Центральный банк РФ установил правила деятельности для нового вида небанковских кредитных организаций

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ УСТАНОВИЛ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ

НОВОГО ВИДА НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 5 октября 2011 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

29 сентября вступил в силу Федеральный закон "О национальной платежной системе". Одновременно с ним вступили в силу поправки к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности", которые позволили регистрировать новый вид небанковских кредитных организаций, и указания ЦБ РФ, регулирующие их деятельность. Новые небанковские кредитные организации могут совершать банковские операции, связанные только с переводом денежных средств, однако для них снижены некоторые требования к обязательным нормативам.

29 сентября вступили в силу Федеральные законы "О национальной платежной системе" (далее - Закон о платежной системе) и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон о внесении изменений). В Законе о внесении изменений содержатся поправки к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности", которые вводят новую разновидность небанковских кредитных организаций. ЦБ РФ во исполнение данных норм принял ряд подзаконных актов, которые определяют правила деятельности таких организаций [1].

Полное название новой разновидности небанковских кредитных организаций - "небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций" (далее, по терминологии Инструкции ЦБ РФ от 15.09.2011 N 137-И, - платежные НКО).

Платежные НКО смогут заниматься деятельностью по переводу денежных средств по поручению физических и юридических лиц без открытия банковских счетов. Для осуществления своей деятельности они смогут выполнять отдельные банковские операции, перечисленные в п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Отметим, что только для этого вида НКО перечень операций, которые они вправе осуществлять, устанавливается непосредственно упомянутым Федеральным законом, а не актами ЦБ РФ.

Сфера деятельности платежных НКО пересекается со сферой деятельности расчетных НКО [2], которые вправе осуществлять такие же операции. Отличие между этими разновидностями небанковских кредитных организаций состоит в том, что расчетные НКО могут осуществлять банковские операции не только в связи с переводом денежных средств, их сфера деятельности шире.

Еще одно отличие состоит в требованиях к уставному капиталу этих организаций. Так, у платежных НКО он должен составлять всего 18 млн. руб., вместо 90 млн. руб. у расчетных НКО (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

ЦБ РФ для платежных НКО также были установлены более низкие требования к нормативу достаточности собственных средств (капитала) по сравнению с расчетными НКО.

Так, для платежных НКО норматив достаточности собственных средств (капитала) (он называется нормативом Н1.1) определяется как отношение собственных средств к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала (п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 15.09.2011 N 137-И). Для расчетных НКО норматив достаточности денежных средств (норматив Н1) рассчитывается по тем же правилам, как и для банков (п. 3.1 Инструкции ЦБ РФ от 26.04.2006 N 129-И). В частности, норматив Н1 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. Таким образом, для расчета норматива Н1 расчетным НКО необходимо учесть гораздо больше параметров, чем платежным НКО при расчете норматива Н1.1.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.1 для платежных НКО может составлять 2 процента (п. 1 ч. 1 ст. 62.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), в то время как минимальное значение норматива Н1 для расчетных НКО должно быть не ниже 12 процентов (абз. 8 п. 3.1 Инструкции ЦБ РФ от 26.04.2006 N 129-И).

Норматив ликвидности для платежных НКО определяется по такой же формуле, как и для расчетных НКО, и представляет собой отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала (норматив Н15.1).

В рамках Закона о платежной системе платежные НКО наряду с банками и расчетными НКО могут выполнять функции операторов электронных денежных средств - становиться обязанными по электронным денежным средствам и осуществлять переводы по поручению клиентов.

Документы и примечания:

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе".

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

[1] Указание Банка России от 15.09.2011 N 2702-У "О внесении изменений в указание Банка России от 27 марта 2007 года N 1807-У "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы банка, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением ходатайства банка об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации".

Инструкция Банка России от 15.09.2011 N 137-И "Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением".

[2] Инструкция Банка России от 26.04.2006 N 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением".

------------------------------------------------------------------

Название документа