К вопросу об обеспечении исполнения государственных контрактов

(Кошелюк Б. Е.) ("Гражданское право", 2011, N 3) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ <*>

Б. Е. КОШЕЛЮК

-------------------------------- <*> Koshelyuk B. E. On the issue of ensuring of execution of state contracts.

Кошелюк Богдан Евгеньевич, адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с обеспечением исполнения договора поставки товаров для государственных нужд. Предлагается новая редакция страхования ответственности по договору поставки товаров для государственных нужд.

Ключевые слова: поставка, поставка для государственных нужд, страхование ответственности по контрактам, страховые гарантии.

The article considers the problems related to ensuring of execution of contract of delivery of goods for state needs. The author proposes new edition of insurance of liability in the contract of delivery of goods for state needs.

Key words: delivery for state needs, insurance of liability in contracts, insurance guarantees.

Под исполнением обязательств понимается совершение кредитором и должником действий по осуществлению вытекающих из обязательств прав и обязанностей <1>. Сущность исполнения обязательств составляет совершение обязанным лицом действия, юридическую меру которого определяет лежащая на нем обязанность <2>. -------------------------------- <1> См.: Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование экономических отношений. Л., 1986. С. 134. <2> См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О. А. Красавчикова. М., 1985. Т. 1. С. 471; Толстой В. С. Исполнение обязательств. М., 1973. С. 12 и др.

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, страхованием ответственности, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В настоящее время исключены из действующего законодательства о страховании права выдачи страховыми организациями банковской гарантии, так как вопросы предоставления банковских гарантий регулируются законодательством о банках и банковской деятельности. В результате ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на совершение банковских операций, не может использовать в своем наименовании слово "банк" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики - это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном данным Законом порядке. Таким образом, не являясь кредитной организацией, страховщик не может получить лицензию Банка России на осуществление банковских операций. Следовательно, страховые организации не имеют права выдавать банковские гарантии. С 3 августа 2010 г. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" страхование ответственности как вид обеспечения контракта исключено из Закона N 94-ФЗ и однозначно установлено, что для обеспечения исполнения контракта предоставляется в том числе безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией. Страхование ответственности как вид обеспечения контракта временно продолжает применяться при размещении заказов на строительство олимпийских объектов и объектов для проведения АТЭС в соответствии с ч. 26, 37 ст. 65 Закона N 94-ФЗ. Причины исключения страхования ответственности по контрактам - это условный характер обязательств страховщиков, отсутствие права регресса, несоответствие принимаемых рисков существующей страховой емкости. На рынке так и не были определены общие правила игры, ни на законодательном уровне, ни на уровне саморегулируемых организаций, что оставило широкое поле для различных злоупотреблений. Добросовестные игроки были вытеснены с рынка, страхование как вид обеспечения обязательств по госконтрактам было дискредитировано. По мнению "Эксперт РА", существует два варианта "реанимирования" рынка страхования ответственности по госконтрактам. Первый - введение страхования ответственности по госконтрактам с четкой детализацией параметров договора страхования, предусматривающих отказ в выплате при условии мошеннических действий со стороны страхователя. Однако этот вариант устраняет лишь проблему лазеек и злоупотреблений в законодательстве, остальные проблемы остаются без решения. Второй вариант - введение нового вида - страхования поручительств по аналогии с западными Surety Bond (страхование бондов, англ.). Бесспорными плюсами этого инструмента можно назвать: защиту от всех рисков, наличие у страхователя стимулов для выполнения обязательств и наличие западных перестраховочных емкостей по перестрахованию договоров страхования поручительств, по которым покрываются риски неисполнения страхователем своих обязательств по основным договорам. Страхование торговых кредитов в основном распространено в сфере производства и распространения потребительских товаров либо инвестиций в основные средства. В сфере строительства или же, например, инвестиционных проектах с участием государства традиционно применяются договоры поручительства (Surety Bonds), которые представляют собой договор, в соответствии с которым страховщик предоставляет бенефициарию гарантию, что третья сторона - принципал - выполнит свои контрактные обязательства, обязательства перед органами исполнительной власти и надзорными органами. Поручительства, выпускаемые страховыми компаниями, хотя и подлежат регулированию теми же нормами и законами, что и другие виды страхования, имеют ряд особенностей. В первую очередь к таким особенностям относится трехсторонняя структура договора поручительства. Другие виды страховых полисов предоставляют защиту держателю полиса. Surety Bonds, напротив, приобретаются принципалом, но при этом защищают имущественные интересы бенефициария. Другая отличительная черта поручительств заключается в том, что обычно они не имеют четкого периода действия. Если проект откладывается, страховщик, выпустивший поручительство, остается на риске до его завершения. Даже отказ принципала платить премию не освобождает страховщика от обязательств перед бенефициаром. Самый развитый рынок страховых гарантий - в США, на долю которого приходится больше половины всей собираемой премии. Лидерство американского рынка связано прежде всего с длительной целенаправленной политикой государства, которая, с одной стороны, обязывает применение Surety bonds в одних сферах, а с другой - финансово стимулирует использование этого инструмента в иных сферах. Процесс регулирования рынка страховых гарантий в США в значительной мере отличается от подобных процессов в остальном мире. Важно, что данный инструмент служит в основном для обслуживания отношений между частным сектором и государством. В США существует ряд нормативных документов, как на уровне штатов, так и на федеральном уровне, которые требуют от государственных образований осуществлять закупки товаров и услуг только при наличии страховых поручительств. На федеральном уровне наиболее важный закон, требующий использовать страховые поручительства, - Закон Миллера (The Miller Act) (он применяется в строительстве) <3>. -------------------------------- <3> См.: Береснева О. Особенности регулирования рынка страховых гарантий в США // URL: www. ininfo. ru.

В Европе наиболее развитый рынок страховых гарантий - в Италии (7 - 8% мирового сбора премии), где традиционно большое значение имеет регулирующая функция государства. В остальных странах Европы страховые гарантии развиты в меньшей степени, больший спрос имеют банковские гарантии. В России рынка страховых гарантий (или страховых поручительств) фактически не существует, несмотря на потенциально огромный спрос на данный продукт, в первую очередь со стороны строительного сектора и поставщиков товаров. Не секрет, что для поддержания темпов роста и улучшения качества развития российской экономики жизненно необходимы огромные государственные и частные инвестиции в инфраструктуру страны. Страховые гарантии могли бы стать эффективным инструментом управления значительными рисками, неизбежно возникающими при осуществлении государственных закупок. Следует изучить данный институт и внести изменения в Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон N 94-ФЗ и другие нормативные правовые акты. В Федеральном законе N 94-ФЗ следует дополнить статьи (п. 4 ст. 29, п. 4 ст. 38, п. 19 ст. 41.12) следующим содержанием: "...контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, страховой гарантии, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренного конкурсной документацией". Эта необходимость связана с обеспечением права выбора для исполнителя договора и более высоких гарантий исполнения контракта для заказчика.

------------------------------------------------------------------

Название документа