Учредительные документы саморегулируемой организации медиаторов
(Калинина О. Е.) ("Право и экономика", 2013, N 12) Текст документаУЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАТОРОВ
О. Е. КАЛИНИНА
Калинина Ольга Евгеньевна, председатель правления Некоммерческого партнерства "Центр по содействию устойчивому развитию гражданского общества". Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин НОУ ВПО "Тульский институт управления и бизнеса имени Н. Д. Демидова". Юрист. Член Тульской Торгово-промышленной палаты. Кандидат педагогических наук. Основные направления научных исследований - проблемы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, вопросы инфраструктуры товарного рынка. Автор монографии "Некоммерческие организации как субъекты гражданского права", а также автор (соавтор) более 70 публикаций (статьи, книги, иные материалы).
Исследуются особенности учредительных документов саморегулируемых организаций. Рассматривается проблема определения эффективности действия правовых норм с учетом развития процедуры медиации в России.
Ключевые слова: медиация, саморегулируемые организации, учредительные документы.
Constituent documents of self-regulating organization of mediators O. E. Kalinina
In presented article the features of constituent documents of self-regulating organizations are investigated. The problem of definition of efficiency of action of rules of law taking into account development of procedure of mediation in Russia is considered.
Key words: mediation, self-regulating organizations, constituent documents.
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <1>, в котором под медиацией понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулировании споров с участием посредника (процедуре медиации)" (ред. от 23 июля 2013 г.) // Российская газета. 2010. N 168. 30 июля.
В зарубежной практике медиация имеет длительную историю и формировалась как междисциплинарный предмет исследования психологии, юриспруденции, теории управления. Сегодня в России медиация рассматривается как один из способов альтернативного разрешения правовых конфликтов - как трудовых и семейных споров, так и экономических. Торгово-промышленная палата России и более 20 территориальных палат, например Тульская торгово-промышленная палата, уже имеют коллегии посредников или медиаторов по организации примирительных процедур с участием посредника, которые активно работают с арбитражными судами. В целях разработки и установления стандартов профессиональной деятельности медиаторов, а также контроля над соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов (ст. 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). Организационно-правовыми формами саморегулируемых организаций медиаторов могут быть ассоциации (союзы) или некоммерческие партнерства как некоммерческие организации. Учредительными документами некоммерческих партнерств могут быть учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом. В учредительных документах должно быть указано: наименование некоммерческого партнерства, в котором содержится определение ее организационно-правовой формы; место нахождения некоммерческого партнерства в соответствии с местом государственной регистрации организации; порядок управления деятельностью, т. е. определение структуры органов некоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами; предмет и цели деятельности организации; филиалы и представительства организации с указанием их наименования, места нахождения; права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее (для некоммерческих организаций, основанных на членстве); источники формирования имущества некоммерческого партнерства, какими могут быть имущественные взносы учредителей, добровольные пожертвования третьих лиц, доходы от дозволенной предпринимательской деятельности и др.; порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческого партнерства; порядок внесения изменений в учредительные документы. В содержание учредительных документов некоммерческого партнерства могут быть включены и другие положения, не противоречащие законодательству [1]. Учредительным документом некоммерческого партнерства является устав, утвержденный его участниками. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с нею в гражданско-правовые отношения. Кроме того, участники некоммерческого партнерства вправе заключить учредительный договор. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Учредительный договор не является обязательным учредительным документом для некоммерческого партнерства, он заключается по желанию учредителей (участников) (ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 2 ноября 2013 г.)). Учитывая договорную природу учредительного договора, в нем участники обязуются создать организацию, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода участников из ее состава. В качестве учредителей могут выступать физические и юридические лица. Таким образом, учредителями некоммерческих партнерств могут быть любые субъекты гражданского права, однако в некоторых случаях к ним предъявляются дополнительные требования. Так, членами некоммерческого партнерства медиаторов могут быть только физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов. Основная функция общего собрания - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции высшего органа управления некоммерческого партнерства обычно относится решение следующих вопросов: изменение устава; определение приоритетных направлений деятельности некоммерческого партнерства по обеспечению проведения процедуры медиации, принципов формирования и использования его имущества; образование исполнительных органов некоммерческого партнерства и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации. В НП "Лига медиаторов" к функциям общего собрания членов партнерства относится еще и избрание ревизионной комиссии. Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческого партнерства и подотчетен ее высшему органу управления - общему собранию членов. Имущественной базой деятельности некоммерческого партнерства является имущество, образованное за счет взносов членов партнерства (ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Это имущество подразделяется на собственно имущество, обеспечивающее деятельность некоммерческого партнерства, и членские взносы участников. Закон не конкретизирует, какое именно имущество передается его членами некоммерческому партнерству. В связи с тем что партнерство основано на членстве, в составе имущества обычно выделяются членские взносы, которые возвращаются участнику при его выходе или исключении из состава партнерства, что предусматривается уставом НКО. Имущественный взнос (в том числе членский) может быть сделан в виде предоставления любого имущества в смысле ст. 128 ГК РФ: деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, работы и услуги и т. д. Практика свидетельствует, что чаще всего членские взносы уплачиваются деньгами, но допустимы и иные формы уплаты. Таким образом, некоммерческое партнерство может иметь в собственности любое имущество, не изъятое из оборота. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество. Специфической особенностью имущественных отношений в некоммерческом партнерстве, в отличие от прочих некоммерческих организаций, является то, что участники некоммерческого партнерства взамен права собственности на передаваемое при создании имущество приобретают имущественные права в отношении его. К имущественным правам относится: право получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов; право получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность [2]. При этом в ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" закреплена презумпция возникновения обязательственных прав в отношении переданного имущества. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства. Наличие имущества (собственного, арендованного) и размер ответственности по обязательствам, в свою очередь, влияют на организацию участков финансового и налогового учета (учет основных средств, материальных ценностей, обязательств, учет расчетов по налогам и сборам). У членов некоммерческого партнерства также имеются права корпоративного характера: право участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства. Это право реализуется его членами путем участия в общем собрании членов некоммерческого партнерства, которое является высшим органом управления некоммерческого партнерства; право получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства. Информацию о деятельности некоммерческого партнерства его члены вправе получать в порядке, установленном учредительными документами некоммерческого партнерства; право по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства. Указанное право на добровольный выход из некоммерческого партнерства является безусловным правом и не может быть ограничено в силу общего положения ст. 22 ГК РФ о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина. Что касается ответственности, то анализ уставов НКО, основанных на членстве, показал следующее: некоммерческая организация не несет ответственность за деятельность членов организации. В пункте 4 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" закреплено положение, согласно которому член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства. Например, в п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в качестве одного из оснований для прекращения членства в саморегулируемой организации медиаторов называется решение саморегулируемой организации медиаторов об исключении из ее членов медиатора в качестве меры дисциплинарного воздействия. Следовательно, данный вопрос не может решаться каким-либо органом некоммерческого партнерства. Так, анализ практики арбитражных судов показал, что решение совета некоммерческой организации об исключении из ее состава члена данной организации, принятое коллегиальным органом управления, признается незаконным, поскольку вынесено лицами, не уполномоченными на его принятие п. 4 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Итак, на основании ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческих партнерств по обеспечению проведения процедуры медиации вправе принять устав и заключить учредительный договор. Устав является обязательным учредительным документом некоммерческого партнерства, в котором должны быть сведения, которые предусмотрены законом: о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства; иные не противоречащие законодательству положения.
Список литературы
1. Калинина О. Е. Государственная регистрация некоммерческого партнерства // Право и экономика. 2013. N 3. 2. Лозовская С. О. Гражданско-правовой статус некоммерческих партнерств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 2. С. 24.
------------------------------------------------------------------
Название документа