется оплатить эти услуги. Причем оплата трансплантационных услуг осуществляется через систему обязательного медицинского страхования.

Несмотря на то, что в большинстве государств закреплен запрет на возмездное донорство, исключение составляют Иран, Турция и Индия, где сфера трансплантационных услуг от этого не криминализуется <13>. По нашему мнению, Российское государство должно отказаться от "презумпции согласия" на посмертное донорство, признав оптимальность договорного механизма "расширенной модели". В случае прижизненного и посмертного донорства в России, как нигде, необходимо обязательное участие в качестве гаранта добровольности Акта донорства независимой медико-правовой Комиссии - представителя публичной власти.

<13> Степанова Е.Н. Трансплантация органов человека: мировой опыт и Россия (гражданско-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 31.

От редколлегии. В настоящее время отношения донорства и трансплантации регулируются вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 47 которого уже закрепила изложенную авторами модель правового регулирования посмертного донорства. Действующий же Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" требует скорейшего приведения в соответствие со ст. 47 нового Закона.