Имущество, находящееся в муниципальной собственности, как элемент финансово-экономических основ местного самоуправления в России

(Гончаров В. В.) ("Административное и муниципальное право", 2011, N 9) Текст документа

ИМУЩЕСТВО, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

В. В. ГОНЧАРОВ

Гончаров Виктор Викторович, аспирант кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета.

В статье приводится цивилистическое исследование понятия собственности, определяется ее роль в формировании финансовых основ местного самоуправления и развития муниципального образования.

Ключевые слова: имущество, собственность, финансы, органы, управление, основы, муниципальная, система, бюджет.

Municipal property as an element of financial and economic grounds for local self-government in Russia V. V. Goncharov

The article contains the civil research of the term 'property' and defines its role in formation of financial grounds for local self-government and development of a municipal unit.

Key words: property, ownership, finances, agencies, administration, grounds, municipal, system, budget.

Наряду с другими элементами, важнейшей составляющей финансово-экономических основ местного самоуправления является имущество, находящееся в муниципальной собственности. Часть 1 ст. 132 Конституции РФ закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Признание муниципальной собственности российским законодательством произошло еще в ГК РСФСР 1922 г. Так, ст. 52 ГК РСФСР 1922 г., перечисляя различные виды собственности, прямо называла "государственную (национализированную) и муниципальную" собственность. В ГК РСФСР 1922 г. муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной и не имела самостоятельного значения, однако факт ее выделения в гражданском законодательстве 20-х гг. налицо <1>. -------------------------------- <1> См.: Попов Ю. Е., Рыбаков В. А., Соловьев В. Н., Шуман А. В. Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты). М.: Юрист, 2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Далее, как известно, произошел полный отказ от идей самостоятельных муниципалитетов и местного самоуправления. Возвращение муниципальной собственности в число легальных категорий произошло в результате принятия Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" <2>, который указывал в том числе на принадлежность имущества государству, муниципальным образованиям, общественным объединениям (организациям), гражданам и юридическим лицам. -------------------------------- <2> См.: ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.

Ю. Е. Попов, В. А. Рыбаков, В. Н. Соловьев, А. В. Шуман критикуют авторов, которые усматривают сходство между государственной и муниципальной собственностью и даже включают их в единую категорию публичной собственности. Так, Г. В. Мищенко определяет назначение "публичной собственности в виде государственной и муниципальной собственности для сохранения единого экономического пространства, причем их противопоставление или отчуждение крайне вредно, так как их раздельное существование теряет смысл". Е. А. Суханов считает, что "коммунальная или муниципальная собственность может рассматриваться как особая разновидность права государственной собственности. Однако при таком подходе не удается найти и обосновать сколько-нибудь существенные отличия в их правовом режиме" <3>. -------------------------------- <3> См.: Мищенко Г. В. Государственная и муниципальная собственность как публичные формы собственности // Правовой статус субъектов РФ. Барнаул, 1996. С. 83; Суханов Е. А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. 1995. N 6. С. 36.

По мнению же Ю. Е. Попова, В. А. Рыбакова, В. Н. Соловьева, А. В. Шумана, право муниципальной собственности - право наделенных государством полномочиями решать вопросы местного значения небольших территориально обособленных коллективов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в целях решения указанных вопросов <4>. -------------------------------- <4> Попов Ю. Е., Рыбаков В. А., Соловьев В. Н., Шуман А. В. Указ. соч.

Представляется, что, ставя задачей провести прежде всего цивилистическое исследование категории муниципальной собственности, эти авторы и сформулировали определение, пригодное исходя из позиций гражданско-правовой науки. Между тем сходство между государственной властью и местным самоуправлением столь велико (и это проявляется и на примере государственной и муниципальной собственности), что вполне обоснованно их объединение в понятии "публичная власть" (и, следовательно, использование понятия "публичная собственность"). Несколько иная позиция у представителей науки муниципального права. Л. А. Чердакова полагает, что муниципальная собственность - это сложная система экономических и юридических отношений между населением муниципального образования (местным сообществом), органами местного самоуправления и государством в лице его органов по поводу природных ресурсов, имущества и денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию и необходимых для решения вопросов местного значения, а также для осуществления отдельных государственных полномочий и для эффективного функционирования органов местного самоуправления <5>. -------------------------------- <5> Чердакова Л. А. Теоретико-правовые основы права муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 23; СПС "КонсультантПлюс".

Она разделяет право муниципальной собственности в субъективном и объективном смыслеения вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Перечень муниципального имущества устанавливается, исходя из замысла законодателя соответственно вопросам местного значения, отнесенного к компетенции соответствующего муниципального образования. При этом муниципальное имущество, не соответствующее вопросам местного значения, должно быть приватизировано. Однако, как справедливо отмечает В. И. Васильев, не всем вопросам местного значения, в свою очередь, соответствует имущественный объект (например, экологический муниципальный контроль) <7>. -------------------------------- <7> См.: Васильев В. И. Муниципальное право России. М., 2008.

Библиографический список

1. Васильев В. И. Муниципальное право России. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2008. 2. Мищенко Г. В. Государственная и муниципальная собственность как публичные формы собственности // Правовой статус субъектов РФ. Барнаул, 1996. 3. Попов Ю. Е., Рыбаков В. А., Соловьев В. Н., Шуман А. В. Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты). М.: Юрист, 2009 // СПС "КонсультантПлюс". 4. Суханов Е. А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. 1995. N 6. 5. Чердакова Л. А. Теоретико-правовые основы права муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 23.

------------------------------------------------------------------

Название документа