Временная администрация как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций

(Сергеева Э. В.) ("Юрист", 2011, N 12) Текст документа

ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК МЕРА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Э. В. СЕРГЕЕВА

Временная администрация является одной из мер по предупреждению банкротства кредитной организации, осуществляемой в досудебном порядке. Это наиболее часто применяемая мера по предупреждению несостоятельности кредитной организации. Временная администрация является специальной мерой, обладающей рядом особенностей, одной из которых является специальный характер, носящий в отличие от других мер по предупреждению принудительный характер, поскольку осуществляется под контролем ЦБ РФ.

Ключевые слова: меры по предупреждению банкротства кредитной организации, восстановление платежеспособности кредитной организации, банковский надзор, ограничение, приостановление функций исполнительных органов кредитной организации, основания для отзыва у кредитной организации лицензии.

Temporary administration as a measure of prevention of bankruptcy of credit organizations Eh. V. Sergeeva

Temporary administration is one of measures of prevention of bankruptcy of credit organization effectuated in pre-judicial procedure. This is the most often applied measure of prevention of insolvency of credit organization. Temporary administration is a special measure which has a number of peculiarities, one of which is the special character of preventive nature as distinct from other measures as it is effectuated under control of the Central Bank of Russia.

Key words: measures of prevention of bankruptcy of credit organization, recovery of paying capacity, banking supervision, limitation, suspension of functions of executive agencies of credit organization, grounds for recall of license of credit organization of license.

Временная администрация является досудебной мерой по предупреждению банкротства кредитной организации в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - ФЗ). Это наиболее часто применяемая мера по предупреждению несостоятельности кредитной организации. Временная администрация является специальной мерой, носящей в отличие от других мер по предупреждению принудительный характер. Собственно, это является одной из особенностей временной администрации, так как вся процедура проводится под контролем ЦБ РФ <1>. Более того, временная администрация назначается по решению ЦБ РФ, у кредитной организации отсутствует возможность добровольного применения этой меры, самостоятельность кредитной организации практически исключается. Назначение временной администрации влечет ограничения, а при наличии определенных обстоятельств и приостановление полномочий исполнительных органов кредитной организации. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ч. 1 ст. 16 // СПС "КонсультантПлюс".

Основной целью назначения временной администрации является восстановление платежеспособности, создание работоспособного результативного управленческого механизма. Задачами временной администрации являются выявление и устранение нарушений в деятельности кредитной администрации. Назначение временной администрации как одна из мер по предупреждению банкротства кредитной администрации осуществляется при наличии оснований, предусмотренных ст. 17 ФЗ, а также возможность назначения временной администрации предусмотрена ст. 75 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <2>. Эти основания формально можно разделить на экономические и административные. -------------------------------- <2> Михайленко И. С. Временная администрация по управлению кредитной организацией // СПС "КонсультантПлюс".

Причем необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 74 ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" временная администрация назначается как санкция за нарушение кредитной организацией законодательства, неисполнение которого создало реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). В этом случае экономических оснований не требуется. ЦБ РФ может принять решение о назначении временной администрации в кредитную организацию при наличии одного или в совокупности критериев, указанных в ст. 17 ФЗ. Временная администрация является реабилитационной мерой, поскольку направлена на восстановление платежеспособности или установление признаков банкротства. Перечень оснований для введения временной администрации является исчерпывающим. К этим основаниям относятся: 1) неспособность удовлетворить требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации <3>. Данное основание сопоставимо с общим основанием, указанным в ст. 4 ФЗ, хотя является более жестким. Критерий "неплатежеспособности" относится к числу экономических. Кроме того, наличие этого основания после принятия решения о приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации может быть поводом для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев <4>; -------------------------------- <3> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", п. 1 ч. 1 ст. 17; Положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией", п. 1.3 // СПС "КонсультантПлюс". <4> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ч. 1 ст. 26 // СПС "КонсультантПлюс".

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России <5>. Данный критерий является экономическим и связан с нарушением дисциплины обязательных нормативов, указанных ЦБ РФ, и требований, которые предъявляются к показателям финансовой отчетности кредитной организации <6>. По сравнению с общими основаниями, указанными в ст. 4 ФЗ для осуществления мер по предупреждению банкротства, где определен максимальный порог снижения собственных средств в размере 20%, для назначения временной администрации этот уровень установлен в 30%. Более жесткие требования для назначения временной администрации по сравнению с общими основаниями для применения мер по предупреждению банкротства связаны с тем, что положение кредитной организации является наиболее критическим и требует применения принудительных мер; -------------------------------- <5> Там же. П. 2 ч. 1 ст. 17. <6> Михайленко И. С. Временная администрация по управлению кредитной организацией // СПС "КонсультантПлюс".

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов - нарушение нормативов текущей ликвидности. Также относится к экономическим критериям <7>. Норматив текущей ликвидности банка определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней (Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков"). Как и в предыдущем основании для временной администрации, предъявляются более жесткие требования. Для применения мер по предупреждению по ст. 4 ФЗ абсолютный порог снижения нормативов текущей ликвидности более 10%, а для временной администрации - 20%; -------------------------------- <7> Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П // Вестник Банка России. 2004. N 28.

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок. Данное основание относится к числу административных критериев. ЦБ РФ вправе потребовать от кредитной организации выполнения требований и мероприятий, необходимых для устранения нарушений и восстановления интересов кредиторов (вкладчиков). В случае неисполнения указанных требований Банк России вправе принять решение о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией <8>; -------------------------------- <8> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 74 // Российская газета. N 127. 2002.

5) наличие в соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Перечень оснований предусмотрен ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности". Поскольку временная администрация является специальным органом, то законодательством устанавливается особый порядок назначения временной администрации. Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора Банка России. Функции временной администрации могут быть возложены на Агентство по страхованию вкладов <9>. Для принятия этого решения территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации и Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России направляют ходатайство в Банк России о назначении временной администрации. Проект приказа об этом подготавливает Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. Ходатайство должно содержать информацию о кредитной организации; должны быть названы основания для назначения временной администрации, сведения о финансовом состоянии кредитной организации с учетом результатов последних тематических и комплексных проверок, оценки выявленных в деятельности кредитной организации нарушений и результатов устранения нарушений, по которым к кредитной организации ранее применялись меры воздействия; предложение о сроке действия временной администрации, причем возможный срок введения временной администрации не может превышать 6 месяцев; предложение о составе временной администрации: о кандидатурах руководителя временной администрации, заместителя руководителя временной администрации (при необходимости), членов временной администрации; причем члены временной администрации могут не являться служащими Банка России и Агентства по страхованию вкладов; предложение о полномочиях временной администрации и полномочиях исполнительных органов кредитной организации (об ограничении либо о приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации); перечень банков-корреспондентов кредитной организации; другие данные, которые территориальное учреждение Банка России и (или) Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России признают существенными для обоснования своего ходатайства о назначении временной администрации. -------------------------------- <9> Положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией", п. 2.1, п. 2.6 // Вестник Банка России. 2004. N 28.

Банк России издает приказ о назначении временной администрации, который подписывает Председатель Банка России или его заместитель, возглавляющий Комитет банковского надзора. Статья 17 ФЗ N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" устанавливает право и обязанность назначения временной администрации. Банк России вправе назначить временную администрацию при наличии экономических и административных критериев, о которых было сказано выше. Обязанность Банка России ввести временную администрацию возникает в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не позднее дня, следующего за днем отзыва лицензии. В случае такой обязанности деятельность временной администрации подчинена иным целям, чем предупреждение банкротства. Задача деятельности временной администрации при отзыве лицензии не только финансовое оздоровление, но и обеспечение сохранности имущества, выявление признаков банкротства. Назначение временной администрации связано с самостоятельностью исполнительных органов кредитной организации, которая может касаться принятия управленческих решений в распоряжении имуществом кредитной организации. Установление пределов самостоятельности может заключаться в ограничении или в приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации. Введение временной администрации независимо от ограничения или от приостановления функций исполнительных органов кредитной организации устанавливает универсальные функции, к которым относятся: - обследование кредитной организации; - участие или разработка мероприятий по финансовому оздоровлению, организация и контроль за их исполнением. Ограничение полномочий исполнительных органов предоставляет для временной администрации следующие функции: - участие в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контроль за их исполнением и обеспечение доведения до сведения учредителей (участников), кредиторов и должников кредитной организации приказа Банка России о назначении временной администрации; - контроль за распоряжениями кредитной организации по сделкам, связанным с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом; связанным с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента от балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, размещением в депозиты, пролонгацией кредитов, займов, депозитов, учетом векселей, с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных ценных бумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления; с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами либо с лицами, в отношении которых кредитная организация в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является заинтересованным лицом, либо с лицами, в отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами, которые имеют возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации <10>. -------------------------------- <10> Там же. П. 4.5.

В сравнении с ограничением приостановление функций исполнительных органов кредитной организации сохраняет более широкий круг полномочий исполнительных органов: - реализация полномочий исполнительных органов кредитной организации; - проведение обследования кредитной организации; - установление наличия оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"; - разработка мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, организация и контроль их исполнения; - принятие мер по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации; - установление кредиторов кредитной организации и размеров их требований по денежным обязательствам; - принятие мер по взысканию задолженности перед кредитной организацией; - обращение в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации; - иные функции в соответствии с федеральными законами. Осуществление этих полномочий влечет возложение на временную администрацию управленческих функций, направленных на сохранение имущества, восстановление "платежеспособности" кредитной организации. Самостоятельность исполнительных органов при приостановлении полномочий связана с необходимостью получения согласия Совета директоров на совершение сделок, связанных: - с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом; - с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления <11>. Также Совет директоров вправе расширить своим решением полномочия временной администрации по распоряжению имуществом кредитной организации. Приостановление полномочий исполнительных органов влечет запрет на принятие решений по вопросам собственной компетенции, остальные органы управления обязаны согласовывать свои решения с временной администрацией. В том случае, когда должностные лица органов управления воспрепятствуют осуществлению функций временной администрации либо создают условия, нарушающие нормальную деятельность временной администрации, руководитель временной администрации обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации. -------------------------------- <11> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ст. 22 // СПС "КонсультантПлюс".

При наличии оснований для отзыва у кредитной организации лицензии временная администрация направляет в Банк России, в том числе в территориальное учреждение Банка России, ходатайство об отзыве лицензии. Для выполнения своих функций временная администрация в лице своего руководителя распоряжается имуществом кредитной организации, а также имуществом, находящимся у кредитной организации в связи с осуществлением ею профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в доверительном управлении, а также проводит анализ финансовых операций <12>. -------------------------------- <12> Положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией", п. 5.3 // Вестник Банка России. 2004. N 28.

Как при ограничении, так и при приостановлении руководитель временной администрации исполняет предписания Банка России об устранении выявленных нарушений. Выполнение функций временной администрации при приостановлении условно можно классифицировать на управленческие и направленные на сохранение имущества и восстановление финансового состояния кредитной организации. К числу управленческих относится, например, назначение представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, получение от руководителя, других работников, а также иных лиц необходимой информации и документов, касающихся деятельности кредитной организации. Ко второй группе функций относится, например, предъявление от имени кредитной организации исков в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, обращение от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных в течение 3 лет со дня назначения временной администрации, недействительными, если эти сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Временная администрация обязана представлять отчет о своей деятельности в соответствии с Положением N 279-П в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитной организации Банка России и в территориальное учреждение Банка России ежемесячно и ежедекадно. Эти сроки могут быть изменены территориальным учреждением Банка России. Информация об этом направляется в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитной организации Банка России в течение 2 рабочих дней после принятия решения об изменении сроков. Прекращение деятельности временной администрации осуществляется по приказу Банка России по истечении срока ее деятельности. Досрочное прекращение возможно в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; а также в случае невозможности обеспечения личной безопасности руководителя временной администрации, заместителя руководителя временной администрации, членов временной администрации и представителей временной администрации <13>. -------------------------------- <13> Там же. П. 19.2.

В случае прекращения деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов восстанавливаются. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также Положением ЦБ РФ от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" предусмотрены особенности выполнения Агентством по страхованию вкладов полномочий временной администрации, а также особенности деятельности временной администрации после отзыва у кредитной организации лицензии. Таким образом, временная администрация как мера по предупреждению банкротства направлена на обеспечение финансовой устойчивости как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом. Поскольку она носит реабилитационный характер, направлена на предотвращение банкротства.

------------------------------------------------------------------

Название документа