Реорганизация религиозных организаций: проблемы правоприменения

(Сойфер Т. В.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2011, N 8) Текст документа

РЕОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Т. В. СОЙФЕР

Сойфер Татьяна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические проблемы, связанные с реорганизацией религиозных организаций как юридических лиц.

Ключевые слова: религиозные организации; некоммерческие организации; юридические лица; реорганизация юридических лиц.

Reorganization of religious organizations: problems of law application T. V. Soyfer

Soyfer Tatiana Vladimirovna, candidate of laws, associate professor of the Civil and family law department of the Moscow state legal academy n. a. O. E. Kutafin. The article is considered some theoretical and practical problems connected with reorganization of religious organizations as legal entities.

Key words: religious organizations; non-commercial organizations; legal entities; reorganization of legal entities.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1> религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. В зависимости от территориальной сферы деятельности выделяются местные и централизованные организации. Религиозной организацией также признается учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465. Далее - Закон о свободе совести.

В настоящее время религиозные организации создаются в единой организационно-правовой форме с общественными организациями (объединениями) (п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 117 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>). В доктрине такая ситуация однозначную оценку не получила. По мнению одних авторов, это свидетельствует о сходстве их правовых особенностей и дает основание полагать, что религиозные организации являются разновидностью общественных объединений <3>. Весьма распространена и противоположная позиция, согласно которой специфика целей, принципов деятельности и организационного построения религиозных организаций не позволяет отождествлять их с общественными объединениями, в связи с чем они должны быть признаны самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций <4>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. Далее - Закон о некоммерческих организациях. <3> См., например: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 262; Валявина Е. Ю. Религиозная организация как субъект гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8. <4> См., например: Орлов А. В. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы Федерального закона "Об общественных объединениях" // Юрист. 2000. N 6. С. 54; Овчинникова Ю. С. Религиозные организации как юридические лица // Субъекты гражданского права: Сб. статей / Под ред. Т. Е. Абовой. М., 2000. С. 116 - 117; Уткин Р. В. Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. Современная концепция и перспективы // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. N 5. С. 61.

Особенности религиозных организаций, предопределяемые целями и сферой деятельности, спорность их правовой природы свидетельствуют об их уникальности и обусловливают наличие множества проблем при применении к ним общих гражданско-правовых норм, рассчитанных на "обычные" юридические лица. Возникновение таких проблем характерно и для случаев прекращения религиозных организаций посредством реорганизации. По общим правилам ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда <5>. Права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят в порядке правопреемства к возникающим юридическим лицам. Для случаев реорганизации некоммерческих организаций дополнительно предусмотрены некоторые специальные правила, однако соответствующие нормы, содержащиеся в ст. 16, 17 Закона о некоммерческих организациях, на религиозные организации не распространяются. -------------------------------- <5> К примеру, основанием для принудительной реорганизации может явиться систематическое осуществление монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. См.: ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Согласно п. 4 ст. 6 Закона о некоммерческих организациях особенности реорганизации религиозных организаций определяются Федеральным законом о религиозных объединениях. Между тем действующий Закон о свободе совести никаких специальных правил относительно оснований, возможных форм, порядка и последствий реорганизации религиозных организаций не содержит. В ст. 11 лишь отмечается, что внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о реорганизации религиозных организаций осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. Детально указанный акт регламентирует лишь вопросы ликвидации религиозной организации. Таким образом, какие-либо специальные положения о реорганизации религиозных организаций, отличные от предусмотренных в ГК РФ, в действующем гражданском законодательстве в настоящее время отсутствуют. В сложившихся условиях напрашивается вывод о применимости общих правил, касающихся реорганизации юридических лиц в целом (ст. 57 - 60 ГК РФ). Между тем в доктрине эта ситуация оценивается неоднозначно. Некоторые авторы признают возможным применение к религиозным организациям всех форм реорганизации, хотя и отмечают отсутствие практического смысла в использовании некоторых из них в конкретных случаях <6>. Другие авторы указывают на невозможность реорганизации религиозной организации путем преобразования в другую организационно-правовую форму юридического лица в связи с наличием способности к осуществлению религиозной деятельности только у религиозных объединений <7>. -------------------------------- <6> См., например: Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. С. 264. <7> См., например: Садков А. Н. Религиозные организации как субъекты гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 8; Аюшеева И. З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 10.

Отсутствует единое мнение и у судебных органов. Одни суды полагают, что к религиозным организациям могут применяться лишь некоторые формы реорганизации, другие - исходят из того, что возможность реорганизации религиозных организаций вообще исключена. Так, Управление юстиции отказало религиозной организации, принявшей решение о реорганизации путем преобразования в фонд, в проведении перерегистрации, сославшись на то, что прекращение деятельности религиозного объединения путем реорганизации действующим законодательством не предусмотрено. Отказ был обжалован в суд, который исковые требования удовлетворил и обязал органы юстиции произвести перерегистрацию религиозного общества в некоммерческий фонд. Постановлением апелляционного суда, оставленным в силе судом кассационной инстанции, данное решение было отменено, а в удовлетворении исковых требований отказано исходя из того, что преобразование религиозной организации в иную организационно-правовую форму юридического лица действующим законодательством не предусмотрено <8>. В другом деле по спору между религиозными организациями о признании права собственности на храм ответчик - местная религиозная организация - указывал, что спорное церковное здание ранее принадлежало обществу Покровской церкви, правопреемником которого он является. Данный довод был отклонен всеми судебными инстанциями на том основании, что законом предусмотрено прекращение деятельности религиозного объединения только в виде ликвидации либо самоликвидации (распада), что означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам <9>. Примечательно, что столь разнородные взгляды базируются на одних и тех же законодательных нормах. -------------------------------- <8> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 июня 1998 г. по делу N Ф03-А24/98-2/545 // СПС "КонсультантПлюс". <9> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2005 г. по делу N Ф08-4365/2005 // СПС "КонсультантПлюс".

В таких условиях существенно отличаются и положения уставов религиозных организаций, которые в силу п. 2 ст. 10 Закона о свободе совести должны содержать указание на порядок прекращения их деятельности. Уставы некоторых организаций предусматривают возможность их прекращения только посредством ликвидации <10>; уставы других допускают их реорганизацию в целом, без каких-то изъятий и конкретизации форм <11>, либо только в определенных формах (как правило, слияния, разделения, присоединения и выделения) <12>. -------------------------------- <10> См., например: пункт 7.1 Устава Централизованной религиозной организации "Церковь Объединения - христианство в изложении Божественного Принципа" // http://unification. ru/ustav/; п. 7 Устава Местной религиозной организации "Московский Буддийский центр Ламы Цонкапы (Цзонхавы)" // http://buddha. ru/about_charter. php. <11> См., например: пункт 7.2 Устава Централизованной религиозной организации "Православная Церковь Божией Матери Державная" // http:// user. transit. ru/ ~maria/ doc/ docum_ustcerk. htm. <12> См., например: пункт 3.11 Устава Централизованной религиозной организации "Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания" // http:// www. luther. ru/ church/ 2009-01-12-08-11-44/ 131-ustav-elcai. html.

Единообразные подходы к регламентации вопросов реорганизации религиозных организаций отсутствуют и в бывших союзных республиках, что свидетельствует об их значительной сложности. Так, в соответствии со ст. 16 Закона Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 г. "О религии и религиозных организациях" <13> деятельность религиозных организаций может быть прекращена лишь при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями или при нарушении положений законодательных актов Республики Таджикистан. Статья 10 Закона Республики Кыргызстан от 16 декабря 1991 г. N 656-XII "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" <14> предусматривает возможность прекращения деятельности религиозной организации как юридического лица и путем ликвидации, и посредством реорганизации. Закон Туркменистана от 21 октября 2003 г. "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" <15>, как и отечественный Закон о свободе совести, упоминает и регламентирует только ликвидацию религиозных организаций, не предусматривая, но в то же время и не ограничивая их реорганизацию. -------------------------------- <13> http://tabiat. narod. ru/LAWDB/ZAKON13.php <14> Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан. 1991. N 22. Ст. 667. <15> http:// www. turkmenistan. gov. tm/ _ru/ laws/?laws=01as

В принципе анализ общих положений ГК РФ о реорганизации юридических лиц и специальных норм Закона о свободе совести позволяет сделать вывод о теоретической возможности реорганизации религиозных организаций (если устав конкретной организации это не исключает). Вместе с тем следует учитывать, что религиозная организация обладает особенностями, оказывающими существенное влияние на ее статус как юридического лица. В их числе: реализация специфических целей - удовлетворение религиозных потребностей верующих граждан или содействие этому; специальные требования, предъявляемые к организации для признания ее религиозной, и условия, соблюдение которых необходимо для приобретения организацией статуса юридического лица (существование в качестве религиозной группы на протяжении не менее 15 лет или вхождение в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания); способность (в ряде случаев исключительная) к обладанию особыми видами имущества религиозного назначения с учетом его конфессиональной принадлежности и возможность приобретения прав на такое имущество по специальным основаниям <16>. В связи с этим их реорганизация в формах слияния, выделения и разделения практически оправданна, если основы вероучения организаций, прекращающих свою деятельность и создаваемых в процессе реорганизации, будут едиными. Выход за рамки одного вероисповедания, изменение конфессиональной принадлежности религиозной организации могут явиться определенным препятствием к ее реорганизации или повлечь особые последствия. -------------------------------- <16> См.: Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" // СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6423.

Новая религиозная организация, возникающая при слиянии, разделении или выделении, имеющая иные основы вероучения, нежели у ее правопредшественника, должна обязательно войти в структуру централизованной религиозной организации соответствующей конфессии. В противном случае она как не имеющая документа, подтверждающего ее существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет, пользуется правами юридического лица при условии ежегодной перерегистрации до истечения указанного срока. Причем в течение этого периода правоспособность религиозной организации будет существенно ограничена (абз. 3 <17>, 4 п. 3 ст. 27 Закона о свободе совести). Кроме того, в указанных случаях, как и при реорганизации в форме присоединения к религиозной организации иного вероучения, переход отдельных прав и обязанностей в порядке правопреемства может оказаться невозможным. В частности, это касается прав собственности и безвозмездного пользования имуществом религиозного назначения, ранее полученным реорганизуемой религиозной организацией от государства или муниципальных образований, поскольку его передача изначально осуществлялась с учетом конфессиональной принадлежности имущества. -------------------------------- <17> Применяемый в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6363.

Реорганизация в форме преобразования связана с еще большими проблемами, обусловленными тем, что новое юридическое лицо, создаваемое в иной, нежели религиозная организация, организационно-правовой форме, законодательно лишено возможности на осуществление религиозной деятельности. Соответственно к нему не могут перейти специфические права и обязанности, связанные с осуществлением такой деятельности. Это касается отношений, возникших при реализации религиозными организациями исключительных прав на учреждение организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения, учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) для подготовки служителей и религиозного персонала и др. (п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 19 Закона о свободе совести). Невозможность правопреемства в таких отношениях и в результате их прекращение при реорганизации религиозной организации могут привести к нарушению прав и законных интересов участников гражданского оборота. Между тем в перспективе ожидается прямое законодательное закрепление возможности преобразования религиозных организаций в иные организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц. Подготовленный в рамках реформирования гражданского законодательства проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ <18> допускает преобразование религиозных организаций в общественные организации граждан, ассоциации (союзы) или в фонды. Что касается отмеченных проблем, то они не нашли у авторов этого документа должного внимания. -------------------------------- <18> Официальный сайт ВАС РФ: http://arbitr. ru/press-centr/news/31202.php.

Также нельзя не учитывать, что в единой, по сути, форме религиозных организаций в настоящее время создаются образования, имеющие с цивилистических позиций принципиальные различия во внутреннем устройстве, принципах управления и пр. К примеру, в соответствии с положениями гл. I Устава Русской Православной Церкви <19> Русская Православная Церковь (РПЦ) зарегистрирована в качестве юридического лица как централизованная религиозная организация. В ее структуру входят канонические подразделения: Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, Митрополичьи округа, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья, которые составляют Московский Патриархат. И Московская Патриархия, и указанные канонические подразделения РПЦ, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как религиозные организации. Для каждого вида подразделений предусмотрены особые правила, подлежащие обязательному соблюдению, поскольку религиозные организации в своей деятельности руководствуются не только законодательными нормами и положениями уставов, но и каноническими установлениями. -------------------------------- <19> http://www. patriarchia. ru

С точки зрения гражданского права преобразование канонического подразделения одного вида в другой вид не может рассматриваться как реорганизация юридического лица путем преобразования, поскольку необходимой для этого смены его организационно-правовой формы не происходит. Религиозная организация остается таковой. Между тем в настоящее время этот процесс квалифицируется именно как преобразование с решением вопросов о правопреемстве и с осуществлением соответствующей государственной регистрации <20>. -------------------------------- <20> См., например: Указ Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 8 сентября 2009 г. N 3366 "О преобразовании прихода церкви Рождества Богородицы села Пустынь в подворье Николо-Пешношского монастыря" // http://www. peshnoshamon. ru/?id=120.

Реорганизация религиозных организаций, входящих в структуру РПЦ, осложнена еще одной проблемой. Все движимое и недвижимое имущество, принадлежащее каноническим подразделениям РПЦ на праве собственности, одновременно признается собственностью РПЦ (гл. XV Устава РПЦ). Соответственно реорганизация религиозной организации - канонического подразделения РПЦ в форму, предполагающую выход из ее структуры, может стать основанием прекращения права собственности на имущество у РПЦ. В связи с этим высказывается мнение, что в подобных случаях речь можно вести только о ликвидации религиозной организации и создании новой, не входящей в структуру РПЦ <21>. -------------------------------- <21> См.: Игумен Силуан (Баранов). Субъекты права собственности религиозных организаций Русской Православной Церкви // http://www. bogoslov. ru/text/1684316.php.

Отмеченные проблемы - лишь незначительная часть тех, что возникают в процессе участия религиозных организаций в гражданско-правовых отношениях. Характер этих проблем с очевидностью свидетельствует, что поиск эффективных норм, регламентирующих статус религиозных организаций как юридических лиц, должен носить индивидуальный характер, учитывать их особые цели, сферу деятельности и присущие всем религиозным образованиям признаки.

Библиографический список

1. Аюшеева И. З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 2. Валявина Е. Ю. Религиозная организация как субъект гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 3. Игумен Силуан (Баранов). Субъекты права собственности религиозных организаций Русской Православной Церкви // http://www. bogoslov. ru/text/1684316.php. 4. Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. 5. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. 6. Овчинникова Ю. С. Религиозные организации как юридические лица // Субъекты гражданского права: Сб. статей / Под ред. Т. Е. Абовой. М., 2000. 7. Орлов А. В. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы Федерального закона "Об общественных объединениях" // Юрист. 2000. N 6. 8. Садков А. Н. Религиозные организации как субъекты гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. 9. Уткин Р. В. Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. Современная концепция и перспективы // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. N 5.

------------------------------------------------------------------

Название документа