Договор купли-продажи энергии

(Гончарова Е. В.) ("Право и политика", 2011, N 6) Текст документа

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЭНЕРГИИ

Е. В. ГОНЧАРОВА

Гончарова Елизавета Викторовна - кандидат юридических наук, генеральный директор ООО "Мегаполис Лекс".

В статье рассмотрен договор купли-продажи энергии как самостоятельный вид договора купли-продажи, предусмотренный Гражданским кодексом РФ. Реформирование электроэнергетики и вступление в силу в июле 2010 года Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" изменило структуру договорных отношений энергорынка. Наряду с договором энергоснабжения, участникам предоставлено право оформить договор купли-продажи энергии. Автором проанализированы основные квалифицирующие признаки данного гражданско-правового института, предложено его теоретическое определение.

Ключевые слова: юриспруденция, договор, энергия, купля-продажа, энергоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение, энергетическое право, вид.

The contract for the sale of energy E. V. Goncharova

Goncharova Elizaveta Viktorovna - PhD in law, director general of the OOO "Megapolis Lex".

The article concerns the contract for the sale of goods as an independent type of sales contract, as provided by the Civil Code of the Russian Federation. Reform of electric energy industry and the entering into force of the Federal Law of July 27, 2010 N 190-FZ "On Heating Supply" changed the structure of contractual relation in the market of energy. In addition to the energy supply contract, the parties are allowed to have a contract for the sale of energy. The author analyzes the key qualifying principles of this institution of civil law and provides its theoretical definition.

Key words: jurisprudence, contract, energy, sale, energy supply, energy industry, heating supply, energy law, type.

Становление энергетического права

Отрасль электроэнергетики - первая из отраслей экономики России, масштабные преобразования которой осуществлены согласно плану мероприятий, предусмотренному Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 426 (с изм. от 23 июля 2001 года) "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" <1>. Реформа электроэнергетического рынка России в большей части была завершена в 2008 году. Основные направления были одобрены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года N 526 (в ред. от 1 февраля 2005 года) "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" <2> и в последующем получили развитие в нормах Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года, с изм. от 7 февраля 2011 г.) "Об электроэнергетике" <3> (далее - Закон "Об электроэнергетике"). Этапы структурного преобразования предусмотрены Законом переходного периода <4>. Отдельные нормы, определяющие специфику энергодеятельности, содержатся и в иных федеральных законах <5>. Завершающие шаги реструктуризации отрасли предусмотрены Указом Президента РФ от 30 сентября 2010 года N 1190 <6>. На баланс государственного общества "Интер РАО ЕЭС России" переданы акции энергокомпаний, не реализованные в ходе первичного размещения. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 05.05.1997. N 18. Ст. 2132. <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. N 29. Ст. 3032. <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177. <4> Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ (в ред. от 26 июля 2010 года) "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1178. <5> Например, в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральном законе от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 года) "Об использовании атомной энергии". <6> Указ Президента РФ от 30 сентября 2010 года N 1190 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО ЕЭС" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.10.2010. N 40. Ст. 5045.

Достижение цели устойчивого промышленного роста базируется на создании прочной энергетической основы. Приоритеты и ориентиры Энергетической стратегии России на период до 2030 года утверждены распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года N 1715-р <7>. Широкомасштабная модернизация ЕЭС России и перевод ее на новый технологический уровень предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 года N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" <8>. -------------------------------- <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 30.11.2009. N 48. Ст. 5836. <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 26.10.2009. N 43. Ст. 5073.

Преобразования законодательства об электроэнергетике и вступление в силу нормы пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации <9> обособили отношения, направленные на реализацию электрической энергии. Научное исследование сопровождало появление новых принципов взаимоотношений участников энергоотрасли, новых договорных институтов. На настоящий момент можно констатировать, что структура договорных отношений сформировалась практически полностью, накоплен и правоприменительный опыт <10>. В скором времени будет осуществлена разработка постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ о практике разрешения споров в сфере энергоснабжения. Несомненную научную ценность представляют рекомендации, уже выработанные арбитражными судами различных инстанций <11>. -------------------------------- <9> Изменения в статью 539 Гражданского кодекса РФ были внесены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1179. <10> В настоящей публикации нормативное регулирование исследовано по состоянию на 1 января 2011 года. <11> См., например: Рекомендации, посвященные вопросам применения законодательства об энергоснабжении, выработанные научно-консультативным советом при Федеральном арбитражном суде Уральского округа 13 - 14 мая 2008 года; Обобщение судебно-арбитражной практики, осуществленное в первом квартале 2008 года Седьмым арбитражным апелляционным судом по спорам, возникающим по договору энергоснабжения; и другие.

Объектом, по поводу которого возникают отношения сторон в области электроэнергетики, выступает энергия. Современная юридическая наука не выработала единого содержания термина "энергия" или "энергетический ресурс". В частности, П. Г. Лахно понимает энергию как энергетические услуги. "Ведь мир потребляет не просто нефть, газ или уголь, а услуги, которые создаются в различных отраслях, продающих определенные виды топлива, выработанные из добытого ими сырья" <12>. С. С. Селиверстов в обратно противоположной логической последовательности предлагает обозначать энергетические ресурсы как совокупность источников энергии <13>. Часть из них представляет собой природные (или естественные) ресурсы, другие появляются в результате деятельности человека. Определение энергетического ресурса с применением термина "энергия" предложено и в недавно вступившем в законную силу Федеральном законе от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года) <14>. Энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная или другой вид энергии). Очевидно, что к числу последних тенденций относится более широкое, нежели только электроэнергия, толкование энергии как объекта гражданско-правовых отношений. -------------------------------- <12> Лахно П. Г. Программа спецкурса "Энергетическое право и политика в XXI веке" // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 44. <13> Селиверстов С. С. К вопросу о понятии энергетического права // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 53. <14> Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.11.2009. N 48. Ст. 5711.

Постепенное становление получает особый институт российского права. "Отношения, связанные с выработкой, генерацией, использованием и потреблением энергии" <15>, уникальны. Это, равно как и специфика энергии как объекта гражданских прав, выступило основой точки зрения о существовании особой подотрасли права - энергетического права. Поддержим мнение В. Ф. Яковлева - "Энергетическое право - это реальность" <16>. Подобный взгляд обосновывается также А. Г. Быковым <17>, П. Г. Лахно <18>, С. С. Селиверстовым <19>, В. Ф. Попондопуло <20>, некоторыми другими авторами. По мнению ряда исследователей, регулирование всех аспектов энергодеятельности должно осуществляться отдельным Энергетическим кодексом (А. Г. Быков <21>, П. Г. Лахно <22>, К. А. Чуйченко <23>). Приверженцы первого подхода толкуют предмет энергетического права максимально широко: в состав энергетических отношений включают весь производственно-сбытовой цикл энергетического бизнеса, в том числе "...поиск, разведку, добычу, преобразование, транспортировку, распределение и потребление энергетических ресурсов" <24>. Иной путь законодательного оформления предложен В. Ф. Попондопуло. По его мнению, "общий акт, регулирующий отношения в сфере энергетики, лучше принять в форме обычного федерального закона, не называя его кодексом" <25>. -------------------------------- <15> Лахно П. Г. Программа спецкурса "Энергетическое право и политика в XXI веке" // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 43. <16> Яковлев В. Ф. Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса России // Энергетика и право. Выпуск 2 (Материалы III Международной научно-практической конференции "Энергетика и право", 10 - 11 апреля 2008 г.) / Под ред. П. Г. Лахно. Система "ГАРАНТ", 2009 г. <17> См., например: К 70-летию со дня рождения А. Г. Быкова. Интервью // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 2 - 9. <18> См., например; Лахно П. Г. Программа спецкурса "Энергетическое право и политика в XXI веке" // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 43 - 51. <19> Селиверстов С. С. К вопросу о понятии энергетического права // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 52 - 58. <20> См., например: Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Правоведение. 2007. N 3. С. 3 - 12. <21> Быков А. Г. Указ. соч. С. 7. <22> Лахно П. Г. Указ. соч. С. 47. <23> Чуйченко К. А. Газпром на пути глобальной энергетической компании: правовые аспекты // Энергетическое право. 2007. N 1. С. 3. <24> Лахно П. Энергетическому бизнесу - надежную правовую основу // Корпоративный юрист. 2008. N 7. С. 13. <25> Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Правоведение. 2007. N 3. С. 11.

На наш взгляд, эффективное правовое регулирование отношений, направленных на поставку энергии, достижимо с помощью кодифицированного правового акта. Однако особое внимание следует уделить соотношению предмета энергетического права и экологического (природоресурсного) права. Слишком широкое толкование предмета энергетического законодательства приведет к существованию дублирующих друг друга правовых норм. Ключевым, на наш взгляд, в данной проблематике является момент перехода энергии из категории физического элемента (природного, минерального ресурса) в оборотоспособный объект гражданских прав. Добыча источника из природных недр и извлечение полезных потребительских свойств из источника иным способом предшествуют вовлечению энергии в гражданский оборот. В хозяйственной деятельности энергия представляет собой ценность, прежде всего, в силу возможности использования ее потребительских свойств. Юридически значим тот момент, когда в результате направленной человеческой деятельности из физического (минерального и пр.) источника или ресурса, изменения или использования характеристик (параметров) ресурса "добыты" его потребительские свойства и энергия переходит в категорию, признаваемую и регулируемую энергетическим правом. Юридическая доктрина утверждает, что система права формируется под влиянием взаимодополняющих друг друга субъективных и объективных факторов <26>. Экономические отношения являются первоисточником формирования правового поля. Как справедливо заметил А. Г. Быков, размышляя об энергетическом праве, любые "...новые "пласты социальности" требуют формирования новых правовых структурных образований..." <27>. История правовой науки изобилует примерами постепенного обособления отдельных отраслей (земельное право, интеллектуальное право, медицинское право, информационное право и т. д.). -------------------------------- <26> Более подробно об этом см., например: Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004. С. 561 и далее. <27> Быков А. Г. Указ. соч. С. 6.

К основаниям дифференциации системы права юридическая наука относит предмет и метод правового регулирования. "Предмет регулирования отрасли права - это определенная сторона, часть, широкая однородная сфера (область) единого общего поля правового регулирования, круг общественных отношений, регулируемых данным нормативным образованием. Категория метода правового регулирования применяется для характеристики регулирующего воздействия на общественные отношения различных правовых образований <28>". -------------------------------- <28> Байтин М. И., Петров Д. Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 84.

Метод правового регулирования представляет собой обусловленную, прежде всего, регулируемыми общественными отношениями совокупность специфически-юридических черт отрасли права, в которой концентрированно выражаются соответствующие ее содержанию и социальному назначению способы и средства регулирования определенного рода общественных отношений <29>. -------------------------------- <29> Петров Д. Е. Отрасль права. Саратов, 2004. С. 132.

Метод регулирования энергетического права представляет собой сочетание частного и публичного взаимодействия <30>, или, другими словами, "теснейшее диалектическое сочетание публично-правовых и частноправовых способов" <31>. По обоснованному замечанию Л. Н. Шевченко, "правовая регламентация в сфере энергоснабжения требует комплексного подхода" <32>. Основная юридическая особенность предмета, влияющая на содержание метода энергетического права, состоит в следующем. Энергоотрасль находится в круге стратегических интересов государства, поставка энергоресурсов выполняет функцию жизнеобеспечения граждан. Развитие энергоотрасли зачастую становится стимулом экономического развития. В содержание метода энергетического права включен публичный элемент, обусловленный необходимостью защиты интересов государства и его граждан. Одновременно диспозитивные принципы распространяются на отношения гражданского оборота. В этом смысле метод энергетического права обнаруживает сходство с методом земельного права или экологического (природоресурсного) права. Своеобразие энергетического права образует совокупность элементов его метода <33>. -------------------------------- <30> Энергетика и право. Выпуск 2 (Материалы III Международной научно-практической конференции "Энергетика и право", 10 - 11 апреля 2008 г.) / Под ред. П. Г. Лахно. Система "ГАРАНТ", 2009 г. <31> Лахно П. Г. Программа спецкурса "Энергетическое право и политика в XXI веке" // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 43. <32> Шевченко Л. Н. О соотношении государственного и договорного регулирования отношений по снабжению энергоресурсами // Энергетика и право. Выпуск 2 (Материалы III Международной научно-практической конференции "Энергетика и право", 10 - 11 апреля 2008 г.) / Под ред. П. Г. Лахно. Система "ГАРАНТ", 2009 г. <33> Качественный анализ метода регулирования в системе права был проведен В. Ф. Яковлевым, М. И. Байтиным и Д. Е. Петровым. Теоретики считают классификацию методов на императивный, диспозитивный, поощрительный и рекомендательный верной, но несколько упрощенной. Сущностные характеристики метода раскрываются путем деления его признаков на внешние и сущностные.

Итак, становление энергетического права приобретает характер объективного явления. Уникальность отношений, направленных на включение в гражданский оборот различных энергоресурсов, очевидна. Недостижимым делом будущего является выработка единой точки зрения о предмете подотрасли и методе ее регулирования. Полагая, что имеется достаточное количество предпосылок для обособления энергетического права в рамках предпринимательского права и создания Энергетического кодекса, заметим следующее. На наш взгляд, дополнительному теоретическому исследованию подлежит вопрос об отграничении подотрасли от других отраслей права. Электрическая энергия представляет собой один из видов энергии, используемых в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности человека. Впервые мнение об ее особом характере было обосновано С. М. Корнеевым. С экономической точки зрения электроэнергия представляет собой "самостоятельное экономическое благо, самостоятельный продукт производства" <34>. Подробные исследования об электрической энергии как особом объекте гражданских прав были проведены Б. М. Сейнароевым <35>, А. М. Шафир <36>, другими авторами. К специфическим характеристикам электроэнергии Б. М. Сейнароев относит следующие <37>. Ее невозможно зрительно обнаружить, как вещь, и накопить на складе в значительном объеме для промышленного потребления. По отношению к энергии как к вещи ограничено применение принципа владения и распоряжения. Моменты производства и потребления электроэнергии совпадают, это единый во времени процесс. Качество электрической энергии, поставляемой по договору купли-продажи (поставки), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям. Названные свойства электрической энергии, а также значимые для права особенности ее производства и потребления в свое время выступили основаниями для обособления договора энергоснабжения в отдельный вид договора купли-продажи и создания § 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ. -------------------------------- <34> Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953. С. 6. <35> См., например: Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. М.: Статут, 1971. 147 с. <36> Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1990. 144 с. <37> Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. М.: Статут, 1971. С. 51; Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. В. Ф. Яковлева. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 490.

К числу последних тенденций юридической науки относится более широкое толкование энергии как особого объекта гражданско-правовых отношений. Несмотря на специфику энергии, данная категория не поименована отдельно в перечне статьи 128 Гражданского кодекса РФ. Поддержим мнение А. Г. Быкова, - "...наиболее правильно было бы включить энергию в число самостоятельных объектов гражданских прав" <38>. -------------------------------- <38> Быков А. Г. Указ. соч. С. 7.

Правовые основы реформы отрасли электроэнергетики

Реформирование электроэнергетики осуществлялось с применением опыта зарубежных стран, адаптированного к российской действительности <39>. Целями реформы являются повышение эффективности работы предприятий электроэнергетики, создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций, функционирование энергоотрасли в условиях конкуренции. Достижение данных целей обеспечивается, прежде всего, подразделением всех видов деятельности, осуществляемых в электроэнергетике, на две области. Это потенциально конкурентная сфера, в которой широко применяются рыночные механизмы регулирования, и естественно-монопольная сфера. Потенциально конкурентными видами деятельности являются производство и сбыт электрической энергии (мощности). К естественно-монопольным видам деятельности законом отнесены оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Во второй области энергоотрасли сохранена высокая доля государственного контроля и надзора, в том числе регулирование цен (тарифов), государство осуществляет полномочия собственника ряда организаций. -------------------------------- <39> В различные периоды реструктуризация естественной монополии была проведена государствами Великобритания (1990 г.), Бразилия (1995 г.), США (штат Калифорния, 1995 г.), Италия (1999 г.), Венгрия (1999 г.), Франция (2000 г.), некоторыми другими государствами. Основные направления и принципы реформ энергетических систем стран Европейского союза закреплены в Директиве ЕС 2003/54/EC Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2003 г. (Directive 2003/54/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 96/92/EC // http://eur-lex. europa. eu.

Реализация основной задачи реформы - создание полноценного конкурентного оптового рынка и формирование эффективных розничных рынков - обеспечивается действием Закона "Об электроэнергетике". Инструментом формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электроэнергию является использование рыночных отношений и конкуренции (пункт 1 статьи 6 Закона "Об электроэнергетике"). Продекларированными принципами взаимоотношений субъектов электроэнергетики являются: - демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т. д.); - обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка; - обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики; - обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований. Регулирование оптового рынка осуществляется Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 года N 643 (в ред. от 24 декабря 2010 года) <40>. Розничные рынки действуют на основе Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530 (в ред. от 27 ноября 2010 года) <41>. Порядок технологического присоединения к энергосетям, а также общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению, услугам администратора торговой системы регламентируются Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 (в ред. от 24 сентября 2010 года) <42>. Обширное поле энергодеятельности урегулировано и другими подзаконными актами. -------------------------------- <40> Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 года N 643 (в ред. от 24 декабря 2010 года) "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.11.2003. N 44. Ст. 4312. На момент настоящей публикации утверждение Целевых правил оптового рынка электрической энергии и мощности приостановлено. <41> Собрание законодательства Российской Федерации. 11.09.2006. N 37. Ст. 3876. <42> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 (в ред. от 24 сентября 2010 года) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. N 52 (часть II). Ст. 5525.

Особенностью рынка купли-продажи электрической энергии является необходимость соблюдения субъектами оптового рынка положений и правил, утверждаемых инфраструктурными субъектами. К ним отнесены саморегулируемая организация НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (совет рынка), ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка" (коммерческий оператор) <43>, иные организации. Регламенты и правила, утверждаемые организациями специальной компетенции, не относятся к числу нормативных. Однако в ходе практической деятельности стороны руководствуются данными документами. Стандартные формы договора купли-продажи и договора комиссии на продажу электрической энергии являются приложениями к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка. -------------------------------- <43> Акционерное общество было учреждено некоммерческим партнерством в 2008 году во исполнение требований Федерального закона от 4 ноября 2007 года N 250-ФЗ. До этого момента функции обеспечения коммерческой инфраструктуры оптового рынка исполнялись одним субъектом - администратором торговой системы.

Реализация электрической энергии (мощности) осуществляется участниками с применением различных гражданско-правовых соглашений. В дореформенном законодательстве оформление отношений, направленных на продажу и потребление электроэнергии, осуществлялось исключительно договором энергоснабжения <44>. Норма, внесенная в 2003 году Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 37-ФЗ <45> в текст статьи 539 Гражданского кодекса РФ, установила субсидиарное применение правил Кодекса к отношениям, направленным на реализацию электрической энергии. В обновленной модели рынка отношения, направленные на отпуск и потребление электрической энергии, регулируются, помимо договора энергоснабжения, также и договором купли-продажи. Появление в законодательстве новой договорной формы обусловлено, прежде всего, необходимостью соблюдения нормативного требования о несовмещении одним субъектом осуществления потенциально конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности. В соответствии со статьей 6 Закона переходного периода с 1 апреля 2006 года такой запрет распространяется на всех участников энергорынка, за исключением гарантирующих поставщиков и некоторых других субъектов <46>. -------------------------------- <44> В Гражданском кодексе РФ основанием обособления договора энергоснабжения в отдельный вид договора купли-продажи выступила в том числе уникальность энергии как объекта гражданских правоотношений. Другим необходимым признаком отношений по энергоснабжению был способ исполнения обязательства - передача энергии абоненту через присоединенную сеть. <45> Собрание законодательства РФ. 31.03.2003. N 13. Ст. 1179. <46> Например, хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд.

Презюмируется, что форма договора купли-продажи может быть задействована всеми участниками. Однако в качестве наиболее часто применяемого соглашения купля-продажа применяется только в области оптового рынка. Основной целью деятельности участников (за исключением совета рынка) является предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Оптовый покупатель электроэнергии, как правило, не является ее потребителем, а приобретает энергию от генерирующих компаний и других поставщиков по более низкой цене и реализует ее другим крупным покупателям или напрямую конечным потребителям электроэнергии. Перечень соглашений, составляющих организованную систему договоров оптового рынка, определяется Правилами ОРЭМ (пункт 1 статьи 32 Закона "Об электроэнергетике"). Договор купли-продажи электрической энергии не относится к категории обязательных для заключения, однако является одним из наиболее значимых. Механизмами реализации электрической энергией на оптовом рынке являются продажа энергии на основании договора купли-продажи и путем конкурентного отбора ценовых заявок (пункт 3 Правил ОРЭМ). Соглашение о купле-продаже электроэнергии может быть заключено участниками в любом секторе оптового рынка (регулируемом секторе, секторе свободной торговли, секторе отклонений). Соответственно этому договор купли-продажи подразделяется на разновидности. Розничный рынок представляет собой сферу обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (статья 3 Закона "Об электроэнергетике"). Правом установлена презумпция: если соглашение заключается вне системы договоров оптового рынка, то соглашение считается оформленным на розничном рынке. Концепция реформирования энергоотрасли подразумевает создание неограниченного количества свободных конкурентных рынков электроэнергии. Другим необходимым признаком договорных отношений в данной области является участие в них потребителя. Статус субъекта розничного рынка приобретается лицом на основании закона и не требует какого-либо специального оформления. Исключением из этого правила является порядок, предусмотренный для гарантирующего поставщика <47>. -------------------------------- <47> Процесс участия коммерческих организаций в открытых конкурсах регламентируется главой II Правил РРЭМ, нормативными и правовыми актами Федеральной службы по тарифам России.

В сфере розничных рынков законом не предусмотрено обязательных для заключения договоров. Участникам предоставлено право заключить смешанный договор и право выбора контрагента по договору (пункт 2 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике"). Ограничения действуют для одного субъекта - гарантирующего поставщика. Для соглашения, заключаемого с ним, установлен правовой режим публичного договора, что представляется оправданным. Поскольку "неограниченная свобода договора, как показывает практика, может быть использована для существенного ущемления интересов экономически слабого участника со стороны экономически более сильных субъектов" <48>. Участники розничных рынков вправе задействовать форму договора купли-продажи. Это в полной мере согласуется с принципом свободы отношений участников розничных рынков. Однако ввиду того, что количественно преобладающая часть потребителей электрической энергии - это граждане, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых нужд, форма купли-продажи применяется здесь значительно реже. -------------------------------- <48> Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН. С. 45.

Договор купли-продажи электрической энергии

Общее понятие договора купли-продажи содержится в статье 3 Закона "Об электроэнергетике". Это соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного договора. Данное определение охватывает все разновидности договора купли-продажи, правовое регулирование которого отличается на оптовом и розничных рынках. Систему договоров ОРЭМ составляют: регулируемый договор купли-продажи электроэнергии, свободный договор купли-продажи электроэнергии, договор купли-продажи электроэнергии по равновесной цене, договор купли-продажи отклонений, договор купли-продажи мощности и некоторые другие. Пошаговый переход от регулируемых договоров к свободному ценообразованию завершился 1 января 2011 года. С данного момента утратил силу Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 года) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <49>. -------------------------------- <49> Собрание законодательства Российской Федерации. 17.04.1995. N 16. Ст. 1316.

Независимо от области и состава участников, соглашениям, направленным на куплю-продажу энергии, присущ ряд общих правовых свойств. Договор является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Вопрос о правовой природе договора купли-продажи электрической энергии относится к числу наиболее спорных. Профессор В. В. Витрянский справедливо замечает, что "...ни договор купли-продажи, ни договор поставки как отдельный вид договора купли-продажи (в том виде, как они в настоящее время урегулированы в ГК РФ) не предназначены для регулирования отношений, связанных с реализацией (приобретением) электрической энергии" <50>. Рассматривая конструкцию регулируемого договора купли-продажи, О. А. Городов замечает, что правовая природа соглашения и "...его место в системе гражданско-правовых договоров весьма неопределенны, поскольку порядок его заключения и исполнения, а равно содержание и субъектный состав говорят о том, что он не вписывается ни в общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК РФ), ни в правила о договоре энергоснабжения (§ 6 главы 30 ГК РФ). Представляется, что договор купли-продажи электрической энергии (мощности) должен конструироваться как самостоятельная разновидность договора купли-продажи". С. А. Свирков говорит о значительном изменении роли договора энергоснабжения и утрате им центрального места в регулировании отношений в электроэнергетике <51>. "Сферой применения договора снабжения электроэнергией являются розничные рынки" <52>, которые составляют только часть энергорынка. В сфере розничных рынков специфика правового регулирования свойственна соглашению, заключаемому с гарантирующим поставщиком. -------------------------------- <50> См.: Витрянский В. В. Указ. соч. С. 43. <51> Свирков С. А. Указ. соч. С. 32. <52> Там же. С. 35.

Сторонами договора являются поставщик и покупатель. К ним относятся участники оптового и розничных рынков. Особенностью оптового рынка является то, что продавец или покупатель энергии по сделке определяются инфраструктурными организациями (пункт 60 Правил ОРЭМ, договор о присоединении к торговой системе оптового рынка). На розничных рынках поставщиками электрической энергии являются собственники или иные законные владельцы генерирующих объектов, осуществляющие производство энергии с целью ее продажи, либо иные юридические лица, являющиеся собственниками электрической энергии (мощности), производимой на генерирующих объектах, или обладающие правом осуществлять ее продажу. На стороне покупателя выступают потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях. Существенным условием договора купли-продажи является его предмет - электрическая энергия <53>. Условие о предмете договора купли-продажи считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (пункт 3 статьи 455 Гражданского кодекса РФ). Специфика отношений по купле-продаже электрической энергии состоит в том, что на покупателя не возлагается обязанность принимать весь объем, предусмотренный договором. Договор считается заключенным и в случаях, когда в его тексте указано ориентировочное количество энергии, подлежащей передаче в том или ином периоде. Граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, потребляют электрическую энергию в необходимом им количестве (пункт 73 Правил РРЭМ). Поскольку граждане, приобретающие энергию для бытовых нужд, потребляют электрическую энергию в необходимом им количестве, условие о предмете в таких договорах считается согласованным и при отсутствии определения количества передаваемой им энергии. Таким образом, количество потребляемой электроэнергии не является существенным условием договора. Так как отсутствие указания на объем энергии в тексте соглашения не влияет на факт его заключения. -------------------------------- <53> См.: пункт 9 рекомендаций, посвященных вопросам применения законодательства об энергоснабжении, выработанных по итогам обсуждения на заседании научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа // http://www. fasuo. ru.

Цена также не является существенным условием соглашения. Однако, наряду с порядком определения объемов поставляемой энергии, является квалифицирующей особенностью отдельных разновидностей договора купли-продажи. Порядок определения стоимости электроэнергии и мощности различен для оптового и розничных рынков. До момента окончания переходного периода реформирования действует два порядка: - тарифообразование (регулируемые цены); - свободное ценообразование (нерегулируемые цены). Согласно Закону переходного периода и пункту 50 Правил ОРЭМ пошаговый переход от регулируемых к свободным ценам завершился к 1 января 2011 года. Подобная система взаимоотношений позволила осуществить постепенный переход к полностью либерализованному рынку электрической энергии и мощности. В сфере розничных рынков для граждан-потребителей и приравненных к ним групп (категорий) потребителей поставка электрической энергии осуществляется в объеме всего фактического потребления по регулируемым ценам (пункт 108 Правил РРЭМ). Энергия сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (пункт 108.1 Правил РРЭМ). Таким способом осуществляется влияние цен оптового рынка на розничные рынки. Указанная выше система ценообразования применяется до момента окончания периода реформирования <54>. В решении от 18 декабря 2008 года N 13093/08 <55> Высший Арбитражный Суд РФ изложил мнение о том, что после 1 января 2011 года должен быть принят отдельный нормативный правовой акт. Перечень случаев осуществления государственного регулирования цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках установлен статьей 23.1 Закона "Об электроэнергетике". В частности, на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. -------------------------------- <54> Момент вступления в силу Целевых правил оптового рынка электрической энергии и мощности. <55> СПС "Гарант".

На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка (пункт 1 статьи 32 Закона "Об электроэнергетике"). Перечень, система и порядок оформления данных договоров определяются Правилами ОРЭМ. Субъектам оптового рынка предоставлено также право заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам. Публичными договорами в конкурентной сфере электроэнергетики являются соглашения, заключаемые между гарантирующим поставщиком и потребителем (абзац 2 пункта 5 статьи 38, пункт 2 статьи 39 Закона "Об электроэнергетике").

Договор купли-продажи тепловой энергии

Энергоснабжение объемлет и другие секторы промышленности: отопление, поставку горячей и холодной воды, нефти и газа, электрической энергии, вырабатываемой атомными электростанциями, а также применение альтернативных источников энергии. Усеченный вариант либерализации отрасли содержит вступивший в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" <56> (далее - Закон "О теплоснабжении"). Задав множество вопросов практикующим юристам, Закон содержит ряд новелл. Видоизменилась структура договорных отношений, направленных на производство, передачу и потребление тепловой энергии (тепловой мощности), созданы основы правового регулирования деятельности единой теплоснабжающей организации, предусмотрено одномоментное вступление теплоснабжающих и теплосетевых компаний в состав саморегулируемой организации. Полная реализация новых норм состоится после утверждения ряда постановлений Правительства РФ, в том числе Правил организации теплоснабжения, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Стандартов раскрытия информации, Правил антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения, Правил подключения к системам теплоснабжения и других. -------------------------------- <56> Собрание законодательства Российской Федерации. 02.08.2010. N 31. Ст. 4159.

Договорный институт поставки тепловой энергии содержится в пункте 3 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" и в других нормах. Единая теплоснабжающая организация (далее - ЕТО) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или на ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. По мнению авторов Закона, договор поставки тепловой энергии заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены для договоров теплоснабжения. На наш взгляд, данная норма противоречит другим положениям законодательства. Реформирование порядка поставок тепловой энергии уже не первый опыт российской действительности. Законодательство об электроэнергетике в качестве основной формы соглашений между участниками рассматривает договор купли-продажи (поставки) электроэнергии. Договор энергоснабжения представляет собой соглашение с более узкой сферой применения. Это обусловлено, прежде всего, целью соглашения - приобретение энергии для целей собственного промышленного или бытового потребления <57>. -------------------------------- <57> Более подробно отграничение договора купли-продажи от смежных форм будет проведено далее.

Сопоставив с нормами Закона "Об электроэнергетике", отметим, что предмет договора поставки тепловой энергии не включает в себя действия, направленные на подключение к системе теплоснабжения и передачу энергии по сетям. Первая из упомянутых групп обязательств регулируется договором о подключении к системе теплоснабжения (пункт 1 статьи 13, статья 14). Передача энергии по сетям регламентируется самостоятельным договором оказания услуг по передаче тепловой энергии (пункт 2 статьи 17). Анализ норм Закона "О теплоснабжении" выявляет два вида договора поставки теплоэнергии: 1) соглашение, оформляемое между ЕТО и теплоснабжающей организацией (пункт 3 статьи 15 Закона "О теплоснабжении"); 2) соглашение, оформляемое между теплоснабжающими организациями (пункт 4 статьи 13 Закона "О теплоснабжении"). Закон "О теплоснабжении" включает упоминание о трех видах участников отношений, направленных на производство, продажу, передачу и потребление тепловой энергии. Это единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и потребитель энергии. На стороне продавца энергии выступает ЕТО либо теплоснабжающая организация. Критерии, которым должна соответствовать ЕТО, равно как и условия возможной либерализации отрасли поставок тепла (абзац 18 статьи 2, подпункт 9 пункта 1 статьи 7, статья 12 Закона "О теплоснабжении"), законом не обозначены. Бланкетная норма подпункта 28 статьи 2 позволит установить цели деятельности данного субъекта в Правилах организации теплоснабжения. В ходе реформы электроэнергетического комплекса создание гарантирующих поставщиков было обусловлено задачами бесперебойного снабжения энергией. Статья 3 Закона "Об электроэнергетике" определяет гарантирующего поставщика как коммерческую организацию, обязанную в соответствии с законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Статус гарантирующего поставщика электрической энергии приобретается в установленном законом порядке. Договоры, оформляемые с данным субъектом, относятся к категории публичных (пункт 5 статьи 38, пункт 2 статьи 39 Закона "Об электроэнергетике"). Это обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения повышенной защиты прав потребителей электроэнергии. Недостатком Закона "О теплоснабжении" является то, что он не содержит механизмов, гарантирующих бесперебойное обеспечение потребителей энергией <58>. Организации-застройщики вправе в ходе составления инвестиционной документации и бюджета строительства принимать во внимание вариант создания автономного источника теплоснабжения. -------------------------------- <58> Закон "Об электроэнергетике" включает несколько статей, посвященных гарантиям надежного электроснабжения, в том числе статьи 38 - 39.

Отрасль поставок тепла характеризуется меньшей степенью возможной конкуренции между участниками. Так как, в отличие от электрической энергии, передача тепловой энергии на значительные расстояния невозможна. Закон "О теплоснабжении" не сопоставляет деятельность единой теплоснабжающей организации с условием о ее функционировании на отдельных территориях либо в целом на территории РФ. На наш взгляд, целесообразнее определять территорию деятельности единой теплоснабжающей организации как территорию муниципального образования. Полномочия в области государственного регулирования тарифов распределены между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 7 ФЗ "О теплоснабжении"). Второй категорией продавца энергии является теплоснабжающая организация. Целью ее деятельности является продажа потребителям и (или) другим теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя (подпункт 11 статьи 2 Закона "О теплоснабжении"). Условием осуществления коммерческой деятельности является владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Покупателем по договору поставки теплоэнергии выступает теплоснабжающая организация либо потребитель. В отличие от законодательства об электроэнергетике, Закон "О теплоснабжении" содержит лишь общее перечисление субъектов - потребителей энергии. Согласно подпункту 9 статьи 2 Закона "О теплоснабжении" потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Таким образом, потребителем энергии может быть признана и теплоснабжающая организация, приобретающая энергию для целей дальнейшей перепродажи, и юридическое лицо, приобретающее энергию для промышленной или иной коммерческой деятельности, равно как и гражданин, потребляющий энергию для бытовых целей. В данном определении содержится недостаток, который в последующем создаст противоречивую судебную практику. Более логичным, на наш взгляд, было бы отображение в законе двух категорий покупателей энергии. Подобное разграничение содержит Закон "Об электроэнергетике", устанавливая, что потребители электрической и тепловой энергии - это лица, приобретающие энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (статья 3 Закона "Об электроэнергетике"). В сфере оказания коммунальных услуг гражданам исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <59>). Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Правила оказания коммунальных услуг соотнесены с Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2010 года) <60>, имеют более узкую сферу применения и сохраняют свою силу в полном объеме. Специальные нормы распространяются только на отношения, возникающие в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Потребителями по договору снабжения коммунальными ресурсами являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. -------------------------------- <59> Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (в ред. от 29 июля 2010 г.) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.06.2006. N 23. Ст. 2501. <60> Собрание законодательства Российской Федерации. 03.01.2005. N 1 (часть I). Ст. 14.

Основные права и обязанности продавцов и покупателей тепловой энергии, теплоносителя будут регламентированы подзаконными актами. Цена договора поставки тепловой энергии устанавливается на уровне тарифа, установленного уполномоченным государственным органом. Недостатком Закона "О теплоснабжении" является то, что статья 8 при перечислении видов цен в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, не содержит прямого упоминания об ЕТО. Системное толкование норм Закона позволяет определить ЕТО как один из видов теплоснабжающих организаций. Соответственно этому, цена договора поставки, заключаемого между ЕТО и теплоснабжающей организацией, подлежит установлению на уровне тарифа. Однако возможно и иное толкование Закона, так как, например, пункт 3 статьи 15 применяет термины "ЕТО" и "теплоснабжающая организация" одновременно, не объединяя одну смысловую категорию в другую. Пункт 4 статьи 15 применяет формулировку "теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация", то есть устанавливает единый режим правового регулирования для различных типов обществ. Критерии разграничения договорных форм, опосредующих оборот тепловой энергии, Законом "О теплоснабжении" не установлены. В случае с Законом "Об электроэнергетике" множество вопросов было разрешено судебной практикой. Отметим, что условие о заключении потребителем договора о подключении к системе теплоснабжения (пункт 1 статьи 13 Закона "О теплоснабжении"), договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности (пункт 3 статьи 13, статья 16 Закона о теплоснабжении) противоречит модели регулирования отношений энергоснабжения, содержащейся в Гражданском кодексе РФ. Структура договорных связей по обеспечению тепловой энергией становится схожей с договорными отношениями в области электроэнергетики. Ряд особенностей Закона "О теплоснабжении" обусловлен, прежде всего, ограниченными условиями конкуренции на рынке тепла.

Договор купли-продажи энергии

Проведенная реформа отрасли электроэнергетики и инициированное преобразование поставок тепловой энергии видоизменили структуру отношений, направленных на реализацию энергии. Правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные § 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ, применяются только к договору энергоснабжения, оформляемому между гарантирующим поставщиком и потребителем энергии. Утраченный приоритет норм Кодекса является основной причиной противоречивых толкований Закона "Об электроэнергетике" в правоприменительной деятельности. Между тем гражданское право как любая система должно соответствовать критерию внутренней целостности. Теоретическое осмысление законодательства позволило создать единую модель договора, регулирующего отношения по поставке энергии, - договор купли-продажи энергии. Объединяющим квалифицирующим признаком нового института является предмет отношений сторон - энергия <61>. Единственный для всех видов соглашений объект отношений сторон (энергия) предопределил единые правовые свойства всех разновидностей договора купли-продажи. -------------------------------- <61> Мощность как объект гражданских правоотношений характеризуется особенностями, отличными от электроэнергии и иных видов энергии.

1. Предмет договора составляют действия сторон, направленные на передачу энергии покупателю (потребителю), принятие энергии и ее оплату. Договор может включать обязательства продавца по урегулированию отношений, направленных на передачу электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя (пункт 2 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике"), либо потребитель регулирует данные отношения самостоятельно. Помимо этого, договором определяются обязательства покупателя по соблюдению режима потребления энергии, ее коммерческому учету, а также по обеспечению безопасности находящихся в ведении покупателя (потребителя) энергетических сетей и исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Объектом, по поводу которого возникают отношения сторон, является энергия. Как уже упоминалось выше, к числу последних тенденций юридической науки относится более широкое толкование энергии как особого объекта гражданско-правовых отношений. 2. Сторонами договора купли-продажи энергии являются продавец и покупатель (потребитель). О продавцах и покупателях тепловой энергии, теплоносителя говорилось выше. В сфере электроэнергетики: - на стороне продавца электроэнергии действует субъект оптового или розничных рынков. Участниками оптового рынка являются поставщики электрической энергии и (или) мощности (генерирующие компании или организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии (мощности), гарантирующие поставщики (энергоснабжающие организации), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), получившие статус субъектов оптового рынка и право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке (пункт 2 Правил ОРЭМ). Условиями получения статуса субъекта оптового рынка является соответствие кандидата количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки (не применяются к гарантирующим поставщикам), а также выполнение требований технического характера; - на стороне покупателя выступают субъект оптового рынка, гарантирующий поставщик или энергосбытовая организация (в случае приобретения недостающего количества энергии у других субъектов), покупатель (юридическое лицо) и потребитель (юридическое или физическое лицо). О субъектах розничных рынков речь будет далее. 3. Существенным условием соглашения является его предмет. Вне зависимости от сферы, в которой оформляется соглашение, основные права и обязанности сторон идентичны. В соответствии с условиями соглашения продавец обязуется: - выработать энергию самостоятельно и/или приобрести энергию у третьих лиц; - передать в собственность покупателю (потребителю) энергию установленного качества и в количестве, определенном законодательством и соглашением сторон; - в случаях, установленных законом или соглашением сторон, осуществлять коммерческий учет поставляемой энергии; - поддерживать и стимулировать энергосбережение и повышать энергетическую эффективность. Объем прав и обязанностей продавца, равно как порядок определения цены энергии, является основным квалифицирующим признаком, позволяющим отграничить различные виды договора купли-продажи энергии. Основными правами и обязанностями покупателя (потребителя) являются следующие: - принять энергию для целей собственного потребления либо для целей продажи энергии третьим лицам; - оплатить принятую энергию; - осуществлять коммерческий учет энергии; - обеспечивать установку и сохранность средств коммерческого учета, энергопринимающих установок, энергетических сетей и иных используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; - эффективно и рационально использовать энергию. 4. Другим квалифицирующим признаком договора купли-продажи энергии является цель. Покупатель по договору купли-продажи энергии приобретает энергию для целей последующей продажи или для целей собственного потребления. Потребитель по договору энергоснабжения приобретает энергию исключительно для целей собственного потребления. 5. Цена энергии по договору может быть регулируемой либо нерегулируемой. Регулируемая цена по договору устанавливается на уровне тарифов, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Нерегулируемые (свободные) цены устанавливаются по соглашению сторон в порядке, установленном законодательством. Порядок расчетов по договору определяется законом, правовыми актами или соглашением сторон. 6. Местом исполнения обязательств продавца является точка поставки энергии. Определение момента исполнения обязательства важно для целей определения момента исполнения продавцом обязанности по подаче энергии, а также стоимости поставленной энергии. Точкой поставки энергии на ОРЭМ является место в электрической сети, используемое для определения объемов поставленной (потребленной) участниками оптового рынка электрической энергии (мощности). Группы точек поставки (ГТП) энергии поставщиков - участников оптового рынка располагаются на границе балансовой принадлежности их электрических сетей и в местах непосредственного соединения представляемого ими генерирующего оборудования с электрической сетью. Группы точек поставки потребителей располагаются на границе балансовой принадлежности их электрических сетей. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети (пункт 5 статьи 15 Закона "О теплоснабжении"). 7. Срок действия договора определяется сферой, в которой он заключается. Соглашение может быть оформлено на сутки вперед, на период в один год или быть долгосрочным. Срок действия договора и периоды поставки энергии не относятся к существенным условиям соглашения. 8. Ответственность сторон по договору купли-продажи энергии регламентируется общими положениями Гражданского кодекса РФ. Сторона освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы. К отношениям по договору энергоснабжения потребителя-гражданина, не урегулированным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. К обязанностям продавца относится соблюдение требований о порядке ограничения, приостановления и прекращения подачи энергии. 9. Порядок расторжения и изменения договора. Прекращение, приостановление или ограничение подачи энергии осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ и законодательством. Без предварительного уведомления покупателя (потребителя) приостановление подачи энергии осуществляется только в случаях возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или энергетических сетях, возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения. 10. В случаях, предусмотренных законодательством, договор купли-продажи энергии является публичным (например, пункт 2 статьи 39 Закона "Об электроэнергетике"). Форма договора является письменной. Соглашение, заключаемое с потребителем-гражданином, может не оформляться в письменной форме, а подтверждаться документом об оплате потребленной электроэнергии. Сформулируем следующее определение договора купли-продажи энергии. Это соглашение, в соответствии с условиями которого одна сторона (продавец) обязуется передавать в собственность другой стороне (покупателю или потребителю) энергию, а покупатель обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, коммерческого учета, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, эффективно и рационально использовать энергию. Договор купли-продажи энергии представляет собой отдельный вид договора купли-продажи. Соглашение квалифицируется как консенсуальное, возмездное и двустороннее. В рамках договора о купле-продаже энергии различаются договор энергоснабжения, соглашение, направленное на реализацию электрической энергии, тепловой энергии, и договор о купле-продаже мощности. В сфере электроэнергетики новая форма может быть задействована участниками и оптового, и розничных рынков электроэнергетики. Договор купли-продажи энергии выступает в качестве родового вида для его разновидностей. Специфика каждой разновидности договора зависит от его предмета, области, в которой заключается соглашение (оптовый рынок или розничные рынки электроэнергии, сфера поставок тепловой энергии), сектора оптового рынка, субъектного состава, порядка определения объема и цены продаваемой энергии и других критериев.

Отграничение договора купли-продажи энергии от смежных форм

Законом "Об электроэнергетике" была предложена модель договорного регулирования электроснабжения, отличная от схемы договора энергоснабжения, содержащейся в § 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ. Законодательство "Об электроэнергетике" не включает критерий присоединения покупателя к сетям поставщика как обязательный, потребителю предоставлено право самостоятельно урегулировать отношения по передаче энергии по сетям (пункты 6, 7, 114 Правил РРЭМ). Распространение на отношения, направленные на реализацию электроэнергии, нормы пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ создало отдельный институт - договор снабжения электрической энергией. Целесообразность существования различных, но идентичных по сути соглашений сохранялась на период реформы энергокомплекса. Сторонами договора снабжения электрической энергией являются продавец (поставщик) и потребитель. На стороне продавца электрической энергии могут выступать (статья 37 Закона "Об электроэнергетике", пункт 2 Правил РРЭМ) собственник или иной законный владелец генерирующих объектов, осуществляющий производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи, либо иные юридические лица, являющиеся собственниками электрической энергии (мощности), производимой на генерирующих объектах, или обладающие правом осуществлять ее продажу. Покупателями электрической энергии являются: - потребитель (юридические или физические лица); - гарантирующий поставщик; - энергосбытовые и энергоснабжающие организации; - исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электроэнергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг); - сетевая организация, приобретающая электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях; - производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке. К субъектам розничных рынков относятся также системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах. Потребителями по договору являются физическое или юридическое лицо, приобретающее электрическую энергию для удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, производитель электрической энергии, приобретающий электроэнергию на розничном рынке для собственных нужд, а также сетевая организация, приобретающая электрическую энергию для собственных нужд и компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях. Легальное определение договора содержится в пункте 6 Правил РРЭМ только для случая, когда на стороне продавца электрической энергии действует гарантирующий поставщик. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Подобная конструкция позволяет оформить одним договором деятельность, направленную на производство и передачу энергии. Для субъектов энергорынка, не относящихся к категории гарантирующих поставщиков, законодательством установлен запрет на совмещение потенциально конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности (абзац 14 статьи 6 Закона переходного периода). При этом, даже при сохранении договорной модели энергоснабжения, гарантирующий поставщик вправе привлечь третьих лиц для оказания услуг по передаче электроэнергии и иных услуг. Договор энергоснабжения является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Соглашение квалифицируется как вид договора купли-продажи энергии. Обязательным признаком договора энергоснабжения является заключение потребителем соглашения для удовлетворения собственных производственных и (или) бытовых нужд. Материалы судебной практики подтверждают вывод о том, что цель приобретения энергии является признаком, позволяющим отграничить договор энергоснабжения от договора купли-продажи. Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2004 года N КГ-А40/10965-04 <62> арбитражный суд признал необоснованным применение к отношениям сторон статей 426 и 445 Гражданского кодекса РФ и удовлетворение иска о понуждении к заключению договора энергоснабжения. Поскольку истец не представил доказательств того, что он является потребителем электрической энергии, приобретающим энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Практика Высшего Арбитражного Суда РФ подтверждает выводы судов нижестоящих инстанций о том, что в случае наличия цели приобретения энергии для ее последующей перепродажи третьим лицам участниками должна быть применена форма договора купли-продажи <63>. То есть во всех случаях включение данной цели в текст соглашения исключает возможность его квалификации как договора энергоснабжения. -------------------------------- <62> СПС "Гарант". <63> См., например: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2008 года N 8736/07 по делу N А10-4190/06.

Необходимость соответствия договорных отношений сторон указанному выше признаку обусловливает невозможность применения конструкции договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и энергосбытовой организацией. Закон "Об электроэнергетике" (например, абзац 5 пункта 2 статьи 37) упоминает только договор купли-продажи в качестве возможного варианта правового оформления. Договор купли-продажи энергии, оформляемый с гарантирующим поставщиком, относится к категории публичных. В частности, на розничных рынках гарантирующий поставщик обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым лицом, если энергопринимающие устройства заявителя находятся в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика (абзац 4 пункта 2 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике", пункт 61 Правил РРЭМ). Право отказать в оформлении договора возникает только в случаях, предусмотренных законодательством. Разновидностью договора купли-продажи энергии является договор купли-продажи тепловой энергии. Правила организации теплоснабжения, утверждаемые Правительством Российской Федерации, в последующем более подробно урегулируют договор поставки тепловой энергии. Модель договора энергоснабжения оформляет отношения, возникающие между теплоснабжающей организацией и потребителем. Правила о договоре купли-продажи энергии распространяются на отношения, связанные со снабжением газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Эффективность и полнота правового регулирования достигается в данном случае путем отказа от приоритета правил Кодекса.

Библиография:

1. Байтин М. И., Петров Д. Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 84 - 95. 2. Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: ИД "Юрист". 432 с. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ 3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2008. 847 с. 4. Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 34 - 49. 5. Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. В. Ф. Яковлева. М.: Изд-во РАГС, 2003. 503 с. 6. Зайченко М. Н. Предмет договора энергоснабжения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 35 с. 7. Захаров Ю. Ю. Новое в правовом регулировании электроэнергетики // Хозяйство и право. 2003. N 8. С. 9 - 26. 8. Интервью "К 70-летию со дня рождения А. Г. Быкова" // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 2 - 9. 9. Клейн Н. И. Принцип свободы договора и основания его ограничения в предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2008. N 1. С. 27 - 33. 10. Корнеев С. М. Вопросы построения системы советского права // Правоведение. 1963. N 1. С. 14 - 25. 11. Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953. 15 с. 12. Лахно П. Г. Программа спецкурса "Энергетическое право и политика в XXI веке" // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 43 - 51. 13. Лахно П. Г. Энергетическому бизнесу - надежную правовую основу // Корпоративный юрист. 2008. N 7. С. 11 - 13. 14. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004. 640 с. 15. Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 226 с. 16. Петров Д. Е. Отрасль права. Саратов, 2004. 194 с. 17. Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Правоведение. 2007. N 3. С. 3 - 12. 18. Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. 253 с. 19. Селиверстов С. С. К вопросу о понятии энергетического права // Энергетическое право. 2008. N 1. С. 52 - 58. 20. Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. М.: Статут, 1971. 147 с. 21. Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1990. 144 с. 22. Шевченко Л. Н. О соотношении государственного и договорного регулирования отношений по снабжению энергоресурсами // Энергетика и право. Выпуск 2 (Материалы III Международной научно-практической конференции "Энергетика и право", 10 - 11 апреля 2008 г.) / Под ред. П. Г. Лахно. Система "ГАРАНТ", 2009 г. 23. Чуйченко К. А. Газпром на пути глобальной энергетической компании: правовые аспекты // Энергетическое право. 2007. N 1. С. 2 - 5. 24. Яковлев В. Ф. Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса России // Энергетика и право. Выпуск 2 (Материалы III Международной научно-практической конференции "Энергетика и право"), 10 - 11 апреля 2008 г. / Под ред. П. Г. Лахно. Система "ГАРАНТ", 2009 г. 25. Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН. 224 с.

References (transliteration):

1. Bajtin M. I., Petrov D. E. Metod regulirovanija v sisteme prava: vidy i struktura // Zhurnal rossijskogo prava. 2006. N 2. S. 84 - 95. 2. Blinkova E. V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie snabzhenija tovarami cherez prisoedinennuju set': teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie problemy edinstva i differenciacii. M.: ID Jurist. 432 s. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ 3. Braginskij M. I., Vitrjanskij V. V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaja: Obwie polozhenija. M.: Statut, 2008. 847 s. 4. Vitrjanskij V. V. Dogovor jenergosnabzhenija i struktura dogovornyh svjazej po realizacii i priobreteniju jelektrojenergii // Hozjajstvo i pravo. 2005. N 3. S. 34 - 49. 5. Grazhdanskoe pravo: Uchebnik / Pod obw. red. V. F. Jakovleva. M.: Izd-vo RAGS, 2003. 503 s. 6. Zajchenko M. N. Predmet dogovora jenergosnabzhenija: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007. 35 s. 7. Zaharov Ju. Ju. Novoe v pravovom regulirovanii jelektrojenergetiki // Hozjajstvo i pravo. 2003. N 8. S. 9 - 26. 8. Interv'ju "K 70-letiju so dnja rozhdenija A. G. Bykova" // Jenergeticheskoe pravo. 2008. N 1. S. 2 - 9. 9. Klejn N. I. Princip svobody dogovora i osnovanija ego ogranichenija v predprinimatel'skoj dejatel'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. 2008. N 1. S. 27 - 33. 10. Korneev S. M. Voprosy postroenija sistemy sovetskogo prava // Pravovedenie. 1963. N 1. S. 14 - 25. 11. Korneev S. M. Dogovor o snabzhenii jelektrojenergiej mezhdu socialisticheskimi organizacijami. Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 1953. 15 s. 12. Lahno P. G. Programma speckursa "Jenergeticheskoe pravo i politika v XXI veke" // Jenergeticheskoe pravo. 2008. N 1. S. 43 - 51. 13. Lahno P. G. Jenergeticheskomu biznesu - nadezhnuju pravovuju osnovu // Korporativnyj jurist. 2008. N 7. S. 11 - 13. 14. Marchenko M. N. Teorija gosudarstva i prava: Uchebnik. M.: TK "Velbi"; Izd-vo "Prospekt", 2004. 640 s. 15. Osipchuk E. L. Dogovor jenergosnabzhenija v sisteme dogovornyh otnoshenij na rynke jelektricheskoj jenergii Rossii: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2004. 226 s. 16. Petrov D. E. Otrasl' prava. Saratov, 2004. 194 s. 17. Popondopulo V. F. Jenergeticheskoe pravo i jenergeticheskoe zakonodatel'stvo: obwaja harakteristika, tendencii razvitija // Pravovedenie. 2007. N 3. S. 3 - 12. 18. Svirkov S. A. Dogovornye objazatel'stva v jelektrojenergetike. M.: Statut, 2006. 253 s. 19. Seliverstov S. S. K voprosu o ponjatii jenergeticheskogo prava // Jenergeticheskoe pravo. 2008. N 1. S. 52 - 58. 20. Sejnaroev B. M. Pravovye voprosy dogovora na snabzhenie jelektrojenergiej predprijatij i organizacij. M.: Statut, 1971. 147 s. 21. Shafir A. M. Jenergosnabzhenie predprijatij (pravovye voprosy). M.: Juridicheskaja literatura, 1990. 144 s. 22. Shevchenko L. N. O sootnoshenii gosudarstvennogo i dogovornogo regulirovanija otnoshenij po snabzheniju jenergoresursami // Jenergetika i pravo. Vypusk 2 (Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Jenergetika i pravo", 10 - 11 aprelja 2008 g.) / Pod red. P. G. Lahno. Sistema "GARANT", 2009 g. 23. Chujchenko K. A. Gazprom na puti global'noj jenergeticheskoj kompanii: pravovye aspekty // Jenergeticheskoe pravo. 2007. N 1. S. 2 - 5. 24. Jakovlev V. F. Pravovoe regulirovanie toplivno-jenergeticheskogo kompleksa Rossii // Jenergetika i pravo. Vypusk 2 (Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Jenergetika i pravo", 10 - 11 aprelja 2008 g. / Pod red. P. G. Lahno. Sistema "GARANT", 2009 g. 25. Jakovlev V. F. Rossija: jekonomika, grazhdanskoe pravo (voprosy teorii i praktiki). M.: RIC ISPI RAN. 224 s.

------------------------------------------------------------------

Название документа