Минэкономразвития России предлагает наделить арбитражных управляющих дополнительными полномочиями

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРЕДЛАГАЕТ НАДЕЛИТЬ

АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 23 сентября 2011 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

На сайте Минэкономразвития России опубликован проект изменений, которые предлагается внести в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и ряд других законов. Авторы законопроекта предлагают расширить полномочия арбитражных управляющих в сфере сбора информации и позволить им получать сведения об имуществе и имущественных правах руководителя должника и других лиц. Также предлагается изменить правила принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделок должника.

На сайте Минэкономразвития России был опубликован законопроект [1], направленный на увеличение объема полномочий арбитражных управляющих по сбору информации о должнике и руководстве должника в рамках процедуры банкротства.

Первым нововведением законопроекта будет увеличение объема сведений, которые арбитражные управляющие смогут собирать в рамках процедуры банкротства. Предлагается предоставить арбитражным управляющим возможность получать необходимые сведения не только об имуществе и имущественных правах должника, но также и об имуществе и имущественных правах руководителя должника или о любых иных лицах (не уточняется, юридических или физических), если будут основания полагать, что у них имеются документы или имущество, ранее принадлежавшие должнику.

Сведения можно будет запрашивать у любых физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Для получения таких сведений предусмотрено обязательное участие арбитражного суда: арбитражные управляющие должны будут обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством о запросе сведений. Непосредственно запрос будет осуществлять арбитражный суд.

Параллельно с предоставлением дополнительных полномочий арбитражным управляющим предлагается ввести административную и уголовную ответственность за непредставление, несвоевременное представление сведений по запросу арбитражного суда и арбитражного управляющего или за искажение таких сведений. Так, максимально строгое уголовное наказание предполагается установить за представление заведомо ложных сведений, если это деяние причинило крупный ущерб. В таком случае виновному грозит наказание до десяти лет лишения свободы с уплатой штраф в размере до 500 тыс. руб.

В связи с тем что арбитражные управляющие получат доступ к сведениям, имеющим повышенное значение для должника, законопроектом предлагается внести изменения в ряд законов, касающихся порядка предоставления различных видов сведений. Например, арбитражные управляющие будут включены в перечень лиц, обязанных сохранять налоговую и банковскую тайны, получат доступ к закрытой части кредитных историй. Госорганы, регистрирующие права на недвижимое имущество, обязаны будут сообщать арбитражному управляющему о любых сделках должника с недвижимым имуществом, совершенных за три года до даты запроса, а также об объектах недвижимого имущества, приобретенных в этот срок.

Другим нововведением законопроекта станет изменение порядка оспаривания сделок должника. Во-первых, такое право получат конкурсные кредиторы, сумма требований которых более одного процента от общего размера задолженности. При определении общего размера задолженности не учитывается размер требований того кредитора, чья сделка с должником оспаривается, а также размер требований его аффилированных лиц. Во-вторых, при голосовании собрания кредиторов либо комитета кредиторов по вопросу обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделок должника не учитываются голоса кредитора, сделку с которым планируется оспорить, и его аффилированных лиц. В-третьих, если арбитражный управляющий вопреки решению собрания (комитета) кредиторов не подает в арбитражный суд заявление об оспаривании сделки должника, заявление сможет подать представитель собрания (комитета) кредиторов или иное уполномоченное таким собранием лицо.

Еще одной новацией законопроекта будет возможность для лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, заявить ходатайство о проведении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного банкротства. Напомним, что к таким лицам относятся представитель собрания (комитета) конкурсных кредиторов, учредители (участники) должника, представители работников должника и иные лица (полный перечень содержится в п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Расходы на проведение подобной экспертизы будет нести заявитель.

Документ:

[1] Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов, способствующих выявлению признаков преднамеренного банкротства, а также расширения полномочий арбитражного управляющего, направленных на возврат активов должника, отчужденных в преддверии банкротства".

Ознакомиться с текстом законопроекта можно по адресу: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/corpmanagment/bankruptcy/doc20110907_08.

------------------------------------------------------------------

Название документа