О предупреждении банкротства банков (с заседания Экспертно-аналитического совета при Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов")

(Редакционный материал) ("Банковское право", 2011, N 3) Текст документа

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БАНКРОТСТВА БАНКОВ (С ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО СОВЕТА ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ "АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ") <*>

Одной из наиболее актуальных задач государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) является эффективное осуществление мероприятий по предупреждению банкротства (санации) банков в соответствии с требованиями Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" (далее - Закон). Эта проблема обсуждалась на состоявшемся в марте 2011 г. заседании Экспертно-аналитического совета при Агентстве (далее - Совет) под председательством председателя Совета, вице-президента Ассоциации региональных банков России д. э.н., профессора А. А. Хандруева. В заседании приняли участие представители Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Банка России, Агентства, Ассоциации региональных банков России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российской академии правосудия, Центра экономических исследований МФПА, Союза заемщиков и вкладчиков России, Международного союза (Содружества) адвокатов России, представители средств массовой информации и др. В качестве основного докладчика выступил первый заместитель Генерального директора Агентства к. э.н. В. А. Мирошников. Докладчик отметил, что Стратегия развития Агентства на период до 2015 г. (далее - Стратегия) определяет предупреждение банкротства (санацию) банков - участников системы страхования вкладов, банкротство которых нежелательно с точки зрения защищенности законных прав и интересов клиентов банков и поддержания стабильности банковской системы страны или отдельного региона (далее - проблемные банки), как важнейшую функцию Агентства. Справочно. С момента вступления в силу Закона <1> Агентство приняло участие в санации 18 социально и экономически значимых проблемных банков. В большинстве случаев санация осуществляется под контролем Агентства и Банка России частными инвесторами, получившими финансовую поддержку Агентства. В отношении трех банков применен механизм передачи части активов и обязательств в здоровые кредитные организации. По состоянию на 1 апреля 2011 г. на цели предупреждения банкротства банков было направлено 346,2 млрд. руб. Возврат этих средств обеспечен залогом имущества санируемых банков и инвесторов. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4981.

Для осуществления мер по предупреждению банкротства банков в ноябре 2008 г. Правительство РФ предоставило Агентству 200 млрд. руб. из федерального бюджета в качестве имущественного взноса. Кроме того, Агентство имеет возможность привлекать на эти цели кредиты Банка России, а также в ряде случаев использовать средства фонда обязательного страхования вкладов, сформированного в Агентстве в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <2> (ст. 33). -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029.

Вместе с тем, действуя в данной области, Агентство делает основной акцент на привлечение к санации проблемных банков частных инвесторов, способных самостоятельно либо при финансовой поддержке со стороны Агентства оздоровить конкретный банк. Для достижения своих стратегических целей в данной сфере Агентство концентрирует свои усилия на решении следующих основных задач: 1) обеспечение соответствия используемого инструментария интересам банков, их клиентов и других заинтересованных сторон; 2) эффективное управление средствами; 3) достижение высокой операционной готовности персонала; 4) приведение организационно-функционального состояния процесса санации в соответствие с лучшими мировыми стандартами; 5) организация эффективных внешних коммуникаций; 6) максимизация достаточности и ликвидности ресурсов Агентства при приемлемом уровне риска; 7) максимальная автоматизация процессов. В соответствии с перспективным (на пять лет) Планом основных мероприятий по реализации Стратегии все указанные задачи должны быть в основном решены в течение 2011 - 2013 гг.

1. Финансовое состояние банков на начало осуществления мер по их санации

Анализ финансового состояния банков на начало осуществления мер по санации свидетельствует о наличии у всех них проблем с ликвидностью, выражающихся в неисполнении обязательств перед клиентами. В большинстве банков осенью 2008 г. был зафиксирован резкий отток средств юридических и физических лиц со счетов (от 0,4 млрд. руб. в месяц в КБ "Газэнергобанк" до десятков млрд. руб. в КБ "Банк ВЕФК"). Поводом для этого послужил в основном негативный информационный фон, связанный с финансовым кризисом. Некоторые банки ("Банк24.ру", "СБ "Губернский" и др.) в целях стабилизации ситуации вводили ограничения на снятие денежных средств и досрочное расторжение договоров вкладов. Однако данная мера продемонстрировала низкую эффективность, а в некоторых случаях вообще повлекла возникновение панических настроений у вкладчиков. В ряде случаев банки для снижения оттока средств физических лиц меняли условия договоров вкладов, увеличивая процентные ставки. Но на практике это приводило к удорожанию ресурсной базы и увеличению процентных расходов. На фоне одновременного снижения процентных доходов в связи с неудовлетворительным качеством обслуживания кредитов заемщиками это, как правило, приводило к общему ухудшению финансового положения банков. Кроме того, кризисные явления в экономике способствовали развитию в ряде регионов страны недобросовестной конкуренции. Однако указанные причины ухудшения финансового положения банков явились лишь побочными проблемами, избежать которых можно было бы при грамотном управлении ликвидностью, диверсификации портфелей активов, оптимальном фондировании активных операций. Главная же проблема заключалась в отрицательном значении собственных средств (капитала) банков. Во всех банках, оценку финансового положения которых Банк России совместно с Агентством проводил в конце 2008 - первой половине 2009 г., собственные средства были утрачены полностью. Анализ показывает, что в абсолютном большинстве банков кредитный портфель составлял более 80% валюты баланса. При этом кредитуемые компании были связаны между собой общим отраслевым рынком, что неизбежно влекло повышенный риск невозврата выданных ссуд. Так, банки "Башинвестбанк", "СБ "Губернский", "Губернский банк "Тарханы", "Московский Капитал" большую часть кредитного портфеля сконцентрировали на строительных проектах. Общий размер ссудной задолженности по инвестиционным проектам достигал 85% кредитного портфеля. Участие в девелоперских проектах в условиях роста рынка недвижимости представлялось выгодным вложением средств. Однако специфика вложений в данный вид бизнеса заключается в том, что на этапе строительства такие проекты не генерируют регулярный доход, достаточный для покрытия затрат по кредитам. Банки, кредитуя в основном проекты, связанные со своими собственниками, игнорировали уровень разумного риска. При этом выполнение обязательных нормативов деятельности банков достигалось посредством применения схем кредитования технических компаний. Таким образом, заемщиками являлись организации, не ведущие хозяйственную деятельность и, как следствие, не имеющие средств для возврата кредитов. Так, в КБ "Губернский банк "Тарханы" более 75% ссудного портфеля банка приходилось на кредиты взаимосвязанным заемщикам, которые посредством купли-продажи собственных векселей либо предоставления беспроцентных займов внутри группы направляли полученные от банка средства на расчетный счет одной компании. Другим негативным следствием кредитования организаций, аффилированных с собственниками банков, стало недостаточное либо вообще отсутствующее обеспечение по ссудам. Например, фактически необеспеченными были кредиты, выданные КБ "Банк ВЕФК" и "Банк ВЕФК-Сибирь". Особое место в связи со спецификой портфеля активов и, как следствие, причин, приведших к ухудшению финансового положения, занимает КБ "КИТ Финанс Инвестиционный банк". Он проводил чрезвычайно рискованную политику, направляя значительную часть собственных и привлеченных средств на приобретение ценных бумаг, в том числе акций ОАО "Ростелеком". Операции финансировались путем привлечения межбанковских кредитов под залог указанных акций, а также привлечения средств крупных клиентов - юридических лиц. Финансовый кризис привел к падению котировок на фондовых рынках и, следовательно, повлек за собой ухудшение финансового положения КБ "КИТ Финанс Инвестиционный банк". По состоянию на 24 апреля 2009 г. капитал банка снизился до отрицательной величины - 36,3 млрд. руб. Кроме того, проверка его финансового состояния показала, что большая часть активов банка была выведена на компании, входящие в группу "КИТ Финанс", в целях снижения концентрации кредитных рисков в банке.

2. Механизмы санации банков

Исходя из особенностей банков, в предупреждении банкротства которых участвовало Агентство, использовались три основных механизма, предусмотренных Законом. 1. Продажа банка новым собственникам. Законом предусмотрена возможность приобретения инвестором акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников), и оказания Агентством финансовой поддержки инвестору (или самому банку) (ст. 2 Закона). В этом случае между Агентством, инвестором и банком заключается Генеральное соглашение, согласно которому инвестор и банк выполняют ряд обязательств, в том числе по предоставлению Агентству всей необходимой информации, свободного доступа во все помещения банка, к любым его документам и информационным системам. Инвестор также обязуется разработать и направить в Агентство для согласования план финансового оздоровления банка. В период действия Генерального соглашения инвестор должен регулярно направлять в Агентство отчеты о ходе выполнения запланированных мероприятий. В случае выявления нецелевого использования полученных от Агентства денежных средств, а также если финансовое положение инвестора не позволяет ему осуществлять запланированные мероприятия, инвестор обязан возвратить Агентству полученные средства в полном объеме. Привлечение инвесторов к участию в финансовом оздоровлении банков в наибольшей мере способствует выполнению стратегической задачи Агентства по максимизации достаточности и ликвидности ресурсов Агентства при приемлемом уровне риска, в том числе потому, что позволяет осуществлять санацию без государственного финансирования. С использованием этого механизма было предупреждено банкротство тринадцати банков. 2. Передача активов и обязательств проблемного банка в финансово устойчивый банк (ст. 9 Закона) осуществляется исходя из принципа эквивалентности размера передаваемых обязательств стоимости передаваемого имущества, защиты прав и законных интересов кредиторов. После завершения мероприятий по передаче имущества и обязательств Банк России отзывает у проблемного банка лицензию на осуществление банковских операций. Далее проводятся ликвидационные процедуры в соответствии с законодательством. В результате сохраняется не сам банк как отдельный хозяйствующий субъект, а здоровая часть его бизнеса. Преимущества этого механизма заключаются в следующем: - обеспечивается экономическая выгода для всех клиентов банка. Так, вкладчик продолжает обслуживаться в новом банке на прежних условиях. Выгода для кредиторов, обязательства перед которыми не передаются в новый банк, заключается в увеличении доли выплат из конкурсной массы за счет того, что стоимость передаваемых активов существенно выше, чем их цена при реализации в ходе конкурсного производства; - сохраняется в банковской системе здоровая часть бизнеса ликвидируемого банка посредством ее передачи банку-приобретателю; - сохраняется филиальная сеть банка посредством ее передачи банку-приобретателю по рыночной стоимости; - предотвращается возможность массового сокращения персонала банка; - экономятся средства фонда обязательного страхования вкладов. В целом передача активов и обязательств проблемного банка в финансово устойчивый банк способствует достижению стратегической цели Агентства - обеспечивает удобство услуг Агентства для клиентов банка, а также операционных целей, связанных с минимизацией ущерба, наносимого их интересам вследствие прекращения нормальной деятельности банка. Этот механизм использовался Агентством при санации трех банков. 3. Приобретение Агентством акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников) (ст. 2 Закона). Данный механизм применялся: - при отсутствии инвестора; - как временная мера, реализуемая при наличии инвестора в рамках мероприятий по реорганизации банка в форме присоединения к финансово устойчивой кредитной организации; - в случае совместного приобретения пакетов акций банка Агентством и инвестором, в частности, в целях усиления контроля со стороны Агентства за ходом финансового оздоровления банка, в том числе посредством участия в его органах управления. По сути, использование данного механизма - вынужденная мера, поскольку в соответствии с Законом при появлении заинтересованных инвесторов Агентство обязано продать свои акции (доли в уставном капитале банка) на публичных торгах (ч. 6 ст. 10 Закона). В настоящее время Агентство является акционером (участником) шести банков с долей участия в размере, позволяющем определять решения банков по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания их акционеров (участников). При этом инвесторы отсутствуют только в двух из них. В качестве эффективного сопутствующего механизма финансового оздоровления банка применяется выкуп Агентством проблемных активов банка при предварительной оценке целесообразности такого рода сделок. Выкуп активов признается целесообразным в том случае, если активы являются проблемными только в текущий период времени, но не безнадежными, а также при условии улучшения в результате выкупа активов финансового положения банка и перспектив его развития. К таким активам, например, относятся права требования по кредитам, предоставленным на цели финансирования строительных проектов, поскольку по мере оживления рынка недвижимости качество обслуживания данных кредитов стабилизируется. Наиболее быстрое улучшение финансового положения банка после передачи проблемных активов Агентству отмечено в ЗАО "Нижегородпромстройбанк". Также положительная динамика наблюдалась в банках "ОТКРЫТИЕ" и "СОЮЗ". Практика показала, что указанный выше инструментарий соответствует интересам всех участников процесса санации проблемных банков. При этом важно отметить, что первые два основных механизма, широко используемых в зарубежной банковской практике, никогда ранее в России не применялись. Это свидетельствует о правильности подхода Агентства к выполнению стратегической задачи приведения своей деятельности по предупреждению банкротства банков в соответствие с лучшими мировыми стандартами. Успешное применение Закона было бы невозможно без эффективных внешних коммуникаций, прежде всего без слаженного взаимодействия Агентства и Банка России. Уже на следующий день после вступления Закона в силу (29 октября 2008 г.) Банк России издал ряд актов, регламентирующих действия участников процесса санации банков <3>. Со своей стороны, Агентство в конце 2008 - начале 2009 г. приняло около тридцати внутренних документов, регулирующих осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению банков <4>. -------------------------------- <3> См.: Положение об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (утв. Банком России 29.10.2008 N 325-П); указание Банка России от 29 октября 2008 г. N 2108-У "О порядке принятия Банком России решения об уменьшении уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала)"; указание Банка России от 29 октября 2008 г. N 2107-У "Об оценке финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению его банкротства"; указание Банка России от 29 октября 2008 г. N 2106-У "О порядке принятия Банком России решений о направлении государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" предложения об участии в предупреждении банкротства банка и о согласовании (утверждении) плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в предупреждении банкротства банка" и др. <4> См.: официальный сайт Агентства: www. asv. org. ru.

3. О некоторых результатах работы Агентства по санации банков

На момент начала санационных процедур общий размер задолженности 18 санируемых банков составлял 450 млрд. рублей, из которых более 100 млрд. руб. - задолженность перед вкладчиками. 12 банков относятся к числу региональных, 7 банков до кризиса входили в число 100 крупнейших в России по размеру активов, остальные - во вторую сотню. Следует отметить, что в большинстве случаев, вне зависимости от причин ухудшения финансового положения санируемых банков, их собственники активно сотрудничали как с новыми собственниками, так и с Агентством, что позволило оперативно определить подлинные причины возникновения трудностей и разработать наиболее эффективную стратегию финансового оздоровления банков. Исключение составили бывшие собственники КБ "Банк ВЕФК" (А. В. Гительсон), "СБ "Губернский" (А. В. Иванов), "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (А. М. Иващенко, И. А. Киреева) и "Губернский банк "Тарханы" (С. В. Саакян), в отношении которых по инициативе Агентства правоохранительными органами возбуждены уголовные дела по хищениям и злоупотреблению полномочиями. В первой половине 2010 г. завершились процедуры финансового оздоровления КБ "Нижегородпромстройбанк" и "Нижний Новгород". В сентябре 2010 г. завершено присоединение КБ "Банк Петровский" к КБ "ОТКРЫТИЕ". В октябре 2010 г. завершены мероприятия по реструктуризации КБ "НОМОС-БАНК-Сибирь" (прежнее наименование - "Банк ВЕФК-Сибирь"), а к середине 2011 г. Агентство планирует завершить санацию КБ "Банк24.ру". Здесь особо следует отметить пример КБ "Нижегородпромстройбанк", финансовое оздоровление которого было завершено всего за 14 месяцев. Такая оперативность была обусловлена особенностями примененных мер. План санации банка предусматривал приобретение Агентством части его кредитного портфеля балансовой стоимостью 5,3 млрд. руб. с дисконтом от 5 до 7%. В результате этой сделки банк избавился от проблемных активов и, как следствие, от необходимости начислять резервы на возможные потери по этим ссудам. Полученные средства позволили ему повысить уровень ликвидности, снизившийся в связи с оттоком средств клиентов, и в кратчайшие сроки произвести расчеты с кредиторами, чьи требования по денежным обязательствам не были исполнены из-за отсутствия или недостатка денежных средств на корреспондентских счетах банка. В результате сейчас КБ "Нижегородпромстройбанк" работает прибыльно, качественно и своевременно предоставляет все банковские услуги, востребованные рынком. По одиннадцати банкам, мероприятия по финансовому оздоровлению которых продолжаются, можно констатировать изменение приоритетов работы. Подавляющий ее объем, по существу, был выполнен в конце 2009 - начале 2010 г. В настоящее время основной задачей здесь стали укрепление позиций санируемых банков на рынке банковских услуг, разработка и внедрение новых конкурентоспособных продуктов для клиентов, достижение устойчивой положительной динамики развития. Между Агентством, банками и инвесторами налажено рабочее взаимодействие, позволяющее оперативно реагировать на изменения финансового положения и, в случае необходимости, вносить изменения в планы финансового оздоровления конкретных банков либо ставить вопрос о досрочном прекращении их санации. В целом с учетом накопленного опыта Агентством создана эффективная система контроля за ходом финансового оздоровления банков, включающая еженедельные и ежемесячные отчеты об их деятельности, ежемесячный мониторинг финансового положения банков на основании обязательной отчетности, выездные проверки выполнения планов их финансового оздоровления. В 2009 - 2010 гг. проведены 22 такие проверки. По итогам дистанционного анализа и проверок Агентство подготавливает для инвесторов и руководителей банков предложения по более эффективному развитию банков, рекомендации по оптимизации их деятельности и более оперативному достижению целевых показателей планов финансового оздоровления. В этой связи необходимо отметить, что эффективная санация банков невозможна без решения стратегической задачи - обеспечения высокой операционной готовности работников Агентства, наличия у них необходимых знаний и навыков в сфере санации банков. Кроме того, в Агентстве активно используется перераспределение работников исходя из необходимости кадрового усиления того или иного направления. Особое значение имеет контроль за деятельностью банков, акционером (участником) которых становится Агентство. Контроль осуществляется как через участие работников Агентства в советах директоров банков, так и посредством принятия решений по оперативной деятельности банков учрежденной в Агентстве Комиссией по вопросам реструктуризации банков. Бюджетирование текущей деятельности банков и лимитирование активных и пассивных операций способствуют решению такой стратегической задачи Агентства, как эффективное управление средствами, позволяя контролировать направления их расходования средств, а также исключить осуществление операций с высоким уровнем риска.

4. Перспективы совершенствования законодательного обеспечения деятельности по санации

Анализ двухлетней деятельности Агентства по санации банков демонстрирует жизнеспособность и эффективность соответствующих норм Закона. В то же время Стратегией предусмотрено внесение ряда изменений в законодательное обеспечение этой функции Агентства. Так, Агентством совместно с Банком России подготовлены предложения по внесению изменений в федеральные законы и иные законодательные акты Российской Федерации, направленные на придание Закону статуса постоянно действующего, а также на совершенствование и расширение возможностей применения предусмотренных Законом механизмов предупреждения банкротства проблемных банков. Практика свидетельствует, что самым серьезным препятствием использованию наиболее перспективных механизмов санации - передачи обязательств и активов на эквивалентную сумму проблемного банка (или их части) в финансово устойчивый банк и привлечения потенциальных инвесторов к участию в финансовом оздоровлении банков является низкое качество активов банков и, как следствие, большая недостаточность средств для выполнения банками обязательств перед своими кредиторами. В этой связи следовало бы законодательно закрепить возможность передачи активов и обязательств проблемного банка нескольким приобретателям; уточнить порядок и определить источники уплаты приобретателям приобретательской премии в случае превышения размера передаваемых обязательств над стоимостью передаваемого имущества; установить возможность обратного выкупа у приобретателей переданного им имущества ненадлежащего качества; уточнить порядок и условия реализации Агентством акций (долей) банков, приобретенных в процессе их санации. Также представляется целесообразным законодательно закрепить предоставление Агентству права осуществлять финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств, привлеченных на финансовом рынке, в том числе путем выпуска облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Выше отмечалось, что приобретение Агентством акций (долей) в уставных капиталах банков является вынужденной нерыночной мерой, влекущей, кроме того, участие работников Агентства в работе органов управления банков, осуществление бюджетирования и лимитирования их деятельности, участие в оперативных операциях, выходящих за рамки установленных лимитов. Иными словами, на Агентство возлагается функция управления санируемыми банками. Поэтому в случае придания Закону статуса постоянно действующего Агентству имеет смысл отказаться от практики приобретения в дальнейшем акций (долей) банков. В этой связи представляется целесообразным ориентироваться на опыт США: в соответствии с принятым 21 июля 2010 г. Законом Додда - Фрэнка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей FDIC <5> запрещено становиться участником (акционером) финансовых организаций. -------------------------------- <5> Federal Deposit Insurance Corporation (Федеральная корпорация по страхованию депозитов).

Ряд законодательных предложений Агентства и Банка России имеют целью противодействие собственникам и руководителям банков, нарушающим нормативные акты Банка России и/или скрывающим допущенные нарушения путем умышленного искажения банковской отчетности. Основным способствующим этому условием является отсутствие законодательно закрепленной ответственности за такого рода правонарушения. В этой связи разработаны законопроектные предложения, в частности предусматривающие внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и устанавливающие ответственность за служебный подлог и халатность в кредитных организациях. Одновременно Агентство также приступило к внесению изменений в действующие и разработке новых внутренних регулятивных документов, регламентирующих деятельность по санации банков. В частности, Планом основных мероприятий по реализации Стратегии предусмотрена разработка: методических рекомендаций по экспресс-оценке качества активов проблемных банков; методологии описания активов, предлагаемых для передачи в рамках сделок P&A, позволяющей потенциальным приобретателям оперативно принимать решения об участии в P&A; порядка использования электронных площадок при продаже активов, полученных Агентством при санации банков. Кроме того, планируется подготовка документов, регламентирующих механизмы привлечения Агентством внешнего финансирования под залог ценных бумаг и иных активов, совершенствование методов дистанционного анализа проблемных банков и потенциальных инвесторов, а также реинжиниринг механизмов, обеспечивающих работу с активами санируемых банков. Одновременно, реализуя предусмотренную Стратегией задачу повышения эффективности организации работы в области контроля за деятельностью санируемых банков и инвесторов, Агентство планирует: - увеличить частоту выездных проверок финансового положения банков, а также проводить тематические проверки в отношении банков, акционером (участником) которых оно является, по вопросам соблюдения установленных Агентством лимитов осуществления операций, выполнения смет расходов (затрат) на осуществление текущей деятельности, оценки качества новых выдаваемых кредитов; - проведение ежеквартальных совещаний с руководством санируемых банков и инвесторов с целью формирования единого мнения о ходе и перспективах выполнения мер по финансовому оздоровлению банков; - расширять практику направления в санируемые банки своих представителей с целью непрерывного контроля за текущей деятельностью банков, в частности за качеством предоставляемых банками кредитов; - повсеместно внедрять оценку показателей деятельности инвесторов с учетом прогноза перспектив их развития в условиях изменяющейся экономической ситуации в Российской Федерации. Выступление докладчика вызвало заинтересованное обсуждение. В дискуссии участвовали Генеральный директор Агентства д. ю.н. А. В. Турбанов, первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей д. э.н. А. В. Мурычев, директор Центра экономических исследований МФПА д. э.н. С. Р. Моисеев, заведующий кафедрой финансового права Российской академии правосудия д. ю.н., проф. С. В. Запольский, президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация "Россия") к. э.н. А. Г. Аксаков, заместитель директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Р. В. Амирьянц. По мнению А. В. Мурычева, необходимо более тщательно изучать и развивать используемые Банком России и Агентством механизмы предварительного анализа отчетности банков с целью определения конкретных мер санации, подлежащих применению. Примеры некоторых банков свидетельствуют о том, что недостаточный предварительный анализ в дальнейшем может привести к неоднократному пересмотру размера финансирования, выделяемого проблемному банку в рамках санации. В этой связи следует изучить вопрос о дополнительных инструментах, которые позволяли бы получать более объективные данные о реальном финансовом положении банков, нуждающихся в санации. В целом работу Агентства по проведению санации банков следует оценивать положительно. Вместе с тем практика выявила новые проблемы законодательного и организационного характера. Так, необходимо более подробно рассмотреть вопрос взаимодействия Банка России и Агентства с целью выявления кризисных ситуаций в банках на более ранних стадиях. В настоящее время процесс санации организован таким образом, что Агентству приходится заниматься проблемами, которые на более ранней стадии могли бы быть решены Банком России и другими ведомствами. Соответственно необходимо предоставить Банку России и Агентству возможность вмешиваться в деятельность банков на более ранних стадиях проявления тревожных тенденций в их повседневной деятельности. А. В. Мурычев согласился с предложением закрепить за Агентством полномочия по санированию банков на постоянной основе, так как предусмотренные Законом методы положительно себя зарекомендовали в условиях финансового кризиса. Также, по его мнению, необходимо предусмотреть, чтобы институт санации не использовался в нормальных условиях развития банковской системы и применялся как резервный инструмент только в кризисный период. Р. В. Амирьянц также поддержал предложение о придании Закону статуса постоянно действующего и закрепление за Агентством функции предупреждения банкротства проблемных банков. При этом необходимо учесть опыт санации, накопленный Агентством. С. В. Запольский обратил внимание на неизбежное возникновение в процессе санации коллизий между принудительным характером ряда мер и процедур и правом собственности акционеров и имущественной самостоятельностью банка. В этой связи в случае законодательного закрепления санации как постоянного инструмента необходимо предусмотреть решение указанных вопросов с учетом интересов всех участников процесса. А. Г. Аксаков подчеркнул, что в настоящее время для банков очень остро стоит вопрос формирования резервов по непрофильным активам. В связи с этим представляется крайне актуальным рекомендовать Банку России принять специальный нормативный акт, регулирующий данный вопрос. При его подготовке было бы полезно учесть опыт Агентства по работе с непрофильными активами проблемных банков. Следует признать, что при осуществлении санации Агентству было бы проще работать, если бы законодательство предусматривало возможность привлечения к ответственности клиентов, не выполняющих своих обязательств перед банками. Также в законодательстве необходимо предусмотреть ответственность клиентов, предоставляющих двойные залоги или выводящих активы. Кроме того, по мнению А. Г. Аксакова, особого внимания заслуживают вопросы повышения ответственности собственников, топ-менеджеров банков и руководителей их структурных подразделений. Также в законодательстве следует предусмотреть, что взаимные иски между банком и заемщиком следует рассматривать в рамках одного судебного процесса. Ряд принципиальных соображений по проблемам, затронутым в докладе и выступлениях, высказал А. В. Турбанов. Прежде всего он задался вопросом, какие уроки из прошедшего финансового кризиса извлекли участники банковской системы. В настоящее время банкиры проявляют осторожность в кредитной политике. Однако при окончательной стабилизации ситуации велика вероятность, что такая осторожность пропадет и банкиры будут стараться вести дела по-прежнему. В этой связи основные сложности в сфере банковского кредитования связаны с увлечением банкиров кредитованием структур, аффилированных с собственниками или руководством банка. При этом сами банкиры не видят в этом ничего плохо, так как, по их мнению, это является одним из обязательных направлений деятельности любого банка. Вместе с тем для указанных отношений необходимо установить более четкие правила их реализации, запрещающие использовать многочисленные "помоечные структуры", т. н. кредитование которых неизбежно увеличивает общие риски банка. Использование подобных схем, тем более при наступлении кризисных явлений, сразу негативно сказывается на работе всего банка. Проблемным, по мнению А. В. Турбанова, остается вопрос о принудительной санации: насколько она оправданна и необходима? Государство стоит на той позиции, что оно не может остаться в стороне, когда речь идет об экономической и социальной стабильности в стране в целом. Соответственно это заставляет государство использовать принудительную санацию - меру, направленную на восстановление стабильности в банковской сфере. При применении мер санации отсутствуют нарушения в правовом режиме собственности, так как переговоры между прежним собственником и потенциальным инвестором идут самостоятельно без участия Агентства. Все решается в добровольном порядке между частными субъектами рынка. Сложнее вопрос с собственностью обстоит в случае приобретения Агентством 100-процентного контроля над санируемым банком. Следует отметить, что указанный способ смены собственника рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации применительно к деятельности "Агентства по реструктуризации кредитных организаций", когда суд прямо указал на отсутствие нарушений в подобной ситуации. В данном случае происходит списание капитала до 1 рубля. При этом собственники не теряют своих прав собственности на акции, которыми они располагают. Они являются собственниками не банка, а акций, которые как были у них, так и остаются, только фиксируется тот факт, что стоимость таких всех вместе взятых акций составляет не больше 1 рубля. Но собственник может выйти с ними на рынок и попробовать продать их за любую желаемую сумму. Однако никто даже не пытается это сделать по причине полного отсутствия спроса на подобные акции. Однако эффект морального ущерба у собственника остается. Поэтому Агентство все больше склоняется к мнению, что принудительной санации, особенно с вхождением государства в лице Агентства в уставные капиталы банков, быть не должно. Основной акцент необходимо делать на процедуре передачи части активов и обязательств санируемого банка "здоровому" банку с последующей ликвидацией уже по существу умершего объекта санации. Если государство не создаст нормальных условий для привлекаемых частных инвесторов, никто, тем более в условиях кризиса, не станет участвовать в санации другого банка. В этой связи следует пересмотреть порядок оказания помощи со стороны государства санируемому банку. В настоящий момент государство через Агентство оказывает финансовую поддержку непосредственно санируемому банку. Эта мера не всегда находит правильное понимание в обществе. Поэтому более целесообразным представляется не прямое финансирование мероприятий по спасению банков, а оказание им косвенной поддержки, в частности путем облегчения надзорного режима на время санации. В заключение А. В. Турбанов отметил, что в обществе существуют опасения относительно необоснованного применения мер санации как постоянного инструмента. Однако специфика санации заключается в том, что такие меры применяются при возникновении системных угроз. При этом определение таких обстоятельств осуществляет Банк России, отвечающий за стабильность банковской системы и обладающий необходимым инструментарием, позволяющим дать обоснованную оценку наличия или отсутствия такой системной угрозы. При этом Агентство само в добровольном порядке не вправе начинать делить какой-нибудь банк и передавать его активы и пассивы, это возможно только после поступления соответствующего поручения от Банка России. При этом в своей деятельности по санации конкретного банка Агентство руководствуется соответствующим планом мероприятий, утвержденным либо Комитетом банковского надзора, либо Советом директоров Банка России.

Название документа