Интеллектуальные права публично-правовых образований

(Ситдикова Л. Б., Крылова Е. Б.) ("Юрист", 2011, N 12) Текст документа

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Л. Б. СИТДИКОВА, Е. Б. КРЫЛОВА

Ситдикова Любовь Борисовна, доктор юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

Крылова Елена Борисовна, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

В статье анализируются вопросы участия публично-правовых образований в правоотношениях, возникающих в сфере интеллектуальных прав. Авторы отмечают, что отдельным способом возникновения интеллектуальных прав публично-правовых образований является возникновение прав данных образований на единую технологию.

Ключевые слова: интеллектуальные права, публично-правовые образования, правосубъектность, единая технология.

Intellectual rights of public-law formations L. B. Sitdikova, E. B. Krylova

The article analyses the issues of participation of public-law formations in legal relations arising in the sphere of intellectual rights. The authors note that the separate way of arising of intellectual rights of public-law formations is the arising of rights of these formations to a uniform technology.

Key words: intellectual rights, public-law formations, juridical personality, uniform technology.

В советский период М. И. Брагинский отмечал, что "государство в лице конкретного государственного образования или административно-территориальной единицы выступает носителем авторских прав крайне редко" <1>. Аналогичную точку зрения мы встречаем и в современной литературе. Так, по свидетельству Е. А. Суханова, "участие Российской Федерации или ее субъектов в правоотношениях в сфере исключительных прав носит характер исключения" <2> и обусловлено в основном прямым бюджетным финансированием создания патентоспособных объектов по государственному заказу (в сфере патентного права). -------------------------------- <1> Участие Советского государства в гражданских правоотношениях / М. И. Брагинский. М.: Юрид. лит., 1981. С. 118. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <2> См.: Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 389 (автор главы - Е. А. Суханов).

Безусловно, участие публично-правовых образований в правоотношениях по поводу интеллектуальных прав, так же как и иных разновидностях гражданских правоотношений, обусловлено спецификой гражданской правосубъектности рассматриваемых образований, носителями которой они являются, вступая в гражданский оборот. Это означает направление вектора их правосубъектности при вступлении в данные правоотношения исключительно на удовлетворение публичных потребностей. Между тем со вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвертой ГК РФ возможности публично-правовых образований как субъектов интеллектуальных прав существенным образом расширились и трансформировались путем усиления правовой регламентации на данном участке общественных отношений. Поэтому, по нашему мнению, необходимо провести классификацию видов интеллектуальных прав, носителями которых могут выступать публично-правовые образования, и оснований их возникновения. Не вызывает сомнения, что публично-правовые образования могут быть субъектами интеллектуальных прав на различные объекты интеллектуальной собственности. Следует отметить, что исходя из содержания ст. 124 и ст. 1226 ГК публично-правовым образованиям, как и юридическим лицам, могут принадлежать прежде всего имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности. Исходя из анализа части четвертой ГК РФ, следует выделить следующие способы возникновения у публично-правовых образований интеллектуальных прав. Первый из возможных способов возникновения у публично-правовых образований интеллектуальных прав заключается в возникновении данных прав в связи с исполнением государственного или муниципального контракта. Интеллектуальные права публично-правовых образований могут возникнуть на следующие объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту: - произведения науки, литературы и искусства (ст. 1298); - изобретение, полезная модель, промышленный образец (ст. 1373); - селекционные достижения (ст. 1432); - топологии интегральных микросхем (ст. 1464); - секрет производства (ноу-хау) (ст. 1471). В названных статьях ГК РФ предусмотрено общее правило закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Общая формула такова: исключительные права принадлежат исполнителю (лицу, выполняющему государственный или муниципальный контракт), если иное не установлено в самом контракте. В контракте, в свою очередь, могут быть предусмотрены следующие варианты принадлежности интеллектуальных прав: - права могут закрепляться за публично-правовым образованием; - права могут закрепляться за публично-правовым образованием и исполнителем совместно. Второй вариант закрепления прав представляет собой, по мнению автора, очередной шаг в нормативно-правовом обеспечении публично-частного партнерства. Отметим, что действовавший ранее Патентный закон РФ не предусматривал подобного способа регулирования. Согласно мнению, высказанному М. Ю. Челышевым <3>, в рассмотренных статьях ГК РФ законодатель использует специальный прием, определяющий субъектный состав соответствующих правоотношений, суть его в том, что среди довольно традиционной триады субъектов "заказчик - исполнитель - автор и иные правообладатели", которая характерна для отдельных отношений, возникающих в сфере интеллектуальной собственности (отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, отношения, связанные с созданием сложного объекта, подпадающие под ст. 1240 ГК РФ), предпочтение при оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности законодательно отдается исполнителю. -------------------------------- <3> Челышев М. Ю. О правах публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности // Гражданское право. 2008. N 3. С. 27 - 31.

Следует отметить, что случаи, когда интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности публично-правовые образования оставляют за собой, установлены посредством как законодательного, так и подзаконного регулирования. Так, Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности" <4> наделяет федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, обязанностью предусматривать в указанных контрактах условия о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау) (далее - результаты научно-технической деятельности) за Российской Федерацией в случае, если: -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2242.

- результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота; - Российская Федерация приняла на себя финансирование работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения; - результаты научно-технической деятельности непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации; - исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности. Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" <5> на государственных заказчиков по государственным контрактам и договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд возложено при закреплении за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при реализации указанных государственных контрактов и договоров, распоряжение этими правами от имени Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что публично-правовые образования являются носителями интеллектуальных прав непосредственно и права и обязанности, вытекающие из исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, принадлежат не государственному или муниципальному заказчику или органу, наделенному правом распоряжения указанными правами от имени публично-правового образования, а непосредственно публично-правовому образованию. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.

Вопрос о возможности включения публично-правовых образований в состав субъектов прав на ноу-хау заслуживает отдельного рассмотрения. С одной стороны, из анализа ст. 1471 ГК РФ, а также в силу подзаконного регулирования указанными выше постановлениями Правительства РФ публично-правовые образования признаются субъектами права на ноу-хау. На современном этапе в ст. 1465 ГК под секретом производства (ноу-хау) понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. С другой стороны, публично-правовые образования в доктрине традиционно рассматриваются в качестве субъектов отношений, связанных со служебной и государственной тайной. Что же касается коммерческой тайны, то здесь они выступают лишь конфидентами коммерческой тайны при предоставлении соответствующей информации ее владельцем и не обладают фактической монополией на составляющую ее информацию. Одновременно при попадании такой информации к указанным субъектам режим коммерческой тайны изменяется, трансформируясь в режим служебной тайны или государственной тайны. В последнем случае коммерческая тайна прекращает свое существование. Исходя из этого, О. А. Потрашкова делает вывод, что публично-правовые образования не могут являться обладателями прав на коммерческую тайну, включая ноу-хау <6>. Очевидно, в целях разрешения данной коллизии необходимо отдельное исследование проблемы соотношения ноу-хау, государственной и служебной тайны. -------------------------------- <6> Потрашкова О. А. Права на секреты производства (ноу-хау). М.: Юрайт, 2008.

Вторым способом возникновения у публично-правовых образований прав на результаты интеллектуальной деятельности является приобретение данных прав обычными, "общегражданскими" способами, одинаковыми с остальными субъектами гражданских правоотношений, - путем совершения и исполнения лицензионного договора и договора об отчуждении исключительного права, а также в порядке наследования. Отметим особо, что в порядке наследования публично-правовое образование вправе приобрести не только право на результаты интеллектуальной деятельности, но и на средства индивидуализации товаров. Имущественные права, в том числе исключительное право, которое в силу прямого указания закона признано в качестве имущественного в ст. 1226 ГК РФ, входят в родовое понятие имущества, даваемое ст. 128 ГК РФ. Имущество, а значит, и имущественные права могут переходить по наследству, кроме того, возможность перехода в порядке универсального правопреемства, включая наследование, исключительного права на результат интеллектуальной деятельности закреплена в ст. 1241 ГК РФ. Согласно справедливому высказыванию Ю. Т. Гульбина, "поскольку имущественные права, в том числе на товарные знаки, могут передаваться по наследству, то это и может произойти в соответствии со ст. 1116 ГК РФ, согласно которой к наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации. Кроме того, РФ может быть призвана к наследованию по закону при выморочном имуществе" <7>. -------------------------------- <7> Гульбин Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007.

Интересен вопрос наследования публично-правовыми образованиями авторских прав. Ранее п. 2 ст. 27 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" <8> было установлено, что при отсутствии указаний лица, на которое автор возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти, охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось. В настоящее время данные отношения регулируются ст. 1267 ГК РФ, согласно п. 2 которой охрана осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. -------------------------------- <8> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.

Таким образом, публично-правовые образования осуществляют охрану в случае наследования ими исключительного права на произведение в порядке, установленном законодательством о наследовании. В-третьих, следует выделить такой способ возникновения у публично-правовых образований прав на результаты интеллектуальной деятельности, как создание подобных результатов в порядке исполнения служебного задания. М. Ю. Челышев делает вывод, что в случае, когда речь идет об исполнении служебного задания в государственных и муниципальных организациях (учреждениях и др.), "исключительные права на РИД принадлежат публично-правовому образованию в лице соответствующих организаций" <9>. В данном случае по общему правилу (ст. 1295, ст. 1370 и др. ГК РФ) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит государственному или муниципальному учреждению, предприятию как работодателю и самостоятельному субъекту интеллектуальных прав. В то же время принадлежность интеллектуальных прав государственным и муниципальным юридическим лицам, по нашему мнению, означает одновременную их принадлежность публично-правовому образованию - учредителю ввиду следующего. В силу п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В силу абз. 2 п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, согласно п. 1 которой казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. -------------------------------- <9> Челышев М. Ю. Указ. раб. С. 27 - 31.

Согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Таким образом, в случае приобретения государственными или муниципальными юридическими лицами исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, полученный в порядке исполнения служебного задания, в силу ст. 128 ГК РФ входящего в качестве имущественного права в состав имущества указанных лиц, данное имущественное право в составе имущества такого юридического лица автоматически поступает соответственно в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования. В-четвертых, отдельным способом возникновения интеллектуальных прав публично-правовых образований, требующим особого рассмотрения, является возникновение прав данных образований на единую технологию. ГК РФ в ст. 1542 определяет, что единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с ГК РФ, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере. В состав единой технологии факультативно могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране, в том числе технические данные, другая информация. Статьей 1543 ГК РФ сужена сфера применения правил гл. 77 ГК РФ о праве на единую технологию, которая ограничена, с одной стороны, отношениями, связанными с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, а с другой - источником и способом финансирования за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий. На основе анализа легального определения единой технологии можно выделить следующие признаки единой технологии: 1. Единая технология - результат научно-технической деятельности. При этом деятельность по созданию единой технологии носит творческий характер, и ее можно рассматривать как результат интеллектуальной, творческой деятельности в указанной сфере. 2. Единая технология относится к числу сложных объектов, поскольку в ее состав в том или ином сочетании входят несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, которые при этом не теряют своего самостоятельного значения в качестве объектов интеллектуальных прав. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с ГК РФ. 3. Единая технология должна быть выражена в объективной форме. Поскольку единая технология имеет нематериальный (идеальный) характер, для получения правовой охраны единая технология, как и входящие в нее результаты интеллектуальной деятельности, должна быть выражена в объективной форме. 4. Единая технология должна быть практически применимой в гражданской или военной сфере.

------------------------------------------------------------------

Название документа