На вопросы читателей отвечают П. В. Крашенинников и С. В. Алексеев
(Крашенинников П. В., Алексеев С. В.)
("Спорт: экономика, право, управление", 2011, N 2)
Текст документа
НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЮТ
П. В. КРАШЕНИННИКОВ И С. В. АЛЕКСЕЕВ
П. В. КРАШЕНИННИКОВ, С. В. АЛЕКСЕЕВ
Крашенинников Павел Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции РФ, Председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель Попечительского совета Федерации хоккея России, вице-президент ХК "Металлург" (Магнитогорск).
Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, научный руководитель Академии спортивного права при Олимпийском комитете России, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
П. В. КРАШЕНИННИКОВ
1. Одна из злободневных проблем современного спортивного движения - коррупция в сфере спорта. Пока же, несмотря на многочисленные слухи и разговоры о так называемых договорных матчах, ни одного приверженца нечестной игры не удалось посадить на скамью подсудимых. Год назад Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о национальной стратегии и национальном плане по борьбе с коррупцией. Будет ли это способствовать борьбе с этим неадекватным явлением в спортивной сфере?
Довольно большие успехи в плане борьбы с коррупцией достигнуты на сегодняшний день с точки зрения формирования соответствующей нормативной правовой базы. Вместе с тем мы с вами понимаем, что нормативная база - это только инструмент борьбы с этим змием. Поэтому инструмент есть - надо им просто эффективно пользоваться. Безусловно, для этого должна быть воля властей всех уровней.
Если говорить о борьбе с коррупцией в области спорта, то попытки возбудить уголовные дела такого рода были, но все они были прекращены в связи с тем, что конкретные виновные не были установлены. Это связано прежде всего с тем, что правонарушители, например подвергшиеся вымогательству, опасаются сотрудничать с правоохранительными органами.
Теоретически в Уголовном кодексе уже давно есть статья, под которую можно подвести вратаря, пропустившего за деньги нужный противнику гол, или тренера, приказавшего команде отдать победу сопернику. А также всех, кто участвует в таком спортивном спектакле. Это статья 184 "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов".
Подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований с целью оказания влияния на результаты этих соревнований организованной группой грозит лишением свободы сроком до пяти лет. Но это наказание тем, кто сбивает людей спорта с пути истинного.
С другой стороны, к самим же спортсменам, предавшим правила честной игры, закон относится более мягко. Так, незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях, может повлечь за собой наказание, в том числе в виде лишения права заниматься профессиональной спортивной деятельностью на срок до трех лет либо ареста на срок от четырех до шести месяцев. Аналогичное преступление со стороны спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов соревнований влечет за собой уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Кстати, под эту статью подпадают и, скажем, организаторы конкурсов красоты, которые продадут звание "Мисс родной город" за деньги или какие-нибудь услуги, а сам конкурс проведут для отвода глаз, да еще на нем и заработают. Слухи о чем-то подобном ходят часто, а вот о подобных уголовных делах что-то не было слышно.
Поэтому недавно был разработан и принят законопроект, предлагающий в некоторых случаях освобождать от уголовной ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.
Закон дополняет статью "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов" примечанием, согласно которому "лицо, совершившее деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело", т. е. двумя самостоятельными основаниями освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения. Что будет стимулировать данных лиц идти на контакт со следствием и способствовать раскрытию коррупционных игр, обеспечению объективности результатов спортивных состязаний.
Преступлением следует рассматривать и практику так называемого стимулирования, когда третья команда, не участвующая в матче, доплачивает одному из соперников за победу. Тут как бы все честно, ведь исход игры при таком раскладе неясен, просто обещанная премия, возможно, заставит игроков быстрее бегать и буквально вырывать зубами победу. Но это в чистом виде подпадает под коммерческий подкуп.
С. В. АЛЕКСЕЕВ
2. На страницах предыдущих номеров журнала Вы начали рассказ о целесообразности принятия законодательства об интеллектуально-коммерческих играх, что в том числе связано с недавним выведением турнирного покера из Всероссийского реестра видов спорта. Каковы особенности урегулирования налогообложения в сфере интеллектуально-коммерческих игр?
В связи с неопределенностью правового статуса интеллектуально-коммерческих игр в настоящее время, наиболее массовой и популярной среди которых является турнирный покер, до недавнего времени признававшийся нашим государством интеллектуальным видом спорта наряду с шахматами, шашками и карточной игрой бридж, необходимы дополнения в действующее законодательство, определяющие правовые основы деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр на территории Российской Федерации и устанавливающие определенные ограничения осуществления данной деятельности.
Принятие этих поправок потребует ряда дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Прежде всего это касается введения налога на организацию интеллектуально-коммерческих игр.
Для этих целей необходимо ввести в НК РФ и использовать следующие юридические понятия: организация интеллектуально-коммерческих игр - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде платы за проведение интеллектуально-коммерческих игр, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг; организатор интеллектуально-коммерческих игр - организация, которая осуществляет деятельность по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр в заведениях интеллектуально-коммерческих игр или на информационно-телекоммуникационных площадках интеллектуально-коммерческих игр; участник - физическое лицо, принимающее участие в интеллектуально-коммерческих играх, проводимых организатором интеллектуально-коммерческих игр; интеллектуально-коммерческая игра - основанное на мастерстве соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой по правилам, установленным и утвержденным в соответствии с требованиями федерального закона, при котором исход данного соглашения зависит от интеллектуальных способностей игроков; игровой стол - специально оборудованное место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения интеллектуально-коммерческих игр; игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами интеллектуально-коммерческой игры, где проводится интеллектуально-коммерческая игра с любым количеством участников.
Налогоплательщиками налога на организацию интеллектуально-коммерческих игр (далее - налог) признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере организации интеллектуально-коммерческих игр. Объектом налогообложения признается игровой стол. При отсутствии игрового стола, исходя из правил интеллектуально-коммерческой игры, объектом налогообложения устанавливается единица иного соответствующего требованиям федерального закона игрового оборудования, который должен утверждаться решением ФНС России. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства должны утверждаться Минфином России.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно представляться налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляться в виде почтового отправления с описью вложения. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые ставки могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в пределах за один объект налогообложения - от 15 000 до 25 000 рублей. В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, ставки налогов должны устанавливаться в размере за один объект налогообложения - 20 000 рублей. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. В случае если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации должна утверждаться Минфином России. Налоговая декларация должна заполняться налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период. Налогоплательщики, отнесенные НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Порядок и сроки уплаты налога следующие. Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, должен уплачиваться налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, о чем шла речь выше.
Таким образом, рассмотренные поправки будут способствовать привлечению дополнительных доходов в государственные бюджеты, а также с учетом передового зарубежного опыта цивилизованному урегулированию интеллектуально-коммерческих игр и в России.
Название документа