Создание, регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций в российском банковском праве

(Ерпылева Н. Ю.) ("Законодательство и экономика", 2011, N 6) Текст документа

СОЗДАНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОМ БАНКОВСКОМ ПРАВЕ

Н. Ю. ЕРПЫЛЕВА

Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой международного частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Н. Ю. Ерпылева рассматривает актуальные вопросы деятельности российских кредитных организаций, связанные с их созданием, регистрацией и лицензированием. Проведенный автором анализ современного законодательства позволяет выявить особенности создания кредитных организаций как самостоятельных субъектов российской банковской системы и хозяйственного оборота.

Весомым результатом проводимых в России экономических реформ стало формирование не существовавшей ранее, абсолютно новой банковской системы, построенной на рыночных принципах разнообразия форм собственности, многообразия организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и полисистемного характера складывающихся между ними экономических взаимосвязей. Сама банковская система выступает как ключевое звено и краеугольный камень финансовой системы государства. Ее роль и значение в социально-экономическом развитии страны определяются теми макроэкономическими функциями, которые она выполняет и, прежде всего, функцией обеспечения стабильного и надежно функционирующего платежного механизма в государстве, который опосредует движение финансовых потоков и тем самым дает возможность осуществления всего объема экономической деятельности в государстве. Выполнение банковской системой имманентно присущих ей функций возможно только в условиях адекватного правового регулирования, которое выступает в этом контексте как содержательная форма функционирования банковской системы. При формулировании правовых норм требуется учитывать необходимость всеобъемлющего и всестороннего регулирования и банковской системы, и осуществляемой в ее рамках банковской деятельности, а для этого в первую очередь нужно учитывать базисную конфигурацию и элементную структуру банковской системы, которые, прежде всего, характеризуются полисубъектным составом. Основным элементом российской банковской системы выступает кредитная организация. В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 7 февраля 2011 г.) <1> кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ч. 1 ст. 1 Закона о банках). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2011. N 7. Ст. 905; Пулова Л. В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций // Банковское право. 2008. N 1.

Из данного определения следует, что российские кредитные организации как юридические лица по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями в виде хозяйственных обществ: общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерного общества (АО) в форме закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО) <2>. Наряду с Законом о банках и банковской деятельности правовой основой создания российских кредитных организаций, их государственной регистрации и лицензирования выступает Инструкция Центрального банка РФ от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (в ред. от 3 декабря 2010 г.) <3>. -------------------------------- <2> См.: Рыбакова С. Организационные формы юридических лиц (банков) в банковской системе России // Хозяйство и право. 2010. N 1. <3> Вестник Банка России. 2010. N 23; 73. Новая редакция Инструкции вступила в силу с 1 января 2011 г.

1. Учредители кредитной организации

Учредителями кредитной организации (КО) могут быть юридические и/или физические лица, участие которых в КО не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации (п. 2.1 Инструкции N 135-И). Учредитель КО - юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал КО, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Федерации и местным бюджетом за последние три года. Финансовое положение банка-учредителя должно определяться его отнесением к первой или второй классификационной группе согласно Указанию ЦБ РФ от 26 мая 2008 г. N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (в ред. от 5 августа 2009 г.) <4>. Финансовое положение небанковской кредитной организации-учредителя должно определяться в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния КО. При этом небанковская кредитная организация должна относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций. -------------------------------- <4> Вестник Банка России. 2008. N 28; 2009. N 55. Согласно данному Указанию к первой классификационной группе относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как "хорошие", а структура собственности в соответствии признается прозрачной либо достаточно прозрачной. Ко второй классификационной группе относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, в случае их неустранения способные привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

- капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной; - не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка) по совокупности за шесть и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала (п. п. 2.1 и 2.2 Указания N 2005-У). Финансовое положение КО-учредителя не может быть признано удовлетворительным, если кредитная организация не выполняет обязательные резервные требования Банка России и имеет просроченные денежные обязательства перед Банком России. Достаточность средств КО-учредителя определяется, исходя из показателя собственных средств (капитала) (п. 2.2.1 Инструкции N 135-И). КО-учредитель должна соответствовать вышеуказанным требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации КО и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации КО (п. 2.2.2). Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей КО - юридических лиц определяются Положением ЦБ РФ от 19 июня 2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" <5>. Согласно данному документу, если одно или несколько лиц, входящих в состав группы лиц (группы юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группы юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу), имеет намерение (имеют намерение) приобрести акции (доли) КО, оценка финансового положения осуществляется в отношении юридических лиц, оплачивающих акции (доли) КО (п. 4.1.1 Положения N 337-П). Финансовое положение юридического лица признается удовлетворительным при условии достаточности чистых активов (собственных средств) юридического лица и при отсутствии иных оснований для признания финансового положения юридического лица неудовлетворительным (п. 1.2). Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запрашивать у учредителей КО любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые учредителями КО (п. 2.3 Инструкции N 135-И). -------------------------------- <5> Вестник Банка России. 2009. N 45.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей КО - физических лиц определяются Положением ЦБ РФ от 19 июня 2009 г. N 338-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" <6>. Согласно данному документу оценка финансового положения физического лица, которое единолично или в составе группы юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, становится учредителем (участником) создаваемой путем учреждения КО, осуществляется в целях установления: -------------------------------- <6> Вестник Банка России. 2009. N 45.

- достаточности собственных средств (имущества) физического лица для приобретения акций (долей) КО в целях контроля за отсутствием фактов приобретения акций (долей) КО за счет привлеченных средств; - отсутствия оснований для отказа в приобретении акций (долей) КО в связи с неудовлетворительным финансовым положением физического лица. Финансовое положение физического лица признается удовлетворительным, если собственных средств (имущества) физического лица достаточно для приобретения акций (долей) КО и отсутствуют иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации для признания его финансового положения неудовлетворительным (п. 1.1 Положения N 338-П). Порядок контроля за оплатой акций (долей) КО за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливается Указанием ЦБ РФ от 14 августа 2002 г. N 1186-У "Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления" (в ред. от 15 декабря 2010 г.) <7>. Согласно данному документу Российская Федерация (федеральные органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени Российской Федерации права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателя акций (долей) КО за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, в случаях, предусмотренных Федеральными законами (п. 1). Субъекты Федерации (органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени субъектов Федерации права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателей акций (долей) КО за счет средств бюджетов субъектов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов, на основании соответствующего законодательного акта субъекта Федерации (п. 2). Муниципальные образования (органы местного самоуправления, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени муниципальных образований права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателей акций (долей) КО на основании решения органа местного самоуправления (п. 3). -------------------------------- <7> Вестник Банка России. 2002. N 54; 2011. N 2. Новая редакция настоящего Указания вступила в силу с 30 января 2011 г.

2. Документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций

Для государственной регистрации КО и получения лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через один месяц после заключения учредительного договора и утверждении устава КО в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью либо после заключения договора о создании и утверждения устава КО в форме акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой КО следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации КО и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа КО, по которому осуществляется связь с ней; 2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом; 3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия). Примерный Устав банка утвержден письмом ЦБ РФ от 15 апреля 1996 г. N 15-4-1/1342 <8>; -------------------------------- <8> Вестник Банка России. 1996. N 18.

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) КО, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава КО, а также кандидатуры для назначения на должности руководителя и главного бухгалтера КО. Порядок составления бизнес-плана КО и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России (см. Указание ЦБ РФ от 5 июля 2002 г. N 1176-У "О бизнес-планах кредитных организаций" (в ред. от 5 ноября 2009 г.) <9>); -------------------------------- <9> Вестник Банка России. 2002. N 39; 2009. N 63.

5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию КО и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании КО (госпошлина за государственную регистрацию КО взимается в размере 4000 руб. согласно п. 1 (1) ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (в ред. от 21 апреля 2011 г.) <10>; госпошлина за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка взимается в размере 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80000 руб. согласно пункту 1 (93) ст. 333.33 НК РФ); -------------------------------- <10> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2011. N 17. Ст. 2318. Новая редакция настоящего Кодекса вступила в силу с 27 апреля 2011 г.

6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами за последние три года; 7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал КО; 8) анкеты кандидатов на должности руководителя КО, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера КО, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала КО. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: - о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением КО, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; - о наличии (отсутствии) судимости (ст. 14 Закона о банках и банковской деятельности). К вышеупомянутым документам Инструкция N 135-И добавляет: - надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться КО; - документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении КО требований Положения ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (в ред. от 27 февраля 2010 г.) <11> (техническая укрепленность, охранно-пожарная и тревожная сигнализация и т. д.); -------------------------------- <11> Вестник Банка России. 2008. N 29-30; 2010. N 18.

- надлежащим образом заверенную копию документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание КО (если в соответствии с федеральными законами создание КО требует предварительного согласия федерального антимонопольного органа); - надлежащим образом заверенную копию документа, выдаваемого Министерством финансов РФ и подтверждающего согласование осуществления КО операций с драгоценными металлами, а также справку КО о наличии весоизмерительных приборов и разновесов; - документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций КО (при ходатайстве о государственной регистрации КО в форме акционерного общества); - полный список учредителей КО (п. 3.1.8 - 3.1.13 Инструкции N 135-И).

3. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал КО, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями КО. Уставный капитал КО, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей <12>. Вкладом в уставный капитал КО могут быть: -------------------------------- <12> См. работу, специально посвященную этому узкому вопросу: Кравцова С. Ю. Специфика правового регулирования уставного капитала банка // Государство и право. 1999. N 11. В российской науке банковского права отмечалось, что уставным капиталом организации называется количественная величина, которая представляет собой часть стоимости имущества в распоряжении организации, внесенного его учредителями и участниками, установленная в денежном выражении и определяющая количественно правомочия участников по отношению к организации. См.: Саперов С. А. Банковское право: теория и практика. М., 2003. С. 75.

- денежные средства в российской валюте; - денежные средства в иностранной валюте <13>; -------------------------------- <13> См.: Указание ЦБ РФ от 19 марта 1999 г. N 513-У "О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета" (в ред. от 18 декабря 2000 г.) // Вестник Банка России. 1999. N 7; 2000. N 70.

- принадлежащее учредителю КО на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором может располагаться КО; - принадлежащее учредителю КО на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения. Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал КО, должно быть оценено и отражено в балансе КО в валюте Российской Федерации. Вклад в уставный капитал КО не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами (п. п. 4.2 - 4.5 Инструкции N 135-И). Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал КО при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей. При оплате дополнительных акций КО имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) КО. Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал КО в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников КО. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций КО являются государство и (или) муниципальное образование, и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг КО, цены выкупа акций КО осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) КО, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ (таким органом выступает Федеральная антимонопольная служба). Величина денежной оценки имущества, осуществленной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) кредитной КО, не может быть выше величины оценки, осуществленной независимым оценщиком. Для формирования уставного капитала КО не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, - иное имущество. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения КО, не может превышать 20% цены размещения акций (долей в уставном капитале) (п. п. 4.6 - 4.9 Инструкции N 135-И) <14>. -------------------------------- <14> Постановление Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 335 "Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля" (в ред. от 1 июня 2010 г.) // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2800; 2010. N 23. Ст. 2845. Новая редакция настоящего Постановления вступила в силу с 15 июня 2010 г. Согласно данному документу стоимость активов по последнему балансу КО, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями (долями), активами КО или правами в отношении КО, установлена в размере 33 млрд. руб. (п. 3). Величина активов КО, приобретаемых лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа, установлена в размере 10% стоимости активов по последнему балансу КО (п. 5).

Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) КО требуют уведомления Банка России. Если участнику (группе участников) КО принадлежит свыше 1% акций (долей) КО (лицу передано в доверительное управление свыше 1% акций (долей) КО, Банк России должен быть уведомлен о любом последующем приобретении акций (долей) той же КО. Уведомление направляется в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью КО, в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения. Уведомление о приобретении свыше 1% акций (долей) КО при ее создании (увеличении уставного капитала) направляется приобретателем, доверительным управляющим либо уполномоченным лицом в территориальное учреждение Банка России по местонахождению КО в срок, не превышающий одного месяца с даты полной оплаты уставного капитала КО (п. п. 5.1, 5.2, 7.2, 17.4 Инструкции N 135-И). Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% акций (долей) КО требует предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) КО считается разрешенным. Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) КО при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) КО, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) КО, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) КО, в причинении убытков какой-либо КО при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) КО, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) (ч. ч. 8 - 10 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности). Более детально порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) КО установлен в Инструкции ЦБ РФ от 21 февраля 2007 г. N 130-И "О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации" (в ред. от 2 апреля 2010 г.) <15>. Согласно данному документу предварительное согласие Банка России на приобретение акций (долей) КО должно быть получено юридическим или физическим лицом либо группой лиц (далее - приобретатель) при приобретении, в том числе на вторичном рынке, и (или) получении в доверительное управление акций (долей) КО (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок, в том числе: -------------------------------- <15> Вестник Банка России. 2007. N 16; 2010. N 23. Новая редакция настоящей Инструкции вступила в силу с 1 января 2011 г.

- сделок, в результате которых акции (доли) КО окажутся в собственности приобретателей - акционеров (участников) КО; - сделок, в результате которых акции (доли) КО перейдут во владение или распоряжение иных лиц (группы лиц), включая приобретение более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества (хозяйственных обществ), оказывающего(оказывающих) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления КО; - конвертации эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции КО; - исполнения обязательств по опционам, решением о выпуске которых предусмотрено право их конвертации в акции КО; - распределения доли, принадлежащей КО, действующей в форме общества с ограниченной ответственностью, между участниками этой КО; - приобретения права собственности на акции (доли) КО в порядке правопреемства в результате реорганизации акционеров (участников) КО в формах присоединения, выделения, разделения, слияния; - внесения акций (долей) КО в уставный капитал юридических лиц, не являющихся КО. Предварительное согласие Банка России должно быть получено до момента совершения сделки (сделок), в результате которой (которых) юридическое или физическое лицо (группа лиц) окажется приобретателем акций (долей) КО. Банк России выдает приобретателю предварительное согласие, на основании которого приобретатель вправе приобретать акции (доли) КО в следующих размерах: - свыше 20%, но не более 25% акций КО (включительно); - свыше 20%, но не более одной трети долей КО (включительно); - свыше 25%, но не более 50% акций КО (включительно); - свыше одной трети, но не более 50% долей КО (включительно); - свыше 50%, но не более 75% акций КО (включительно); - свыше 50%, но не более двух третей долей КО (включительно); - свыше 75%, но менее 100% акций КО; - свыше двух третей, но менее 100% долей КО; - 100% акций (долей) КО (п. п. 1.1 - 1.3).

4. Порядок государственной регистрации кредитной организации

КО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 23 декабря 2010 г.) <16> с учетом установленного специального порядка государственной регистрации КО <17>. Решение о государственной регистрации КО принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании, реорганизации и ликвидации КО осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. (уполномоченным регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба РФ). Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За государственную регистрацию КО взимается государственная пошлина в размере 4000 руб. Лицензия на осуществление банковских операций КО выдается после ее государственной регистрации. КО имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. За предоставление лицензии при создании банка взимается государственная пошлина в размере 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80000 руб. (ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности). -------------------------------- <16> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2010. N 52 (ч. I). Ст. 7002. Новая редакция настоящего Закона вступила в силу с 7 января 2011 г. <17> См.: Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В. (отв. ред.) Банковское право: Учебник. М., 2010; Братко А. Г. Банковское право России: Учеб. пособие. М., 2003; Скороходова В. В. Государственная регистрация коммерческих банков и лицензирование банковской деятельности // Банковское право. 2009. N 2; Тосунян Г. А. Теория банковского права: В 2 т. М., 2004.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации <18>. Для государственной регистрации, создаваемой путем учреждения КО и получения лицензии на осуществление банковских операций, учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению КО документы, указанные в главе 3 Инструкции N 135-И. Срок рассмотрения документов не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением представленных документов. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения КО всех необходимых документов (п. п. 6.4 - 6.12 Инструкции N 135-И). -------------------------------- <18> Важнейшей характеристикой правового статуса юридического лица является его правоспособность. См.: Трофимов К. Проблемы правоспособности банка // Хозяйство и право. 2005. N 4.

Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации КО направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения КО все необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации. В сопроводительном письме указывается на необходимость направления уполномоченным регистрирующим органом сообщения о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации КО и свидетельства о государственной регистрации КО в территориальное учреждение Банка России по местонахождению КО, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа указанных документов направляет в Банк России (Департамент лицензирования) посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) уведомление о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации КО с указанием в нем основного государственного регистрационного номера КО и даты его присвоения. Одновременно в Банк России посредством почтовой связи направляются копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа, а также оригинал указанного выше уведомления. Банк России (Департамент лицензирования): - не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций КО и направляет посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России по ее местонахождению. В тот же срок в данное территориальное учреждение Банка России посредством почтовой связи направляется оригинал указанного уведомления; - не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации КО, ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров устава КО штамп с указанием даты государственной регистрации и основного государственного регистрационного номера, а также направляет в территориальное учреждение Банка России по местонахождению КО следующие документы: два экземпляра свидетельства о государственной регистрации КО по форме, установленной Банком России, и два экземпляра ее устава (п. п. 6.13 - 6.15 Инструкции N 135-И).

Порядок оплаты уставного капитала вновь созданной кредитной организации

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о КО уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала КО и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о КО в вышеупомянутый реестр. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации КО. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации КО. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала КО, Банк России в трехдневный срок выдает КО лицензию на осуществление банковских операций (ч. ч. 5 - 8 ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Сообщение о государственной регистрации КО публикуется в "Вестнике Банка России". Учредители КО должны оплатить 100% ее объявленного уставного капитала в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации КО. Документы КО, подтверждающие оплату 100% ее уставного капитала, хранятся в территориальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью данной КО (п. п. 6.17, 7.1, 7.8 Инструкции N 135-И).

Основания отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций

Отказ в государственной регистрации КО и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям: 1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя КО, главного бухгалтера и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России. Под несоответствием кандидатов этим квалификационным требованиям понимаются: - отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением КО, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением; - наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики; - совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации КО, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; - наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации КО, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ; - предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации КО, к КО, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя КО, требования о замене его в качестве руководителя КО в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 7 февраля 2011 г.) <19>; -------------------------------- <19> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2011. N 7. Ст. 907.

- несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России; - наличие иных оснований, установленных федеральными законами; 2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей КО или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами за последние три года; 3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации КО и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России; 4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики. Решение об отказе в государственной регистрации КО и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям КО в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ в государственной регистрации КО и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд. Под деловой репутацией в соответствии с настоящей статьей понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления КО (ст. 16 Закона о банках и банковской деятельности).

5. Порядок лицензирования деятельности кредитных организаций

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России <20>. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных КО лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестник Банка России") не реже одного раза в год. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная КО имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности). -------------------------------- <20> Банковская лицензия - это разрешение в форме индивидуально определенного документа Банка России, выданное банку или небанковской кредитной организации в подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым для осуществления указанных в нем банковских операций, и обязывающее к проведению этих операций. Признаками банковской лицензии являются: официальность, обязательность, бессрочность, индивидуальная определенность (персонифицированный характер лицензии), непередаваемость, единообразность. См.: Пыхтин С. В. Лицензирование банковской деятельности в Российской Федерации. М., 2005. С. 57, 58. О понятии банковской операции см.: Пыхтин С. Правовая природа банковских операций // Хозяйство и право. 2009. N 11; Резниченко А. Н. Юридическая природа банковской операции // Закон. 2010. N 11.

Виды лицензий, выдаваемых созданному путем учреждения банку

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций: - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков; - лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с предыдущей лицензией; - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (п. 8.2 Инструкции N 135-И).

Виды лицензий, выдаваемых созданной путем учреждения небанковской кредитной организации

Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций: - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО); - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции (НДКО) (п. 8.3 Инструкции N 135-И). Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала КО (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций КО в форме акционерного общества) является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций <21>. Если ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций предполагает предоставление создаваемому путем учреждения банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, дополнительным основанием для выдачи банку такой лицензии является представление им подтверждения о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка (п. 8.1 Инструкции N 135-И). -------------------------------- <21> См. об этом более подробно: Пыхтин С. В. Правовая природа лицензирования банковской деятельности // Банковское право. 2003. N 4.

При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала КО (а также при регистрации отчета об итогах первого выпуска акций КО в форме акционерного общества) и (если ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций предполагает предоставление создаваемому путем учреждения банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте) представления банком подтверждения о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в территориальное учреждение Банка России два экземпляра данной лицензии. Первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций может быть выдан Банком России председателю совета директоров (наблюдательного совета) КО или иному уполномоченному лицу, письменно подтвердившему получение указанного документа. Территориальное учреждение Банка России в течение трех рабочих дней направляет в КО или выдает под расписку председателю совета директоров (наблюдательного совета) КО или иному уполномоченному лицу первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций (если первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций не был выдан Банком России). Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о выдаче КО лицензии на осуществление банковских операций Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган. Реестр выданных КО лицензий на осуществление банковских операций подлежит публикации Банком России в "Вестнике Банка России" не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в данный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр (п. п. 8.4 - 8.6 Инструкции N 135-И) <22>. -------------------------------- <22> Как видно из вышеизложенного, в процессе государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций ключевая роль принадлежит территориальным учреждениям Банка России. См.: Нестерова Н. М. Региональная система Банка России: проблемы правосубъектности // Государство и право. 2007. N 5.

Виды лицензий, выдаваемых банку для расширения деятельности

Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий: - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков; - лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте; - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях; - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) или одновременно с ней; - генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные Банком России требования к размеру собственных средств (капитала) <23>. Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии. КО, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. КО, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации <24> (п. 14.1 Инструкции N 135-И). -------------------------------- <23> Согласно части 3 ст. 11.2 Закона о банках и банковской деятельности генеральная лицензия может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн. руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии. См.: Буркова А. Значение генеральной банковской лицензии для банка // Банковское право. 2009. N 5. <24> По мнению Л. Г. Ефимовой, лицензии, выдаваемые вновь созданным путем учреждения КО, называются первичными. Лицензии, выдаваемые в порядке расширения деятельности КО, предоставляются тем действующим КО, которые желают увеличить круг выполняемых ими банковских операций, и именуются вторичными. См.: Павлодский Е. А. (ред.) Кредитные организации в России: правовой аспект. М., 2006. С. 46 - 47 (автор раздела - Л. Г. Ефимова).

Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в пунктах 3 - 5, могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в пунктах 3 и 4, могут быть выданы также банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, и соответствующему требованиям, согласно которым банк должен иметь собственные средства (капитал) в размере, установленном статьей 36 Закона о банках и банковской деятельности, а также раскрыть неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка <25>. РНКО и НДКО могут расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций (п. п. 14.4 и 14.5 Инструкции N 135-И) <26>. -------------------------------- <25> Согласно части 4 ст. 36 Закона о банках и банковской деятельности право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если: - размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3600 млн. руб.; - банк соблюдает обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка. <26> Настоящая статья подготовлена при поддержке СПС "КонсультантПлюс".

Библиография

Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В. (отв. ред.) Банковское право: Учебник. М., 2010. Братко А. Г. Банковское право России: Учеб. пособие. М., 2003. Буркова А. Значение генеральной банковской лицензии для банка // Банковское право. 2009. N 5. Кравцова С. Ю. Специфика правового регулирования уставного капитала банка // Государство и право. 1999. N 11. Нестерова Н. М. Региональная система Банка России: проблемы правосубъектности // Государство и право. 2007. N 5. Павлодский Е. А. (ред.) Кредитные организации в России: правовой аспект. М., 2006. Пулова Л. В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций // Банковское право. 2008. N 1. Пыхтин С. В. Лицензирование банковской деятельности в Российской Федерации. М., 2005. Пыхтин С. В. Правовая природа лицензирования банковской деятельности // Банковское право. 2003. N 4. Резниченко А. Н. Юридическая природа банковской операции // Закон. 2010. N 11. Рыбакова С. Организационные формы юридических лиц (банков) в банковской системе России // Хозяйство и право. 2010. N 1. Саперов С. А. Банковское право: теория и практика. М., 2003. Скороходова В. В. Государственная регистрация коммерческих банков и лицензирование банковской деятельности // Банковское право. 2009. N 2. Тосунян Г. А. Теория банковского права: В 2 т. М., 2004. Трофимов К. Проблемы правоспособности банка // Хозяйство и право. 2005. N 4.

------------------------------------------------------------------

Название документа