Система общественного арендного жилья Японии: история, современное состояние

(Семина Т. А.) ("Жилищное право", 2008, N 3) Текст документа

СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ ЯПОНИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ <*>

Т. А. СЕМИНА

-------------------------------- <*> Статья подготовлена с использованием данных об общественном арендном жилищном фонде Японии по состоянию на 2005 - 2007 гг.

Семина Т. А., к. ю.н., советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса.

Под общественным арендным жильем в Японии понимается жилье публичной формы собственности, предоставляемое по договору аренды отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке. Система общественного арендного жилья Японии начала свое развитие в начале 50-х гг. XX в. с принятием Закона о социальном жилье. В указанный момент в Японии сформировался дефицит жилья в связи с возвращением с материка значительного числа граждан Японии после событий Второй мировой войны, а также в связи с массовым разрушением жилья в период военных событий. Так, по указанным причинам в рассматриваемое время в Японии не хватало около 4,2 млн. жилых помещений. Первоначально общественное арендное жилье предоставлялось исключительно малодоходным группам населения и представляло собой, как правило, одноэтажные деревянные постройки, имевшие минимум необходимых для нормального проживания удобств. Такое положение вещей обусловливалось тем, что жилищное строительство было направлено в первую очередь на решение острой жилищной проблемы. В период 60 - 70-х гг. XX в. в Японии было построено самое большое число общественных жилых помещений за счет государственных средств и средств местных бюджетов. В указанный период высокие темпы жилищного строительства были связаны с необходимостью решения жилищной проблемы городских жителей, количество которых быстро росло в связи с переселением в город граждан из сельской местности, в частности по причине развития промышленного производства. При этом общественное жилье видоизменялось и все чаще представляло собой среднеэтажные и многоэтажные благоустроенные дома огнеупорной и сейсмоустойчивой конструкции. Однако начиная с указанного времени и по настоящий момент объемы строительства общественного жилья постепенно снижаются, поскольку происходит изменение демографического состава японского общества. С 70-х гг. XX в. для общества Японии характерно устойчивое снижение рождаемости и старение населения, в связи с чем потребности в значительном увеличении общественного жилищного фонда не имеется. С этого периода основным принципом жилищного строительства в Японии начало выступать повышение качества создаваемого общественного жилья. Количественные показатели перестали иметь первостепенное значение. Большее внимание стало уделяться перестройке и ремонту жилых домов, возведенных в середине прошлого века, в то время как число вновь построенных домов неизменно снижается. В 80 - 90-х гг. XX в. Закон о социальном жилье неоднократно перерабатывался, в результате чего был расширен круг лиц, имеющих право на вселение в жилые помещения общественного арендного жилищного фонда. Право проживания в общественных жилых помещениях получили одинокие пожилые люди, инвалиды. Помимо этого общественный жилищный фонд начал пополняться, в том числе и за счет жилых помещений частного жилищного фонда, приобретенных или арендованных местными органами власти. В это же время была внедрена гибкая система определения размера платы за аренду общественных жилых помещений, учитывающая доход арендатора. Ведущееся в настоящее время общественное жилищное строительство направлено в первую очередь на усовершенствование существующих домов. Современный общественный арендный жилищный фонд в Японии составляет примерно 20% от всего жилищного фонда. Большая часть общественного арендного жилья сосредоточена в крупных городах Японии. Например, в префектуре Токио объем такого жилья равен 5% жилищного фонда префектуры. Говоря о структуре общественного арендного жилищного фонда Японии, можно отметить, что она неоднородна. В первую очередь в указанный жилищный фонд входят муниципальные жилые помещения, предназначенные для малодоходных групп населения, не имеющих возможности приобрести жилье в собственность или арендовать его в частном жилищном фонде. Законодательно закрепленной целью предоставления муниципального жилья является содействие стабильной жизни населения и повышение общественного благосостояния. В среднем общая площадь муниципальных жилых помещений невелика - около 50 кв. м из расчета на семью из 3 - 4 человек. Если говорить о численности муниципальных жилых помещений, то она равняется примерно 5% от всего жилищного фонда Японии. Количество граждан, желающих получить муниципальное жилье, составляет 9 - 10 человек на одну квартиру по стране в целом. Необходимо отметить, что более 50% арендаторов муниципальных жилых помещений - лица 60 лет и старше, а также семейства, состоящие из одного человека. Критерии нуждаемости в муниципальном жилье и порядок его предоставления могут различаться в различных муниципальных образованиях. В частности, в префектуре Токио нуждающимися признаются граждане, имеющие доходы, не превышающие уровень, определенный органами местного самоуправления, имеющие явную нужду в жилье (т. е. проживающие в стесненных условиях или не имеющие жилья), постоянно проживающие в названной префектуре. В префектуре Токио количество желающих проживать в муниципальном жилье превышает аналогичный показатель в целом по стране и составляет 27 - 30 человек на одно жилое помещение. В связи с этим интерес представляет порядок предоставления муниципального жилья в префектуре Токио. Одним из самых распространенных методов распределения токийского муниципального жилья является проведение так называемой лотереи. Такой метод используется для жилищного обеспечения малоимущих одиноких граждан, молодых семей и т. п. Другой метод распределения муниципального жилья основан на оценке степени нуждаемости малоимущих граждан в жилье. В указанной системе распределения жилья участвуют престарелые лица, инвалиды (особое место занимают инвалиды-колясочники), многодетные семьи, лица, страдающие туберкулезом, и т. п. Кроме того, токийское муниципальное жилье может предоставляться неотложно в случае острой нужды гражданам, чье жилье уничтожено в результате стихийного бедствия, признано аварийным и подлежащим сносу. По указанной схеме жилые помещения также могут предоставляться гражданам в случае, если их дома должны быть снесены или реконструированы в результате реализации какого-либо градостроительного проекта, направленного на более рациональное использование токийской земли. Муниципальное жилье префектуры Токио предоставляется нуждающимся гражданам по договору аренды на определенный срок. В случае если доходы граждан, проживающих в муниципальном жилье, превышают установленный уровень, то в зависимости от степени превышения гражданам увеличивается арендная плата либо они выселяются как утратившие право арендовать муниципальное жилье. В структуре общественного арендного жилищного фонда также выделяется общественное арендное жилье, предоставляемое гражданам со средним уровнем дохода, в том числе специально предназначенное для людей преклонного возраста и инвалидов. Жилые помещения последней категории имеют специальное оборудование, позволяющее пожилым людям и инвалидам вести полноценную, комфортную жизнь. Такие жилые помещения, а также здания, в которых они расположены, имеют расширенные коридоры, низкие пороги, оборудованы пандусами, поручнями и т. д. Средняя площадь общественных жилых помещений, предоставляемых гражданам со средним уровнем дохода, несколько больше, чем площадь жилых помещений, предоставляемых малоимущим гражданам. Размер такого жилья может достигать 100 - 125 кв. м в зависимости от количества членов семьи арендатора и наличия среди них инвалидов и престарелых лиц. В то же время по решению местных органов власти жилье для среднедоходных групп населения и специальное арендное жилье может предоставляться и одиноким гражданам с превышением нормативов площади жилого помещения. Современная система общественного арендного жилья Японии находится на стадии переориентации на рыночные принципы функционирования. В связи с этим к общественному арендному жилью Японии в определенной степени можно отнести жилье частных корпораций, которое строится с использованием средств, выделяемых органами власти разного уровня. Указанное жилье предоставляется гражданам со средним уровнем дохода и гражданам, имеющим семьи. Плата за аренду указанного жилья значительно ниже, чем арендная плата за жилье частного жилищного фонда, и в то же время такая плата превышает плату за аренду перечисленных выше жилых помещений общественного жилищного фонда. Для покрытия расходов частных корпораций по снижению квартплаты используется система субсидирования, основанная на финансировании части указанных расходов из государственного бюджета и бюджетов муниципальных образований. В завершение обзора системы общественного арендного жилья Японии можно отметить, что в последние несколько лет (начиная с 2006 г.) в Японии осуществляются мероприятия, направленные на совершенствование системы социальной защиты населения, в том числе мероприятия, связанные с улучшением системы жилищного обеспечения граждан. Среди основных целей жилищной политики Японии в настоящее время можно выделить, в частности, стабильное обеспечение жильем малоимущих граждан, пожилых людей, семей, воспитывающих детей, и других граждан, нуждающихся в помощи при решении жилищных проблем, более четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в жилищной сфере, обеспечение условий для строительства качественного жилья с учетом климатических и сейсмических особенностей Японии.

------------------------------------------------------------------

Название документа