Социально ориентированные некоммерческие организации

(Керимова К. Ш.) ("Юридический мир", 2011, N 6) Текст документа

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

К. Ш. КЕРИМОВА

Керимова Камила Шахемировна, аспирантка Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра государственного строительства и права.

Данная статья посвящена социально ориентированным некоммерческим организациям и их роли в жизни современного общества. Автор предлагает создать единый реестр социально ориентированных организаций, функции по ведению которого могут быть переданы Общественной палате РФ, отделить льготы по налогам для НКО от других мер поддержки, а также дополнить соответствующими положениями Налоговый кодекс РФ.

Ключевые слова: некоммерческая организация, социальная ориентация, реестр.

Socially-oriented non-commercial organizations K. Sh. Kerimova

The present article is devoted to socially-oriented non-commercial organizations and the role thereof in the life of contemporary society. The author proposes to create the uniform register of socially-oriented organizations, the maintenance of which might be transferred to the Public Chamber of the RF, delimit tax benefits for non-commercial organizations from other measures of support and also add the relevant provisions to the Tax Code of the RF.

Key words: non-commercial organization, social orientation, register.

Современные изменения в социально-экономической сфере, переход от государственного социализма к смешанной, многоукладной экономике в России потребовали глубоких реформ не только в экономике, но также в области социальной политики в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными в Конституции Российской Федерации. Многие предпринимательские структуры проявляют готовность к осуществлению продуманной и целенаправленной социально ориентированной политики, воспринимая общественные и иные некоммерческие организации в качестве потенциальных партнеров для осуществления совместной деятельности на условиях социального партнерства. Сегодня выдвигается ряд новых задач, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Основные усилия направлены на те сферы, которые прямо определяют качество жизни, на достижение социальной стабильности и национальной безопасности, на решение демографических проблем, связанных с поддержкой материнства, детства, семьи, уменьшением смертности, на борьбу с терроризмом и национализмом. Главные акценты переносятся с задач выстраивания социального партнерства на условиях взаимодействия на задачи формирования и реализации стратегии партнерства на условиях равноправного сотрудничества. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость выстраивания системы взаимовыгодного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями и бизнесом как тремя равноправными субъектами взаимодействия в целях объединения совместных усилий для реализации приоритетных для страны социально значимых программ. Следует отметить, что в своем Послании Федеральному Собранию <1> Президент РФ указал, что изменения в законодательстве будут направлены на упрощение работы тем некоммерческим организациям, которые ведут благотворительную деятельность и помогают социально незащищенным гражданам. Речь идет о введении института социально ориентированных некоммерческих организаций. Социально ориентированные некоммерческие организации получают прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь, предоставлять налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. -------------------------------- <1> Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. N 214. 2009.

Кроме того, законодательством урегулированы льготы для организаций малого бизнеса (субсидии и льготы по пользованию государственными помещениями), но не разработана система аналогичных льгот для некоммерческих организаций. Необходимость решения вопросов определения и систематизации социально ориентированных организаций обусловлена их ролью в жизни общества. Возрастание роли социально ориентированных организаций связано с недостаточно эффективной реализацией государственной социальной политики; уменьшением доли социальных расходов в общих расходах бюджета; передачей решения социальных задач на уровень местного самоуправления без обеспечения достаточного финансирования. В настоящее время многие некоммерческие организации, в том числе и общественные, которые оказывают важную конкретную социальную помощь населению, отдельным гражданам, сталкиваются с проблемами: сложно оформить аренду помещений, нет поддержки со стороны местной власти. 5 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций". Закон подготовлен в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., касающихся введения института социально ориентированных некоммерческих организаций, и направлен на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность. Указанный законодательный акт закрепляет ряд механизмов, регулирующих создание и правовые основы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Во-первых, Закон определяет, что такое социально ориентированные некоммерческие организации. Во-вторых, показывает, какие виды помощи социально ориентированные НКО могут получить. Это касается и финансовой поддержки, и имущественной, и консультационной, и поддержки с точки зрения подготовки специалистов. Следует заметить, что до недавнего времени в отдельных нормативных актах, публицистической и научной литературе, интернет-изданиях термин "социально ориентированные организации" применялся как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям, в том числе полностью финансируемым из бюджета. Так, Л. Б. Ларина дает следующее определение социально ориентированным организациям - "это организации, систематически занимающиеся деятельностью, направленной на достижение социальных, культурных, образовательных целей, на охрану здоровья, развитие физической культуры и спорта, защиту прав и законных интересов граждан, на удовлетворение различных общественных потребностей, несущие расходы, связанные с этой деятельностью, и не распределяющие доходы от этой деятельности между собственниками" <2>. -------------------------------- <2> Ларина Л. Б. Налогообложение социально ориентированных организаций: Автореф. дис. к. э.н. М., 2007. С. 10.

В. М. Якутин в своей работе "Механизм обеспечения инвестиционной привлекательности социально ориентированных предприятий" указывал на то, что "существуют значительные группы промышленных предприятий, для которых одной из главных целей является достижение социального эффекта, то есть такие предприятия являются социально ориентированными. Под социальным эффектом понимается обеспечение трудоустройства и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями" <3>. -------------------------------- <3> Якутин В. М. Механизм обеспечения инвестиционной привлекательности социально ориентированных предприятий: Автореф. дис. к. э.н. М., 2004. С. 7.

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Закон N 40-ФЗ) дает определение социально ориентированным некоммерческим организациям, которыми признаются "некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, религиозных организаций) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также другие виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона". Другими словами, социально ориентированные - значит специализирующиеся на социальной поддержке и защите граждан, помощи пострадавшим от стихийных бедствий и социальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, подготовке населения к предотвращению несчастных случаев и к преодолению последствий стихийных бедствий, благотворительной юридической помощи, профилактике социально опасного поведения, добровольчестве, образовании, науке, культуре, искусстве, здравоохранении, спорте и т. п., благотворительности, а также охране и заботе об окружающей среде, памятных местах и животных. Важно также, что само понятие социально ориентированных организаций близко распространенному в Европе статусу общественно полезных организаций. Это обстоятельство, в свою очередь, приводит к гармонизации российского законодательства с международным опытом. Закон N 40-ФЗ излагает в новой редакции статью 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которой предусматривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с указанным Федеральным законом. Кроме того, Федеральный закон "О некоммерческих организациях" дополняется новыми статьями 31.1, 31.2 и 31.3. В статье 31.1 определяются виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществление которых позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать таким организациям поддержку в различных формах: финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, размещение государственных и муниципальных заказов. Указанные органы формируют перечень имущества для передачи его социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование.еским организациям предоставляются государственные и муниципальные преференции, а также изменения, уточняющие особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, передаваемого во владение и (или) в пользование по договору того или иного вида социально ориентированным некоммерческим организациям. В целом можно заключить, что суть Закона N 40-ФЗ состоит в том, что вносимыми поправками выделяются из совокупности некоммерческих организаций социально ориентированные коммерческие организации, которые должны осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России. Закон N 40-ФЗ является важнейшим документом, принципиально меняющим систему отношений некоммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления, а в перспективе - и более широкого круга физических и юридических лиц, оказывающих поддержку таким организациям. В будущем планируется, что субсидии социально ориентированным НКО будут выдаваться по усмотрению региональных властей. Исходя из того, чем занимается некоммерческая организация, будет решаться вопрос о субсидиях. Получатели субсидии заносятся в специальный реестр. Это позволит в дальнейшем постоянно контролировать, на что пошли предоставленные средства. Согласно Закону N 40-ФЗ статусом "социально ориентированная НКО" организация обладает в соответствии со своей деятельностью, а не в результате внесения в реестры, упомянутые в Законе. Последние нужны для хранения информации о социально ориентированных НКО, которые получили от государства ту или иную поддержку. Предварительный анализ Закона N 40-ФЗ показывает, что его нормы достаточно широки, они затрагивают не только социальную сферу в чистом виде, но и культуру, образование и т. п. С одной стороны, это правильно, но если закон будет рамочным для принятия региональных законов, то возникает вопрос: как будут получать поддержку общероссийские организации? Необходимо также уточнить критерии получения статуса "социально ориентированная НКО", чтобы предотвратить произвольное толкование буквы закона местными чиновниками. Решением данной проблемы может стать единый реестр социально ориентированных организаций, функции по ведению которого могут быть переданы Общественной палате Российской Федерации. Подобный реестр может быть размещен в открытом доступе в Интернете и обновляться в текущем режиме. Включение НКО в подобный реестр должно осуществляться заявительным путем, с предоставлением закрытого списка документов. Подтверждением статуса может быть размещение ежегодного публичного отчета о деятельности НКО. Представляется также целесообразным отделить льготы по налогам для НКО и доноров (на них может претендовать более широкий круг организаций) от других мер поддержки, а также дополнить соответствующими положениями Налоговый кодекс РФ.

------------------------------------------------------------------

Название документа