Тенденции развития корпоративного законодательства Колумбии
(Мальдонадо Попова А. А.) ("Журнал российского права", 2011, N 8) Текст документаТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КОЛУМБИИ
А. А. МАЛЬДОНАДО ПОПОВА
Мальдонадо Попова Анжела Анна, аспирантка ИЗиСП.
Анализируется правовой статус акционерных обществ упрощенного типа по законодательству Колумбии как более гибкого инструмента ведения бизнеса.
Ключевые слова: акционерное общество упрощенного типа, акционер, акция, корпоративное законодательство, управление акционерным обществом.
Trends of developments of corporate legislation of Colombia A. A. Maldonado Popova
The legal status of simplified type of joint stock companies is analyzed in the article according to the legislation of Columbia Republic as a more flexible tool for doing business.
Key words: simplified type of joint stock companies, shareholder, share, corporate law, management of joint stock companies.
В последние десятилетия Республика Колумбия демонстрирует серьезные успехи в развитии национального законодательства, в частности корпоративного. В целом формирование корпоративного законодательства Колумбии шло под влиянием законодательных актов Франции <1>. К сожалению, в настоящее время в российском сравнительном правоведении невелик интерес к вопросам правового регулирования торговых товариществ и обществ стран Латинской Америки, и Колумбии в том числе. Хочется надеяться, что в будущем эта ситуация изменится, с учетом того, что испанский язык становится вторым мировым языком в сфере бизнеса после английского, а в России очевиден интерес к дальнейшему развитию не только внешнеполитических, но и торговых связей со странами Латинской Америки. -------------------------------- <1> См.: Reyes Villamizar F. SAS. La Sociedad por Acciones Simplificada. Bogota, 2009. P. 17.
Торговые товарищества и общества являются одним из центральных институтов торгового права многих зарубежных стран, в том числе и Колумбии - страны с дуализмом частного права. А потому нормы, касающиеся торговых товариществ и обществ, содержатся помимо Гражданского кодекса <2> также и в Торговом кодексе Колумбии (далее - ТКК) от 27 марта 1971 г. <3>, и в других специальных законодательных актах, например в Законе от 20 декабря 1995 г. N 222 <4> (далее - Закон N 222). -------------------------------- <2> См.: Codigo civil. Editorial temis S. A. Bogota - Colombia. 2008. <3> См.: Codigo de comercio // Diario Oficial No. 33.339, de 16 de junio de 1971. <4> См.: Ley N 222 de 20 diciembre de 1995 // Diario Oficial No. 42.156 de 20 diciembre de 1995.
В гражданском и торговом обороте Колумбии участвуют юридические лица разнообразных организационно-правовых форм. Классификация юридических лиц в колумбийском законодательстве и юридической науке осуществляется по следующим критериям: во-первых, юридические лица публичного права и юридические лица частного права; во-вторых, корпорации и благотворительные учреждения (фонды) <5>. -------------------------------- <5> См.: art. 633 Codigo civil. Ley 57 de 1887. Editorial temis S. A. Bogota - Colombia. 2008.
В соответствии со ст. 634 - 652 ГК Колумбии корпорация является широким понятием, подразумевающим различные виды юридических лиц. Исходя из смысла названных статей, колумбийский законодатель различает корпорации, имеющие целью извлечение прибыли (предпринимательские, торговые корпорации) и не имеющие цели извлечения прибыли (непредпринимательские, гражданские корпорации). Основную роль в экономике страны играют корпорации первого вида, деятельность которых регулируется ТКК. Однако в самом Кодексе термин "корпорация" не используется. Важнейшими участниками гражданского оборота в Колумбии являются торговые товарищества и общества. Следует обратить внимание на то, что для обозначения товариществ и обществ в колумбийском законодательстве используется единый термин - la sociedad. Основными организационно-правовыми формами предпринимательских (торговых) корпораций по ТКК в настоящее время являются: полные товарищества (гл. 3); коммандитные товарищества (гл. 4); общества с ограниченной ответственностью (гл. 5); акционерные общества (гл. 6) <6>; -------------------------------- <6> В законодательстве Колумбии не предусмотрено деление акционерных обществ на открытые и закрытые. Среди латиноамериканских государств такое деление предусмотрено лишь в Бразилии, Парагвае, Перу, Уругвае и Чили.
общества со смешанным капиталом (гл. 7); зарубежные коммерческие юридические лица, т. е. созданные по законам другой страны, в которой находится основной офис (гл. 8); незарегистрированные объединения, преследующие цель извлечения прибыли (гл. 9, 10) <7>. -------------------------------- <7> В соответствии со ст. 499 ТКК такие незарегистрированные объединения не являются юридическими лицами.
Развитие корпоративного законодательства на национальном уровне не может быть правильно оценено без учета влияния норм других стран. Достижения корпоративного права очень быстро воспринимаются законодательством и практикой других стран, поэтому, как отмечает профессор Ж. Рипер, "право акционерных обществ в каждой стране создается усилиями всех стран мира" <8>. При этом унификация происходит не при помощи международных договоров, а преимущественно путем односторонней рецепции понятий, конструкций и институтов иностранного акционерного права. Большинство юристов не считают такое сближение правовых систем унификацией, рассматривая его лишь как копирование или имитацию иностранного права <9>. -------------------------------- <8> Ripert G. Traite elementaire de droit commercial. P., 1980. P. 678. <9> См.: Matteucci M. Introduction a l'etude systematique du droit uniforme. Academie de droit international. Recueil des Cours. P., 1957. T. 91. P. 338.
Именно Франция стала первой страной, нормативно закрепившей такую форму юридического лица, как акционерное общество упрощенного типа. Как отмечает профессор П.-Л. Перрин, задуманное как упрощенная форма акционерного общества, акционерное общество упрощенного типа превратилось в самостоятельную корпоративную форму юридического лица, хотя частично и содержит режим своего "старшего брата" <10>. В 2007 г. во Франции было учреждено 104 613 акционерных обществ упрощенного типа, а классических акционерных обществ - 73 415 <11>. Особый интерес к акционерным обществам упрощенного типа объясняется тем, что законодательство лишь минимально регламентирует управление компанией и процедуру принятия решений, оставляя свободу уставной регламентации, позволяя акционерам самим выбирать более адекватные механизмы организации и контроля общества. -------------------------------- <10> Perin P.-L. SAS: La Societe par Actions Simplifiee: Etudes-Formules, 3-e ed. P., 2008. P. 5. <11> Perin P.-L. Op. cit. P. 29.
В развитии корпоративного законодательства Колумбии в последнее время проявляются тенденции, имеющие существенное значение. Колумбия стала второй страной Латинской Америки (после Чили <12>), нормативно закрепившей возможность создания акционерного общества упрощенного типа. -------------------------------- <12> См.: Ley 20.190 de 17 mayo de 2007 // Diario Oficial de la Republica de Chile. N 38.780. Ano CXXX-N 320.108.
До 5 июня 2009 г. в Колумбии была широко распространена организационная форма в виде единоличного предприятия (предприятие одного лица) <13>. На протяжении почти десятилетия данный тип организации юридического лица по распространенности занимал в стране второе место после обществ с ограниченной ответственностью. На 1 августа 2008 г. в стране было зарегистрировано: 548 847 обществ с ограниченной ответственностью, 80 583 единоличных предприятия, 69 441 акционерное общество, 35 343 полных товарищества, 4254 коммандитно-акционерных товарищества <14>. -------------------------------- <13> Создание единоличных предприятий стало возможным в Колумбии с принятием Закона N 222 (Diario Oficial No. 42.156 de 20 diciembre de 1995), которым была существенно изменена книга вторая ТКК, а также Закона от 26 января 2006 г. N 1014 "О развитии культуры предпринимательства" (Diario Oficial No. 46.146, de 1 de febrero de 2007). <14> Данные получены в Объединении торговых палат Колумбии.
5 декабря 2008 г. Конгресс Республики Колумбия принял Закон N 1258 (далее - Закон о SAS), которым была закреплена возможность создания акционерных обществ упрощенного типа (La Sociedad por Acciones Simplificada - SAS). Названный Закон, как отмечает Ф. Реес Вильямисар <15>, представляет собой наиболее значимую эволюцию колумбийского права торговых обществ за последние десятилетия. Именно в нем содержатся не только предшествующие колумбийские нормы, но и главные аспекты сравнительного правоведения, которые оказали значительное влияние на процесс законодательных реформ, проходящих в Колумбии <16>. -------------------------------- <15> Ф. Реес Вильямисар является разработчиком текста проекта Закона о SAS. Он также принимал активное участие в разработке Закона N 222. <16> См.: Reyes Villamizar F. SAS. La Sociedad por Acciones Simplificada. P. XI.
Возможность создания акционерного общества упрощенного типа явилась результатом законодательных преобразований, проводимых в Колумбии, начало которым положил проект Закона 1993 г. N 119. Именно с этого момента начался процесс критического переосмысления корпоративных отношений, определяемых во второй книге ТКК, которые уже не отражали потребностей гражданского и торгового оборота страны. Все возрастающее воздействие международной торговли, влияние новых концепций и юридических доктрин заставили пересмотреть многие положения, содержащиеся в ТКК. Этот процесс позволил заключить, что многие существующие нормы торгового статута в настоящее время уже не отвечают требованиям современного бизнеса. В частности, колумбийскому юридическому сообществу стало понятно, что правовая система корпоративных отношений переполнилась императивными нормами, перестала соответствовать современным условиям гражданского и торгового оборота страны, поскольку, как указывает Ф. Реес Вильямисар, именно "договор (контракт) является основным средством модернизации юридического режима торговых обществ" <17>. -------------------------------- <17> Reyes Villamizar F. Op. cit. P. 9.
В соответствии со ст. 1 Закона о SAS под акционерным обществом упрощенного типа понимается учрежденное одним или несколькими физическими или юридическими лицами общество, участники которого отвечают по его обязательствам лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от традиционных акционерных обществ акционеры такого общества в соответствии со ст. 42 Закона о SAS не несут ответственности по трудовым, налоговым и другим обязательствам, принятым на себя обществом <18>. -------------------------------- <18> См.: Ley N 1258 de 5 diciembre de 2008 // Diario Oficial No. 47.194 de diciembre 5 de 2008.
Статья 3 Закона о SAS определяет, что по своей правовой природе акционерное общество упрощенного типа является объединением капиталов, а не персональным объединением и независимо от видов деятельности, которой оно занимается, относится к коммерческим организациям. Следует заметить, что обычные (традиционные) акционерные общества (SA) могут быть как коммерческими, так и гражданскими в зависимости от цели их создания. Статья 1 Закона N 222, дословно воспроизводящая ст. 100 ТКК, устанавливает, что "коммерческим (торговым) признается общество, созданное для осуществления коммерческой деятельности. Хозяйственные общества, занимающиеся как торговой, так и иной деятельностью, не относящейся к торговой, считаются коммерческими обществами. Общества, не имеющие в качестве своей цели ведение коммерческих операций, считаются гражданскими. Однако независимо от целей своей деятельности гражданско-правовое положение коммерческих и гражданских обществ определяется нормами торгового законодательства" <19>. -------------------------------- <19> До принятия Закона N 222 гражданско-правовое положение обществ, а также их деление на торговые и гражданские были закреплены в ст. 2079 - 2141 ГК Колумбии, которые с принятием указанного Закона были отменены.
В отличие от акционерных обществ, где минимальное количество участников составляет пять акционеров (ст. 374 ТКК), а их максимальное число не ограничено, в акционерном обществе упрощенного типа ни минимальное, ни максимальное количество участников общества не ограничено. Акционерами могут быть как физические, так и юридические лица. Важнейшим условием возникновения правосубъектности любого юридического лица является его государственная регистрация, имеющая конститутивное значение. В ее процессе и проверяется законность учреждения общества. В Колумбии за регистрацию юридических лиц отвечают торговые палаты, учрежденные в каждом городе страны <20>. -------------------------------- <20> Первым учреждением, напоминавшим торговую палату в Колумбии, был торговый суд, созданный в г. Попаян 11 июля 1778 г. В г. Богота первая торговая палата была учреждена 6 октября 1878 г. (см.: Gomez Ordones A. M. El registro mercantil como intervencion estatal en las relaciones entre comerciantes. Pontificia Universidad Javeriana. 2004. P. 14, 18).
Создание акционерного общества упрощенного типа в соответствии с Законом о SAS может быть осуществлено либо путем учреждения, т. е. создания нового общества, либо путем реорганизации действующих юридических лиц. В соответствии со ст. 46 Закона о SAS с даты его принятия запрещается создание юридических лиц в форме единоличных предприятий, а созданные в этой форме юридические лица должны быть преобразованы в традиционные акционерные общества либо акционерные общества упрощенного типа. В соответствии со ст. 5 Закона о SAS акционерное общество упрощенного типа учреждается путем приватного (частного) документа или учредительного договора, что ведет к упрощенной и менее затратной процедуре создания акционерного общества по сравнению с его созданием путем публичного (нотариального) акта. Указанные документы о создании акционерного общества упрощенного типа обязательно подлежат нотариальному удостоверению, прежде чем быть зарегистрированными в торговом реестре торговой палаты. И лишь в случае, если активы, передаваемые обществу, составляют имущество, для передачи которого требуется публичный (нотариальный) акт, например недвижимое имущество или автомобиль, создание общества производится путем публичного акта, который подлежит регистрации в торговом реестре. Отказ в государственной регистрации возможен только в случае, если положения представляемых в торговую палату документов не соответствуют положениям Закона, вследствие чего торговая палата проводит экспертизу представляемых документов. В Законе о SAS законодатель указал минимальные сведения, которые должны содержаться в учредительных документах: имена, идентификационные документы и адреса акционеров; название или фирменное наименование компании, после чего следуют слова "акционерное общество упрощенного типа" или аббревиатура "SAS"; юридический адрес общества и всех его филиалов; срок, на который создается общество <21>; -------------------------------- <21> Если в учредительном документе не указывается, на какой срок создается общество, то считается, что оно создано на неопределенный срок (п. 4 ст. 5 Закона о SAS).
полное перечисление основных видов деятельности общества, если только в документе не будет указано, что общество может заниматься любым видом коммерческой деятельности или иной не запрещенной законом деятельностью <22>; -------------------------------- <22> Если в учредительном документе не отражены виды деятельности, то считается, что общество может заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом (п. 5 ст. 5 Закона о SAS).
размер уставного и оплаченного капитала, виды и типы выпускаемых акций, их количество и номинальная стоимость, форма и условия оплаты; система органов управления, имена, идентификационный документ и полномочия управляющего или управляющих обществом. Факт регистрации подлежит обязательному опубликованию. Именно с момента регистрации акционерное общество упрощенного типа приобретает статус юридического лица и право выпускать акции. Закон о SAS не устанавливает минимального размера уставного капитала акционерного общества упрощенного типа, т. е. его величина может быть любой, установленной в документе (акте) о создании общества. Это означает, что размер уставного капитала может быть меньшее или больше 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных ст. 22 Закона от 26 января 2006 г. N 1014 для традиционных акционерных обществ. Более того, ст. 9 Закона о SAS не определяет минимального размера вносимой суммы уставного капитала к моменту регистрации общества, а допускает произвести соответствующую оплату в течение двух лет после создания SAS, что является отступлением от ст. 376 ТКК, обязывающей произвести оплату не менее 1/3 уставного капитала на момент создания общества, а оставшейся суммы - в течение одного года. В отличие от ст. 381 ТКК, устанавливающей возможность традиционному акционерному обществу выпускать только простые и привилегированные акции, ст. 10 Закона о SAS допускает свободу выпуска следующих видов и типов акций: обыкновенные (простые) акции; привилегированные акции; акции с преференциальными (льготными) дивидендами без права голоса; акции с ежегодным фиксированным дивидендом; многоголосующие акции; оплаченные акции. Обыкновенные акции предоставляют их владельцам общие права на участие в делах общества. Перечень этих прав содержится в ст. 379 ТКК и включает: право участвовать в общих собраниях акционеров с решающим голосом; получать часть доходов в соответствии с законом или уставом; свободно отчуждать акции, если только не установлено преимущественное право в пользу общества, акционеров или тех и других; свободно изучать документы общества в течение 15 дней, предшествующих общему собранию, на котором утверждается годовой баланс; получать соответствующую часть активов общества при его ликвидации. Привилегированные акции помимо общих прав предоставляют дополнительные преимущества, которые выражаются главным образом в возможностях дополнительного участия в распределении прибыли и капитале общества. Законом о SAS устанавливается примерный перечень этих льгот, среди которых отметим две: преимущественное право при ликвидации общества на погашение стоимости акций, вплоть до номинальной; право на заранее фиксированную долю от прибылей общества, которая может быть накапливаемой. При этом срок использования не должен превышать пяти лет. Пункт 3 ст. 381 ТКК устанавливает, что привилегированные акции могут давать своим владельцам льготы лишь экономического характера. Впервые выпуск акций с преференциальными (льготными) дивидендами без права голоса как особый тип привилегированных акций был введен в Колумбии Законом от 20 февраля 1990 г. N 27 (далее - Закон N 27), а затем усовершенствован Законом N 222. Данные положения воспроизведены в Законе о SAS. Этот тип акций в соответствии со ст. 36 Закона N 27, ст. 63 Закона N 222 не дает права своим владельцам участвовать в общих собраниях акционеров, за исключением собраний, проводимых: по вопросам изменения положений, предусмотренных в учредительных документах в отношении таких акций. В этом случае за изменения должны проголосовать не менее 70% акционеров - держателей таких акций; по вопросам реорганизации акционерного общества, а также изменения уставных целей компании; по вопросам свободной выплаты дивидендов. По данному вопросу на общем собрании должны проголосовать не менее 80% акционеров - держателей такого типа акций; в случае последовательной невыплаты или неполной выплаты дивидендов по таким акциям в течение двух лет; в других случаях, предусмотренных законодательством и учредительными документами общества. В связи с возможностью различного рода злоупотреблений со стороны акционеров - держателей многоголосующих акций последние во многих странах запрещены к выпуску. Однако выпуск таких акций акционерными обществами упрощенного типа в Колумбии стал возможным с принятием Закона о SAS. Оплаченные акции являются одной из разновидностей капитализации компании, предусмотренной для акционерных обществ упрощенного типа. Данный тип акций выпускается для управленческого персонала и работников акционерного общества. Возможность выпуска этого типа акций является новацией в корпоративном законодательстве Колумбии, что позволяет в некоторой степени соотнести интересы акционеров общества с интересами работников компании. В статье 10 Закона о SAS предусмотрены способы оплаты таких акций. Их ежемесячная оплата не может составлять более 50% заработной платы. Таким образом, происходит выдача акционерными обществами кредитов своим работникам для оплаты этих акций. Статья 4 Закона о SAS не допускает регистрации акций и других ценных бумаг, выпускаемых акционерными обществами упрощенного типа, в государственном реестре ценных бумаг, а также их продажу на фондовом рынке. Следовательно, акционерное общество упрощенного типа не вправе проводить открытую подписку на свои акции либо иным образом публично предлагать их для приобретения неопределенному кругу лиц. Поэтому можно согласиться с Домиником Видалем, который относит акционерные общества упрощенного типа к закрытому типу обществ. При этом он отмечает, что "появилась тенденция существования трех основных типов акционерных обществ: 1) акционерное общество открытого типа, выставляющее свои акции на фондовом рынке. Вся деятельность таких акционерных обществ подчинена императивным правилам, установленным законом; 2) акционерное общество закрытого типа, не выставляющее свои акции на фондовом рынке. Деятельность таких акционерных обществ также жестко регулируется законодательными нормами; 3) акционерное общество гибкого типа, не выставляющее свои акции на фондовом рынке. Акционерное общество упрощенного типа относится к третьей категории акционерных обществ" <23>. -------------------------------- <23> Vidal D. Droit des societes. 5-e ed. P., 2006. P. 585.
Кроме того, ст. 13 Закона о SAS устанавливает, что в учредительных документах компании могут быть предусмотрены положения о запрете продажи акций на срок не более 10 лет с момента их выпуска; этот срок может быть продлен еще на 10 лет при согласии всех акционеров компании. Вместе с тем ст. 14 этого Закона разрешает продажу акций третьим лицам ранее установленного срока, но лишь с разрешения общего собрания акционеров. Статья 12 Закона о SAS допускает возможность передачи выпускаемых акций в доверительное управление. Условием такой передачи является идентификация доверительной компании в книге учета (регистрации) акционеров, а также указание выгодоприобретателей с определением процентов прибыли от переданного им в доверительное управление имущества. Участие юридического лица в гражданских правоотношениях производится посредством его органов управления. Положениями ст. 181 - 217 (гл. 7, 8) ТКК установлено, что действия законных представителей обществ, не выходящие за рамки данных им правомочий, рассматриваются как действия юридического лица. От правильности выбора структуры органов управления и определения их компетенции напрямую зависит, во-первых, эффективность управления обществом, а во-вторых, реализация основной цели его деятельности, что, естественно, касается каждого участника общества. Управление хозяйственным обществом, в том числе и акционерным обществом упрощенного типа, - это комплекс действий, необходимых для формирования и достижения целей общества, включающих планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемые его органами <24>. -------------------------------- <24> См.: Могилевский С. Д. Акционерные общества. М., 1998. С. 97.
Следовательно, структура органов управления должна иметь такие звенья, каждое из которых будет решать определенные задачи на своем уровне. Одним из основных положений Закона о SAS явился отход от императивного регулирования деятельности акционерных обществ упрощенного типа. Диспозитивный же характер регулирования дает более широкую свободу в выборе системы внутренней организации общества. В соответствии с этим одной из главных новаций рассматриваемого Закона явилось положение об упрощенной системе органов управления обществом: его ст. 17 ясно указывает, что общество свободно в выборе структуры управления, определяемой в своих учредительных документах и других статутах. Однако если в уставных соглашениях отсутствуют положения, регламентирующие систему органов управления, что допускается Законом о SAS, то все функции общего собрания акционеров, предусмотренные ст. 420 ТКК, должны будут выполняться ассамблеей (общим собранием) или одним акционером, а административные функции будут входить в компетенцию законного представителя. До тех пор пока в составе общества будет только один акционер, все функции органов общества, которые предусмотрены законом, будут выполняться им. Органами традиционного акционерного общества параграф III гл. 6 второй книги ТКК (ст. 419 - 444) называет: общее собрание акционеров (asamblea general de accionistas) как совещательный и руководящий орган; совет директоров (junta directiva) как исполнительный орган; законного представителя (representante legal). Указанные статьи ТКК императивно определяют состав и правомочия органов управления, процессы созыва и проведения общих собраний акционеров, порядок обсуждения и голосования по вопросам, выносимым на такие собрания. Кроме этого, ст. 203 ТКК императивно закрепляет обязанность иметь фискального ревизора (revisor fiscal), который является еще одним органом акционерного общества, но не относится к органам управления. Следует отметить, что полномочия фискального ревизора напоминают полномочия ревизионной комиссии акционерных обществ в России. Фискальный ревизор не может быть избран из числа участников общества или участников либо служащих подчиненных обществу компаний (ст. 205 ТКК). В целях повышения гибкости управления акционерным обществом Законом о SAS акционерам представлена возможность самим определять, какую систему управления выбрать: двухзвенную или трехзвенную. Статьей 25 данного Закона указывается, что "акционерные общества упрощенного типа необязательно должны иметь совет директоров, если обратное не установлено учредительными документами". В случае если в обществе не предусмотрено создание совета директоров, то все его функции выполняются законным представителем, назначаемым общим собранием акционеров. Законными представителями являются лица, представляющие акционерное общество в отношениях с третьими лицами. Статья 26 Закона о SAS определяет, что законным представителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, назначаемое в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах и статутах общества. Как отмечает Ф. Реес Вильямисар, "режим SAS позволяет установить законное представительство в различных формах: прямое представительство и делегированное. Если речь идет о закрытой структуре с большим выделением персонального интереса, то рекомендуется законного представителя назначать из числа акционеров независимо от числа акций, которыми он владеет. С другой стороны, в акционерных обществах упрощенного типа, где преобладает капиталистический уклон, акционеров можно отстранить от законного представительства, которое может осуществляться специально приглашенным для этих целей лицом" <25>. -------------------------------- <25> Reyes Villamizar F. Responsabilidad de los administradores en la sociedad por acciones simplificada // Panoptica. 2010. N 18. P. 228.
Вместе с тем у колумбийских исследователей вызывает удивление примечание к ст. 25 Закона о SAS, в соответствии с которым допускается возможность создания совета директоров, состоящего из единственного акционера <26>. -------------------------------- <26> См.: Cadavid Arango L. A. Algunas consideraciones en torno a la ley 1258 de 2008 y modelo de estatutos para la constitucion de una sociedad por acciones simplificada (S. A.S.) de character pluripersonal // Universidad de Antioquia. Departamento de ciencias constables. 7 de junio de 2009. P. 6.
Отсутствие системы регулирования многих аспектов взаимоотношений акционеров посредством учредительных документов общества привело к появлению в деловой практике Колумбии их договорного закрепления. Речь идет о таких соглашениях, которые получили широкое распространение в практике традиционных акционерных обществ Колумбии еще до принятия Закона N 222, ст. 70 которого был узаконен институт акционерных соглашений <27>. В соответствии с указанной статьей акционерным соглашением признается "соглашение между двумя или более акционерами, не являющимися управляющими акционерным обществом, в силу которых они обязуются голосовать в одинаковой или определенной форме на собраниях акционеров. Данное акционерное соглашение может предусматривать условие, которое позволяет одному или нескольким акционерам, а также третьему лицу представлять их интересы на собрании или собраниях акционеров. Это соглашение имеет силу по вопросам, касающимся акционерного общества, только после того, как будет зафиксировано в письменном виде и передано законному представителю на хранение (туда, где хранится документация общества) в место, где располагается дирекция (управляющие) акционерного общества. В других случаях ни акционерное общество, ни акционеры не отвечают по нарушениям условий соглашения". Закон о SAS сохраняет возможность заключения акционерных соглашений, однако его ст. 24 более подробно регламентирует порядок действия таких договоров, устанавливая, что "акционерные соглашения относительно купли-продажи акций, преимущественного права их приобретения, ограничения их передачи, порядка действий и обязательств лица, представляющего интересы акционеров, подписавших соглашения, в процессе управления акционерным обществом, включая обязательства по голосованию при принятии важных управленческих решений органами управления общества, должны соблюдаться компанией, если они (соглашения) были переданы на хранение в место, где располагается орган управления компанией. Действие акционерных соглашений не может превышать 10 лет. Данный срок может быть продлен еще на 10 лет по совместной воле лиц, подписавших акционерное соглашение". -------------------------------- <27> Еще до принятия Закона N 222 акционерные соглашения в Колумбии признавались в силу ст. 4 ТКК, закрепляющей принцип автономии воли, и в соответствии с положениями ст. 184 ТКК, позволяющей группе акционеров назначать представителя для того, чтобы он голосовал от их имени на собраниях акционеров. См.: Gil Echeverry J. H. Estudio de derecho societario moderno y comparado. Uniempresarial. Fundacion universitaria empresarial de la Camara de comercio de Bogota. Bogota, 2008. P. 22 - 23.
Вышеизложенное позволяет заключить, что появление в Колумбии акционерных обществ упрощенного типа было обусловлено насущными потребностями практики, показавшей недостаточную гибкость традиционных акционерных обществ. Анализ законодательных актов Колумбии показывает отход от понимания акционерного общества как корпоративного объединения нескольких лиц. Законодательно закреплен отказ от принципа специальной правоспособности юридических лиц: ст. 5 Закона о SAS устанавливает необязательность указания в учредительных документах акционерного общества предмета его деятельности. Поэтому неуказание предмета деятельности в учредительных документах при заключении сделки, совершаемой обществом, не приводит к ее недействительности, а влечет ответственность органов управления общества перед общим собранием акционеров за отход от основной деятельности данной корпорации. Законодательное закрепление упрощенной и гибкой системы управления в акционерном обществе, выразившееся в предоставлении акционерам возможности самим определять структуру управления компанией, позволило колумбийским предпринимателям избавиться от жестких нормативов, законодательно установленных для традиционных акционерных обществ. Использование формы акционерных обществ упрощенного типа позволяет снизить и практически устранить риск ведения предпринимательской деятельности. Извлекая прибыль и удовлетворяя собственные потребности, участники общества в основном действуют без привлеченного капитала. Внутренние обязательственные отношения самого общества предполагают максимальную гибкость с преобладанием диспозитивных норм и приданием большей роли учредительному документу, а также внутренним статутам общества.
Библиографический список
Cadavid Arango L. A. Algunas consideraciones en torno a la ley 1258 de 2008 y modelo de estatutos para la constitucion de una sociedad por acciones simplificada (S. A.S.) de character pluripersonal // Universidad de Antioquia. Departamento de ciencias constables. 7 de junio de 2009. Codigo civil. Editorial temis S. A. Bogota - Colombia. 2008. Codigo de comercio // Diario Oficial No. 33.339, de 16 de junio de 1971. Gil Echeverry J. H. Estudio de derecho societario moderno y comparado. Uniempresarial. Fundacion universitaria empresarial de la Camara de comercio de Bogota. Bogota, 2008. Gomez Ordones A. M. El registro mercantil como intervencion estatal en las relaciones entre comerciantes. Pontificia Universidad Javeriana. 2004. Ley 20.190 de 17 mayo de 2007 // Diario Oficial de la Republica de Chile. N 38.780. Ano CXXX-N 320.108. Ley N 1258 de 5 diciembre de 2008 // Diario Oficial No. 47.194 de diciembre 5 de 2008. Ley N 222 de 20 diciembre de 1995 // Diario Oficial No. 42.156 de 20 diciembre de 1995. Matteucci M. Introduction a l'etude systematique du droit uniforme. Academie de droit international. Recueil des Cours. P., 1957. Perin P.-L. SAS: La Societe par Actions Simplifiee: Etudes-Formules, 3-e. ed. P., 2008. Reyes Villamizar F. Responsabilidad de los administradores en la sociedad por acciones simplificada // Panoptica. 2010. N 18. Reyes Villamizar F. SAS. La Sociedad por Acciones Simplificada. Bogota, 2009. Ripert G. Traite elementaire de droit commercial. P., 1980. Vidal D. Droit des societes. 5-e ed., P., 2006. Могилевский С. Д. Акционерные общества. М., 1998.
------------------------------------------------------------------
Название документа