К вопросу становления административно-правового статуса саморегулируемых организаций

(Слаутина Ю. И.) ("Безопасность бизнеса", 2011, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ <*>

Ю. И. СЛАУТИНА

-------------------------------- <*> Slautina Yu. I. On the issue of formation of administrative-law status of self-regulated organizations.

Слаутина Юлия Ивановна, Северо-Кавказский филиал Российской академии правосудия.

Данная статья посвящена становлению административно-правового статуса саморегулируемых организаций. Автор считает необходимым унификацию и совершенствование норм, касающихся приобретения правового статуса саморегулируемых организаций и их правового положения.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, административно-правовой статус.

The present article is devoted to formation of administrative-law status of self-regulated organizations. The author believes it necessary to unify and improve the norms related to acquisition of legal status of self-regulated organizations and legal status thereof.

Key words: self-regulated organization, administrative-law status.

Идея передачи ряда функций от государства к саморегулируемым организациям - это составная часть административных реформ, проводимых в 2003 - 2004 и 2006 - 2010 гг. В результате указанных реформ саморегулируемым организациям (далее - СРО) планируется постепенно передавать отдельные государственные функции в связи с отменой лицензирования отдельных видов деятельности, упрощением разрешительных процедур, а также возложить на эти организации некоторые контрольные и надзорные функции <1>. Предполагается, что в результате реализации мероприятий административной реформы должны быть сформированы сильные и эффективные институты саморегулирования, которым может быть передана часть функций, исполняемых сейчас государством <2>. -------------------------------- <1> Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 30 Ст. 3046; распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (ред. от 10.03.2009) "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 46 Ст. 4720; 2009. N 12 Ст. 1429. <2> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (ред. от 10.03.2009) "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 46 Ст. 4720; 2009. N 12 Ст. 1429.

Необходимо отметить, что мнения ученых о целесообразности внедрения предложения о передаче полномочий на предоставление государственных услуг СРО разделились. Одни из них настаивают на успешности выполнения негосударственными организациями таких функций <3>, а другие (и таких большинство) с опаской относятся к возможности такого нововведения <4>. Однако, на наш взгляд, передача этих полномочий - очень весомый и значительный шаг вперед к взаимодействию государства с обществом. Безусловно, необходимо продуманно обеспечить эффективную реализацию данного предложения. Из этого вытекает вопрос о становлении административно-правового статуса СРО. -------------------------------- <3> Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Автономов А. С., Бачило И. Л., Гришковец А. А. и др. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 87; Сухарева Н. В. Реализация функций органов исполнительной власти в отношениях с саморегулируемыми организациями (СРО) // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 80 - 82; Терещенко Л. К. Функция государственных услуг // Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 49. <4> Калмыкова А. В. Функция государственного контроля // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 57 - 58; Саморегулирование по-русски // Законодательство и экономика. 2004. N 3. С. 32; Тихомиров Ю. А. Административная реформа: взаимоотношения власти и бизнеса // Административное право и процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л. Л. Попов и М. С. Студеникина. М.: Юристъ, 2004. С. 18; Хабриева Т. Я., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина и Т. Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 15.

По замыслу "пионеров" создания СРО саморегулирование - это инструмент против чиновничьего произвола и коррупции, бюрократизации российской экономики и создание основ для формирования гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности <5>. -------------------------------- <5> Федосеев В. В. Саморегулирование - инструмент против чиновничьего произвола и коррупции. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Россия находится в начальной стадии проработки процесса саморегулирования. Эта непроработанность дает основания полагать, что не исключены попытки махинаций в этой сфере. До тех пор пока не будет определены механизм выплат страховых взносов и гражданская ответственность, вероятно появление пирамид-однодневок, созданных исключительно для получения прибыли, главной целью которых является внесение компаниями-участниками денежных средств по уставу, после чего учредители исчезают вместе с компенсационным фондом. На сегодняшний день модель обязательного саморегулирования введена в шести законах в отношении арбитражных управляющих; оценщиков; аудиторов и аудиторских организаций; строительных, проектных и изыскательских организаций; субъектов, осуществляющих энергетическое обследование, и ревизионных союируемой организации; 2) применения мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных действующим законодательством и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; 3) образования третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах; 4) осуществления анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации; 5) представления интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; 6) организации профессионального обучения, аттестации работников - членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами; 7) обеспечения информационной открытости деятельности своих членов, опубликования информации об этой деятельности в порядке, установленном настоящим законодательством и внутренними документами саморегулируемой организации; 8) осуществления контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; 9) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Ответственность является обязательным звеном административно-правового статуса, следовательно, установление юридической ответственности за нарушения законодательства РФ "О саморегулируемых организациях" является необходимым условием его эффективного применения. При этом вопрос о юридической ответственности в области саморегулирования является одним из наименее разработанных в правовой науке, а также недостаточно регламентированным в законодательстве. Таковы некоторые особенности развития института саморегулируемых организаций в России в части становления административно-правового статуса СРО. Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующий вывод: российское законодательство не в полной мере конкретизирует правовой статус СРО, что приводит к противоречивости содержания различных нормативных правовых актов, а также вызывает затруднения в определении вопроса об ответственности СРО, поэтому оно нуждается в совершенствовании. В заключение необходимо отметить, что в научной литературе постоянно обсуждается вопрос об унификации норм, касающихся приобретения правового статуса саморегулируемых организаций, их правового положения и т. д. Вместе с тем на практике мы наблюдаем многообразие саморегулируемых организаций, чья деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в которых отражены особенности создания и деятельности той или иной саморегулируемой организации. Представляется, что на данном этапе функционирования института саморегулирования вопрос об однообразном подходе к освещению вопросов создания и деятельности саморегулируемых организаций характеризуется сложностью и неоднозначностью. В итоге дальнейшему совершенствованию механизма повышения ответственности СРО должны способствовать принятие новых правовых актов и изменение действующих в сфере саморегулирования, которые более четко определят ответственность и взаимоотношения СРО с органами власти.

------------------------------------------------------------------

Название документа