Преимущества и недостатки принципов коллегиальности и единоначалия в государственном управлении на примере Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(Туровская В. А., Туровская К. А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 6) Текст документа

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИНЦИПОВ КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ И ЕДИНОНАЧАЛИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА <*>

В. А. ТУРОВСКАЯ, К. А. ТУРОВСКАЯ

Туровская Виктория Александровна, аспирант ТОГУ.

Туровская Ксения Александровна, аспирант ТОГУ (г. Хабаровск).

Статья рассматривает преимущества и недостатки принципов коллегиальности и единоначалия в государственном управлении, выявляет наиболее эффективную форму управления, подходящую для федеральных служб (на примере Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Ключевые слова: Роспотребнадзор, федеральная служба, потребитель, защита прав.

The article examines the advantages and disadvantages of the principles of collegiality and unity of command in public administration. The article identifies the most effective form of governance that is appropriate for federal services such as the Federal supervision service in the sphere of the protection of consumer rights and individual welfare.

Key words: Rospotrebnadzor, federal service, consumer, protection of rights.

Говоря о статусе Роспотребнадзора, следует уделить внимание структуре данного органа. Анализируя Указ Президента РФ N 314 (далее - Указ N 314) <1>, можно сделать вывод, что федеральные службы по надзору, находящиеся в ведении федеральных министерств, в отличие от иных федеральных служб, могут иметь статус коллегиального органа <2>. Тем не менее в настоящее время, в соответствии с принятыми положениями об указанных органах, каждая из служб по надзору построена по принципу единоначалия <3>. Так, Положение о Роспотребнадзоре <4> устанавливает: "Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации", который "является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации" и "несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций". Авторы полагают, что данная форма управления выбрана именно в силу ее эффективности, ведь основным недостатком коллегиальности в государственном управлении является то, что она не всегда действенна, например, в следующих случаях: принятия неотложных решений; возникновения ситуации, требующей оперативного руководства. Безусловно, имеются и преимущества коллегиальности в государственном управлении. Так, основное преимущество заключается в возможности нахождения наиболее объективного решения того или иного вопроса как результата совместного обсуждения, выражающего единое мнение всех или большинства членов коллегиального органа. Однако недостатки такой формы государственного управления, как коллегиальность, перевешивают ее преимущества, поскольку коллегиальное решение вопроса не дает гарантии принятия более объективного, единственно верного решения, а дает лишь такую возможность. Таким образом, нет необходимости придавать федеральным службам по надзору статус коллегиальных органов. Преимущества коллегиальности всегда можно реализовать при возникновении проблемы, требующей совместного обсуждения и решения. Так, в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предусмотрено, что данная Служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: "...создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности" <5>. В настоящее время в Роспотребнадзоре, в соответствии с пп. 6.7 п. 6 указанного Положения, в целях реализации государственной политики в области защиты прав потребителей и благополучия человека образуется коллегия Роспотребнадзора. Правовой статус данной коллегии, порядок формирования и организацию деятельности определяет Положение о коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <6>. Коллегия является постоянно действующим совещательным органом при руководителе Роспотребнадзора, которая на своих заседаниях вправе рассматривать любой вопрос, входящий в компетенцию Роспотребнадзора и требующий коллегиального обсуждения <7>. Необходимо отметить, что коллегия осуществляет свою деятельность на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия <8>, но при этом остается все же совещательным органом. По рассмотренным вопросам коллегия принимает решения, которые отражаются в протоколах ее заседаний, вступающих в силу после оформления их приказами руководителя Роспотребнадзора или постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации <9>. -------------------------------- <1> Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", п. 12. <2> Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", пп. "а" п. 4. <3> Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323) (с изм. от 12 августа 2004 г., 14 декабря 2006 г., 10 марта, 18 августа, 7 ноября 2007 г., 29 декабря 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня, 20 августа, 29 октября, 27 декабря 2010 г.), п. 8; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300) (с изм. от 7 октября 2006 г., 21 июля, 7 ноября 2008 г., 27 января, 25 июня, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г.), п. 8; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400) (с изм. от 20 октября, 20 декабря 2006 г., 24 мая 2007 г., 16 апреля 2008 г., 29 мая, 7 ноября 2008 г., 27 января, 8 августа, 1 декабря 2009 г., 27 января, 28 марта, 15 июня, 26 июля, 13 сентября, 12 октября 2010 г.), п. 8; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 354) (с изм. от 15 декабря 2007 г.), п. 8; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398) (с изм. от 30 марта, 3 октября, 14 декабря 2006 г., 23 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 24 марта, 22 апреля, 16 июля, 8 августа, 2 сентября, 17 декабря 2009 г., 15 июня 2010 г.), п. 8 и др. <4> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (с изм. от 15 июня 2010 г.), п. 8. <5> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (с изм. от 15 июня 2010 г.), п. 6.7. <6> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 октября 2007 г. N 284 "О коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". <7> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 октября 2007 г. N 284 "О коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", п. 1.2. <8> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 октября 2007 г. N 284 "О коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", п. 1.5. <9> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 октября 2007 г. N 284 "О коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", п. 3.4.

Подводя итог вышесказанному, авторы считают, что в Указе N 314 имеется излишне установленная норма, дающая возможность федеральным службам по надзору, включая и Роспотребнадзор, иметь статус коллегиального органа. Таким образом, целесообразно в пп. "а" п. 4 после слов "Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы" исключить слова "Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа".

Название документа