Предоставление коммунальных услуг гражданам: новые Правила - старые проблемы

(Блинкова Е. В.)

("Правовые вопросы недвижимости", 2008, N 1)

Текст документа

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ:

НОВЫЕ ПРАВИЛА - СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Е. В. БЛИНКОВА

Блинкова Е. В., профессор, доктор юридических наук.

23 мая 2006 г. Постановлением Правительства РФ N 307 утверждены новые Правила предоставления гражданам коммунальных услуг (далее - Правила). Установление нового правопорядка в этой области ждали давно, этого требовала реформа жилищно-коммунального хозяйства, на них надеялись как коммунальные службы, не имеющие действенных правовых средств воздействия на злостных неплательщиков-потребителей, так и добросовестные плательщики коммунальных НЕуслуг (неологизм мой. - Е. Б.), замерзшие в своих квартирах, в темноте, без горячей воды. Ранее действовавшие Правила предоставления коммунальных услуг от 26 сентября 1994 г. N 1099 не отвечали не только складывающимся отношениям в этой сфере, но и противоречили многим положениям федерального законодательства. Оправдались ли чаяния потребителей и надежды коммунальных служб?

Принципиально новым в Правилах является инфраструктура рынка коммунальных услуг, появление третьего участника - посредника между ресурсоснабжающими организациями и непосредственными потребителями, именуемого исполнителем. В зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Исполнитель отвечает за предоставление всех коммунальных услуг (в том числе газо-, тепло - и электроснабжения). Основанием для этого всегда являются договоры с собственниками жилья в многоквартирных домах или с собственниками индивидуальных домов.

При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Следует отметить, что это единственный случай, когда заключение договоров с физическими лицами для снабжающих организаций будет обязательным.

Новые Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Общий объем потребленных холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками в установленном порядке, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. Однако, с одной стороны, Правила обязывают учитывать показания квартирных счетчиков, с другой - без домовых счетчиков квартирные теряют смысл, при этом затраты по приобретению домового счетчика можно возложить на жильцов.

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления в письменной форме потребителя в установленном порядке. Продолжительность перерывов устанавливается в соответствии с данными Правилами и иными требованиями законодательства РФ. Правилами допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, под которыми в силу последних климатических изменений в центральной России Правила, наверное, понимают и температуру ниже нуля (?!).

Новые Правила предоставления коммунальных услуг разрешают гражданам требовать перерасчета платы по коммунальным услугам, если они не отвечают установленным требованиям. Так, например, Правила предусматривают, что отключать холодную и горячую воду жильцам можно не более чем на 8 часов в месяц, на 4 часа единовременно, а в случае аварии - на сутки. Электричество допускается отключать не более чем на 2 часа, при аварии - на сутки. Отопление - максимум на сутки в течение месяца, причем единовременно - не более 16 часов. На тот случай, если эти условия не соблюдаются, Правила предусматривают право потребителя требовать перерасчета оплаты за коммунальную услугу, но реально добиться этого сложно. Например, если была отключена вода более чем на 4 часа, необходимо позвонить диспетчеру исполнителя, который по истечении некоторого времени сообщает о времени проверки факта отключения. Если представители исполнителя признают факт отключения воды и подтвердят, что это произошло не по вине "препятствий неодолимой силы", то обе стороны подпишут акт, на основании которого можно требовать пересчета. Если не признают, то комиссия назначается снова, но уже с участием жилищной инспекции и организации по защите прав потребителя. Даже если те подтвердят, что воду отключили, исполнитель не обязан с ними соглашаться. Сроки проведения всей этой процедуры в Правилах не прописаны.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электроэнергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В Правилах определен полный перечень сведений, которые должны содержаться в платежном документе.

Лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Вот только потребители несут ответственность перед исполнителем при наличии вины, а исполнитель перед ресурсоснабжающими организациями, надо полагать, независимо от нее.

Пожалуй, главным нововведением Правил стал порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг вследствие их неоплаты и частичной оплаты. Итак, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в следующих случаях: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, т. е. наличия задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей шесть ежемесячных размеров платы, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности.

Следует сразу оговориться, что запрещено лишь отключать отопление, холодную воду и канализацию, а также отключать весь дом или подъезд из-за одного или нескольких неплательщиков. Даже если в подъезде платит всего один, отключение его невозможно.

Бесспорно, и это надо отметить в качестве преимущества новых правил, подробно прописан механизм отключения должников: за месяц им направляется письменное уведомление с требованием погасить долг, если этого не делается, то за трое суток жильцы дополнительно предупреждаются об отключении. Подобная легкость отключения имеет место только на бумаге, с технической стороны все намного сложнее.

Проще всего с электричеством: можно повесить замок и перекрыть доступ к щитовой в подъезде, не заходя в квартиру. Отключить должников от горячей воды без проникновения в помещения технически невозможно, поскольку стояки водопровода проходят через все этажи, чтобы отключить воду, не затрагивая других жильцов, необходимо ставить заглушки внутри квартиры. Газ также отключается непосредственно в квартире. Войти в жилое помещение смогут только представители правоохранительных органов и приставы, но только по решению суда. Поэтому надеяться, что граждане будут пускать в свое жилище работников коммунальных служб, не приходится.

Даже если коммунальные службы смогут осуществить (причем законно!) отключение, это вызовет попытки самовольного подключения, что станет причиной залития и пожаров, в итоге принесет большие убытки.

Следует отметить, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) вследствие планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем; выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; использования потребителем бытовых машин мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем; неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем. Что будет с такими техническими изощрениями, как домовые сауны, спа-камеры (ванны) или чем-то другим? Вряд ли потребители от них откажутся, скорее, уйдут в подполье.

Итог неутешительный: новые правила - старые проблемы.

Название документа