Особенности договора воздушной перевозки пассажира
(Машин В. В.) ("Предпринимательское право", 2011, N 4) Текст документаОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА
В. В. МАШИН
Машин Владимир Владимирович, соискатель кафедры гражданского права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия правосудия".
В статье рассматриваются такие понятия, как "авиационное предприятие" и "эксплуатант", которые, по мнению автора, недостаточно четко определены в законодательстве. Кроме того, автором предлагается определение авиаперевозчика, являющегося стороной договора воздушной перевозки пассажира. В статье раскрывается субъектный состав договора воздушной перевозки пассажира, а также дается правовая квалификация электронного пассажирского билета.
Ключевые слова: Воздушный кодекс, перевозчик, авиаперевозчик, авиационное предприятие, эксплуатант, договор воздушной перевозки пассажира, электронный пассажирский билет.
Peculiarities of contract of air-passenger operations V. V. Mashin
The article considers such concepts as "aviation enterprise" and operator, which in the author's opinion are not determined clearly enough in the legislation. Besides the author proposes a definition of air-carrier who is a party of the contract of air-passenger operations and also gives a legal qualification of electronic passenger ticket.
Key words: Air Code, carrier, air-carrier, aviation enterprise, operator, contract of air-passenger operations, electronic passenger ticket.
Гражданская авиация - специфичный вид деятельности, требующий особого жесткого и требовательного обеспечения безопасности при эксплуатации воздушного судна. Поэтому контроль над безопасностью полетов при осуществлении перевозочной деятельности возложен на государство. Уровень безопасности полетов непосредственно влияет на размер и формы гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика и на всю систему организации воздушных перевозок. Особую опасность представляют террористические акты на воздушных судах и в самой инфраструктуре аэропортов. Накапливающийся опыт и постоянное совершенствование авиационной техники повлекли изменение и совершенствование правил в области авиационной безопасности полетов. Особые требования к воздушным перевозкам заключаются и в особом порядке допуска пассажиров к полетам, что влияет и на сам процесс заключения договоров на перевозку пассажиров и багажа. Воздушный кодекс РФ наряду с традиционным термином "перевозчик" употребляет понятие "авиационное предприятие", которое включает "авиационное предприятие" и "эксплуатант", что вносит определенную неясность при определении конкретного лица, ответственного за нарушение воздушных перевозок. Так, под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ). Эксплуатантом признается гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ). Перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки (ст. 100 ВК РФ). В свою очередь, эксплуатант уже должен обладать соответствующими лицензиями. Законодатель возлагает владение лицензиями не на перевозчика, а на эксплуатанта, что существенно и значимо. На воздушном транспорте перевозчик приобретает различные правовые формы соотношений. Авиакомпания может, во-первых, быть эксплуатантом и не быть авиаперевозчиком (т. е. иметь сертификат эксплуатанта и не заключить при этом договор воздушной перевозки с пассажиром), во-вторых, может одновременно являться и эксплуатантом, и авиаперевозчиком (т. е. иметь сертификат эксплуатанта и заключить договор воздушной перевозки) и, в-третьих, не быть ни эксплуатантом, ни авиаперевозчиком (к примеру, авиакомпанию лишили сертификата эксплуатанта, соответственно, она не может в данном случае заключать договоры воздушной перевозки, осуществлять продажу билетов). Эксплуатант может быть перевозчиком только тогда, когда им заключен договор воздушной перевозки пассажира. Только в этом случае авиакомпания несет ответственность перед пассажиром как авиаперевозчик. Сертификат эксплуатанта воздушного судна - официальный документ, разрешающий осуществление воздушных перевозок и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью сертификата. Сертификат эксплуатанта предусмотрен Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации <1> (он является основным документом, подтверждающим соответствие авиакомпании требованиям законодательства Российской Федерации, а также международным требованиям). -------------------------------- <1> Конвенция о международной гражданской авиации от 07.12.1944, Чикаго // Международное воздушное право. М., 1980.
До настоящего времени в нормативно-правовых актах Российской Федерации не дано определение авиаперевозчику, хотя именно он является стороной договора воздушной перевозки пассажира. По нашему мнению, данное определение должно быть следующего содержания: "Авиаперевозчик - это коммерческая организация (обладающая необходимыми лицензиями и сертификатом эксплуатанта), которая по договору воздушной перевозки, условия которого определены утвержденными Правилами воздушной перевозки, приняла на себя обязанность - с использованием авиационного транспорта общего пользования оказать услугу по воздушной перевозке любому лицу, кто к ней обратится и присоединится к условиям данных правил". Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: авиаперевозка является специфичной перевозкой. Ее специфичность, прежде всего, выражается в особом виде транспорта (гражданское воздушное судно), которым должен обладать перевозчик, и особой формой ее осуществления (полет). Как мы видим, авиаперевозчик должен представлять транспортную организацию, т. е. владеть транспортным средством (на праве собственности либо ином законном основании), используемым для воздушной перевозки, - воздушным судном. Рассмотрев субъектный состав договора воздушной перевозки пассажира, можно сделать следующий вывод: субъектами договора воздушной перевозки пассажира являются авиаперевозчик и пассажир. Пассажиром является физическое лицо (гражданин), а авиаперевозчиком - эксплуатант воздушного судна (транспортная организация). В соответствии с п. 5.2.3 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 395 Минтранс РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе утверждает формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации, т. е. Минтранс РФ является уполномоченным органом в области гражданской авиации, в компетенцию которого входит установление формы билета и багажной квитанции. В 2001 г. Минтранс РФ утвердил согласованный с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) Стандарт отрасли ОСТ 54-8-223.78-2001 "Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации" (далее - Стандарт) <2>. -------------------------------- <2> Распоряжение Минтранса России от 29.08.2001 N НА-334-р "Об объявлении Стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 "Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации". Документ опубликован не был.
Указанный Стандарт содержит подробное изложение требований к перевозочным бланкам строгой отчетности, а также устанавливает порядок их регистрации. В соответствии с положением пп. "а" п. 3.1 Стандарта пассажирский билет и багажная квитанция, удостоверяющие заключение договора между пассажиром и перевозчиком на воздушную перевозку пассажира, относятся к документам строгой отчетности. Таким образом, требования Стандарта отрасли подлежат обязательному соблюдению при разработке формы авиабилета и багажной квитанции для всех российских авиаперевозчиков. Статья 103 ВК РФ дает определение договора воздушной перевозки пассажира, а ст. 105 данного Кодекса предусматривает, что договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа. Согласно п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. По нашему мнению, перевозочные документы не являются договором воздушной перевозки, а лишь подтверждают факт заключения договора воздушной перевозки пассажира. Необходимо соблюсти правила, обеспечивающие безопасные условия полетов. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор перевозки пассажира считается расторгнутым (п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса РФ). Договор воздушной перевозки пассажира по своей правовой природе является двусторонней сделкой, а это значит, что для признания договора заключенным необходимо встречное и согласованное волеизъявление двух сторон. Волеизъявление перевозчика на заключение договора воздушной перевозки опосредуется совершением им публичной оферты, т. е. содержащего все существенные условия договора предложения, из которого усматривается воля заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Пункт 3 ст. 438 ГК РФ устанавливает, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Однако такое сведение к удостоверению заключения договора воздушной перевозки пассажира (к выдаче билета) вовсе не учитывает фактическое допущение пассажира для совершения авиарейса. Угроза террористических актов на борту воздушного судна требует адекватных мер по их предупреждению. Не следует путать момент заключения договора (ст. 433 ГК РФ) и форму договора (сделки). Согласно ст. 158 ГК РФ сделки могут заключаться устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Письменная форма договора нередко является достаточной для заключения и исполнения договора, что со всей очевидностью обнаруживается при перевозке пассажира воздушным транспортом. От пассажира требуется совершение действий, которые свидетельствуют о том, что его полет не угрожает другим пассажирам и воздушному судну. Поэтому действия пассажира, подтверждающие, что он не содержит никакой угрозы, включают ныне в состав некоторых договоров. Кроме билета на бумажном носителе в российском законодательстве содержатся положения об электронном билете. На законодательном уровне электронный билет был закреплен Федеральным законом от 01.12.2007 N 314-ФЗ "О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации" <3>. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик (или действующее на основании договора с перевозчиком лицо) при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязан выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6075.
Приказом N 134 от 8 ноября 2006 г. (далее - Приказ N 134) <4> Минтранс РФ утвердил форму электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации. Электронный пассажирский билет (так же, как и бумажная форма билета) и багажная квитанция в гражданской авиации (далее - электронный билет) представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме и имеет следующую структуру и содержание: -------------------------------- <4> Приказ Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" // Российская газета. N 22. 02.02.2007.
1) структура электронного билета: - электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число электронных полетных купонов может составлять от 1 до 4 штук); электронный контрольный купон; электронный агентский купон; маршрут/квитанция. Наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным; 2) содержание электронного билета: а) электронный полетный, электронный контрольный и электронный агентский купоны электронного билета содержат следующую обязательную информацию о перевозке пассажира и багажа: наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; наименование и (или) коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса; время отправления рейса; код класса бронирования; код статуса бронирования; б) маршрут/квитанция электронного билета содержит следующую обязательную информацию о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дата отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговая стоимость перевозки; форма оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дата оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Маршрут/квитанция оформляется и выдается в обязательном порядке. Электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут/квитанция электронного билета могут содержать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при продаже пассажиру электронного билета договор воздушной перевозки считается заключенным так же, как и при выдаче пассажиру бумажного билета. Содержание договора воздушной перевозки при выдаче пассажиру электронного билета полностью соответствует содержанию договора воздушной перевозки при выдаче пассажиру бумажного билета.
------------------------------------------------------------------
Название документа